Патриотизм в понимании Льва Толстого
troitsa1 — 04.06.2022Обещал в посте про любимую фразу либералов о патриотизме вернуться к светочу либеральной мысли графу Льву Толстому. Выполняю обещание.
Я всегда задумывался над одним бесспорным фактом: спроси любого иностранца об известном ему русском писателе и почти стопроцентно будет назван Толстой. Столь гениален? Столь понятен иноземцам? Столь раскручен? Вот это ближе к истине!
А кому понадобилось раскручивать графа? Я под катом помещу полный текст его работы о патриотизме, небольшой, прочитайте, я комментировать не стану. Думаю, что легко поймёте, какие силы подняли его на щит.
Ленин написал знаменитую фразу: "Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию". С помощью графа тоже многих разбудили, их дети и внуки и сотворили с нашей страной перестройку, но процесс идёт по нарастающей! По нарастающей шёл и процесс в голове графа.
Отсюда и вполне понятный его антагонизм с православием, читать его религиозные статьи просто больно. Думаете, что толерантность новое изобретение? Нет. И сто лет назад крыли патриотизм, виня его во всех грехах. Идеалом был человек терпимый к любому инородцу. Даже если инородцы пришли в твой дом, и творят здесь свои законы.
Читайте. Лев Толстой. ПАТРИОТИЗМ ИЛИ МИР?
… ослепление, в котором в наше время находятся народы,
восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в
суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных
последствий патриотизма--войны, дошло, как мне кажется, до той
последней степени, при которой достаточно самого простого,
просящегося на язык каждого непредубежденного человека,
рассуждения, для
того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они
находятся.
Точно так же отвечают нам христианские народы на поставленный им
жизнью
вопрос: что они выбирают из двух: патриотизм или мир? Они отвечают:
и
патриотизм и мир, хотя соединить патриотизм и мир так же
невозможно, как в
одно и то же время ехать кататься и оставаться дома.
Производит же войну желание
исключительного блага своему народу, то, что называется
патриотизмом. А
потому для того, чтобы уничтожить войну, надо уничтожить
патриотизм. А чтобы
уничтожить патриотизм, надо прежде всего убедиться, что он зло, и
вот это-то
и трудно сделать.
Если же патриотизм даже и не удержательный, то он
восстановительный--патриотизм покоренных, угнетенных
народов--армян,
поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не
самый
худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего
насилия.
Патриотизм не может быть хороший. Отчего люди не
говорят, что эгоизм
может быть хороший, хотя это скорее можно бы было утверждать,
потому что
эгоизм есть естественное чувство, с которым человек рождается,
патриотизм же
чувство неестественное, искусственно привитое ему.
Скажут: "Патриотизм связал людей в государства и поддерживает
единство
государств". Но ведь люди уже соединились в государства, дело
это
совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную
преданность людей к
своему государству, когда эта преданность производит страшные
бедствия для
всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который
произвел
объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые
государства.
Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о
полной
несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном
смысле, но и
с самыми низшими требованиями нравственности христианского
общества, и
всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или
высокомерным
указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические
выражения
мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись
в сжатой
форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что
это не что
иное, как космополитизм, как будто это слово "космополитизм"
бесповоротно
опровергало все мои доводы.
… патриотизм есть пережиток варварского времени, который не
только не надо
возбуждать и воспитывать, как мы это делаем теперь, но который
надо
искоренять всеми средствами: проповедью, убеждением, презрением,
насмешкой.
Надо радоваться, когда от России отделяется Польша,
Остзейский край, Финляндия, Армения; и англичанину
радоваться тому же по
отношению Ирландии, Австрии, Индии и других колоний и содействовать
этому,
потому что чем больше государство, тем злее и жесточе его
патриотизм, тем
на большем количестве страданий зиждется его могущество.
… как считается глупым и смешным теперь восхваление самого себя,
так же бы считалось [глупым]
восхваление своего народа, как оно теперь производится в разных
лживых
отечественных историях, картинах, памятниках, учебниках, статьях,
стихах,
проповедях и глупых народных гимнах.
Москва. 5 января 1896.
Источник.
***
Мне одно только интересно. Ожидал ли граф, что всего лет через 16
его захотят утопить свои же собратья писатели и поэты?
Вот широко известный их манифест:
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в
словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить
Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода
Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду
Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака
воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных
этими бесчисленными Леонидами Андреевыми
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко,
Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на
реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
1). На увеличение словаря в е г о о б ъ ё м е произвольными и
производными словами (Слово-новшество).
2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3). С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников
сделанный вами Венок грошовой славы.
4). Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших
«здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут
впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого)
Слова.
(«Пощёчина общественному вкусу»
— первый поэтический сборник кубофутуристов (петербургская
поэтическая группа «Гилея»), вышедший 18 декабря 1912 года.
Наиболее известен благодаря сопровождавшему его одноимённому
манифесту.)
Особенно это место хорошо:
Мы приказываем чтить права поэтов:
2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
Сейчас ненависть от русского языка переходит на русский
народ.
Эволюция, однако! И Украина в лидерах.