Параджанов
blogrev — 02.08.2022Мировая известность пришла к Сергею Параджанову после съемки культовых фильмов «Тени забытых предков» (1965) и «Цвет граната» (1968), благодаря которым режиссёр считается одним из основателей «новой советской волны» и «поэтического кинематографа».
Не будучи классическим диссидентом, Сергей Параджанов однако открыто критиковал советскую культурную политику, выступал против цензуры и судебных расправ над украинской интеллигенцией.
В результате режиссёр был по политическим мотивам осужден за однополые отношения (1973). Пробыв в тюрьме 4 года, Параджанов был освобождён под давлением советской творческой интеллигенции и международной кампании.
Вернуться в кинематограф Сергей Параджанов смог только в 1983 году, сняв ряд фильмов, в том числе «Легенда о Сурамской крепости» (1984) и «Ашик-Кериб» (1988).
Помимо фильмов Сергей Параджанов создал множество изобразительных произведений: рисунки, коллажи, инсталляции, скульптуры…
4 сентября 1965 года диссиденты И. М. Дзюба, В. М. Черновол и В. С. Стус выступили на премьере фильма «Тени забытых предков» в кинотеатре «Украина» с протестом против прошедшей накануне волны арестов представителей украинской национальной интеллигенции («шестидесятников»). Эта акция стала одним из первых публичных антисоветских выступлений в Киеве. Их поддержали многие присутствующие, в том числе М. Ф. Коцюбинская. Поддержку арестованным открыто высказывал и Параджанов.
Данное выступление обернулось новой волной репрессий. Многие представители украинской интеллигенции были уволены с работы. Параджанова не выпустили за границу на мировые премьеры фильма, а прокат самого фильма в СССР был ограничен. В конце 1965 года Параджанов подписал «письмо Дзюбы» к ЦК КПУ, в котором осуждалась русификация Украиныи притеснения национальной культуры.
5 февраля 1973 года председатель украинского КГБ В. В. Федорчук направил первому секретарю ЦК КПУ В. В. Щербицкому «информационное сообщение», в котором указал что Параджанов пытался помешать политической расправе над диссидентомИ. М. Дзюбой. В более поздних записках говорилось, что режиссёр открыто критиковал советскую власть, призывал «вырыть могилу соцреализму» и «выгнать красных комиссаров из кино», «клеветал о притеснениях свободы творчества». Председатель КГБ особо отмечал дружбу Параджанова с украинскими писателями-диссидентами И. М. Дзюбой, Е. А. Сверстюком, И. А. Светличным, Н. К. Холодным и другими, а также то, что режиссёр пытался организовать массовые протесты против развернутых в 1972—1973 годах политических судебных процессов над ними
В декабре в Москве на похоронах художника Я. Н. Ривоша Параджанов произнес очередную «крамольную» речь
В результате Сергей Параджанов не успел уехать на съемки своего нового фильма в Армении — 17 декабря 1973 года его арестовали и поместили в Лукьяновскую тюрьму. Параджанову были предъявлены обвинения в «совращении мужчин» и «организации притона разврата».
Историки и биографы режиссёра отмечают явный политический характер этого судебного процесса. Они, не отвергая гомосексуальности Параджанова, указывают на необычную скорость следствия, слабость и несостыковки его доказательной части. Так расследование было начато младшим лейтенантом Артеменко вопреки процессуальным нормам на основании зарегистрированного 9 декабря анонимного доноса, в котором режиссёр обвинялся в гомосексуальных связях. Как донос попал в милицию неизвестно, а личность его автора следствию установить «не удалось». В результате «подтвердившихся фактов» Артеменко написал датированный 12 декабря рапорт о возбуждении уголовного дела. При этом резолюция полковника Хряпы на данном рапорте датирована 11 декабря. А уже 13 декабря был «найден» первый «пострадавший» — некий механик А. Воробьев, который дал показания о якобы имевшем месте изнасиловании его Параджановым. В этот же день дали показания 21-летний актёр Ф. Десятник и архитектор М.И.Сенин, потом добавились «свидетельства» И. Пискового и студента В. Паращука. 16 декабря М. И. Сенин, приходившийся сыном экс-члену ЦК КПСС И. С. Сенину, покончил жизнь самоубийством, не выдержав давление следователя. Через некоторе время дело было передано от следователя УВД следователю по особо важным делам при прокуроре УССР Е. В. Макашову. Он добавил режиссёру обвинения в порнографии и спекуляции, а также предложил ему принести «покаяние», обещая смягчение приговора. На следствии Параджанов свою бисексуальность не скрывал, но эпизод изнасилования отрицал. 9 апреля прокурор УССР Ф. К. Глух утвердил обвинительное заключение и направил его в Киевский областной суд.
25 апреля 1974 года после двух дней закрытого заседания Киевский областной суд приговорил Сергея Параджанова к пяти годам заключения в лагере строгого режима с конфискацией личного имущества: 1 год по ст. 122, ч. 1 («мужеложство»), один год по ст. 211 («порнография»), 5 лет по ст. 122, ч. 2. («мужеложство с применением насилия»). Арестованные вместе с режиссёром В. Кондратьев (на которого указал погибший М. И. Сенин) и И. Писковой были приговорены к году условно с испытательных сроком на 3 года.
Во время и после суда над Параджановым поднялась широкая общественная кампания за его освобождение. Её поддержали многие известные люди: А. А. Тарковский, В. Б. Шкловский, Л. Ю. Брик, Ю. В. Никулин, С. А. Герасимов, Л. А. Кулиджанов, Эльдар и Георгий Шенгелая, Софико Чиаурели, М. М. Вартанов, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Луис Буньюэль, Ален Рене, Луи Маль, Коста-Гаврас, Бернардо Бертолуччи, Карлос Саура, Роберт де Ниро, Берт Ланкастер, Джин Келли, Джон Апдайк, Ирвинг Стоун и другие. Однако власти игнорировали эти обращения. Считается, что в итоге ведущую роль в освобождении Параджанова сыграла Лиля Брик. Её родная сестра французская писательница Эльза Триоле была замужем за французским писателем Луи Арагоном, пользовавшимся в СССР большим авторитетом, однако критиковавшим его за тоталитаризм. По просьбе Лили Брик он согласился в 1977 году посетить Москву и принять Орден Дружбы народов. Во время визита Луи Арагон лично попросил Л. И. Брежнева освободить Параджанова. В результате режиссёр был выпущен на свободу за год до конца срока. Ему было запрещено жить в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване, поэтому он уехал в родной Тбилиси…
|
</> |