Панически боюсь преподавать, а надо

топ 100 блогов miumau29.07.2020 Здравствуйте, Яна.
Спасибо вам за интересный журнал, замечательную рубрику и возможность задать вопрос.
Меня позвали преподавать. Это престижное дорогое заведение. Я сама там училась и представляю атмосферу. Это не кружок для удовольствия, там сложно, напряженно, интересно. На курсе учатся взрослые люди. Они талантливы и амбициозны, сами за себя платят, знают что хотят, не терпят халявы и требуют результаты, на них сыплется очень много задач в сжатые сроки и нервы у всех на пределе.
Это очень узкая область, а я хорошо знаю предмет, сама училась по этой программе, к тому же есть боле углубленное образование и практика по этой теме. Знаю что почему, могу объяснить и рассказать.
Преподавать там интересно, престижно и это хорошая строчка в резюме. Но меня охватывает панических страх даже при одной мысли об этом. Я интроверт, карантин это подтвердил.



У меня есть опыт публичных вуступлений, но это были презентации своих проектов. Первые попытки были ужасны, я проанализировала и изменила подход. Раз само собой не получается и говорение мое слабое место, то я стала делать презентации и упор не на рассказ, а на картинки и схемы в них. На выступлениях я не чувствую себя, в голове мантра «только не паникуй», внутри ожесточенная борьба, нутро вопит: « скорей закончи и беги». Чем меньше картинок, тем я больше пропущу, проглочу и скорее закончу. Спасают подробные презентации и заранее заготовленный текст, разбитый на короткие смысловые отрезки, которые можно сократить в момент трусости и никто не заметит. После выступления есть время вопросов, тогда я стараюсь отвечать заготовленными ответами, иначе от страха я забываю слова.
Когда я смотрю выступления в записи, я вспоминаю где меня охватил страх и что я пропустила и не сказала и на сколько это могло быть лучше. Я вижу свою скованность, как дрожит голос, как я отодвинула микрофон, меня заклинило и я его так и не предвинула. Потому, что если бы я дальше разбиралась с микрофоном, то запаниковала бы и уже ничего вообще не смогла бы. Прошу друзей оценить, они говорят, что я нормально выступаю, не звезда сцены, но как специалист я четко, по делу, внятно и понятно выражаю мысли, без предыханий и красивых жестов, но все что надо показала. А микрофон не одна я отодвинула.
А я то знаю, что я там на грани превращения в столб.
На рабочих совещаниях я чувствую себя свободно, все знакомы, нормально соображаю и говорю, в слух могу перебирать подходящие слова, шутить, моим мнением интересуются. Коллеги говорят, что я располагаю к себе, друзья любят меня послушать.
И я бы построила все преподавание на презентации. Но предмет подразумевает мало теории и много живых схем и практики. Я рассказываю теорию, потом рассказываю практику, потом там в реальном времени показываю (надо сделать сложное аккуратно на глазах у всей этой серьезной публики), а потом все должны повторить, а я им помочь и подсказать. Я представляю как каждому помочь, чтобы получилось, как самой сделать, как рассказать теорию по презентации, но меня захлестывает волна ужаса как рассказывать практику. Это надо рассказывать свободно и легко, как река, а показывать, основываясь на отклик аудитории. Люди там с совершенно разной подготовкой, кто-то умеет хорошо и нужны одни моменты, ктот-то вообще впервые видит и надо объяснять иначе. Это не получится заготовить заранее, надо реагировать на людей и на ходу менять подход. Как в этот момент не унестись на волне страха? А дальше надо самой сделать сложное, а я под столом и руки трясутся. И этапы занятия передвинуть между собой нельзя.
Спасибо, что прочитали.

***

Здравствуйте!
Я тут вижу глобально только два выхода. Либо вы сдаетесь и отказываетесь преподавать. Потому что душевный покой дороже. Либо вы пытаетесь эту проблему решать.

Решать ее тоже можно и нужно двумя разными путями. Во-первых - надо пытаться разобраться, что именно вас пугает. Вот вы написали, что на каких-то там презентациях у вас все нормально, вы разговариваете и показываете и.т.д. А перед аудиторией у вас ступор. Вот это - очень хорошее начало. Потому что тут можно начинать искать "10 отличий". Что вас пугает в одной ситуации, чего нет в другой? Выявлять эти факторы, и прицельно работать с каждым. Для всех таких вещей есть куча всяких подстраховок, запасных выходов, вариантов, которые можно массово заготавливать на случай беды.

Во-вторых - разбираться, какие психологические факторы (страхи) вас душат, и пытаться изменить к ним отношение. С помощью логики и разумных доводов.

Я вот как-то писала уже, что я миллион раз выступала перед людьми, с детства. Могла говорить перед любой аудиторией, и никаких проблем не было. А потом я оказалась в ТВ студии, и рухнула - у меня была паника, меня трясло и.т.д. Позже я анализировала эту ситуацию, и поняла, что меня "убили" две вещи. Во-первых нам перед выступлением очень настойчиво внушали, что надо строго уложиться со своей речью в некое время. И это было не очень много минут, но и не так мало. И строго. И это оказалось дико сложным для меня, потому что я умею говорить "подольше и побольше", или четко две заготовленные фразы, и все. А между этим, и супер четко во времени - нет. Второе - нам сказали, что нельзя выступать "по бумажке". В общем, я заготовила некую речь, которая четко умещалась в нужное время, и практически учила ее наизусть. И вышло ужасно. Она была слишком длинная, чтобы запомнить всю. Я отчаянно пыталась хотя бы запомнить, из каких блоков оно состоит, чтобы никакую часть не забыть. И я тренировалась говорить точно нужное время. Выходило то сильно меньше, то сильно больше. В общем, это была слишком сложная задача и стресс оказался просто невыносимым. В итоге я увидела, что многие другие ораторы проговорили лишних сколько-то минут, и никто их не съел. А еще многие записали себе ключевые слова, и спокойно подглядывали в свои шпаргалки. А одна женщина просто все записала и прочитала с листа, и ей тоже никто ничего не сказал. Ну ей так удобнее и все. И выяснилось, что все это можно было сделать иначе, просто я никогда с этим не сталкивалась, не знала, что именно можно или совсем нельзя и.т.д. Потом поняла, что будь у меня второй шанс, все было бы иначе.

Но, самое главное - я проанализировала и точно поняла, в чем проблема. Что вызвало у меня такой зашкаливающий стресс. Тогда можно с каждым таким фактором прицельно работать. С одной стороны - убеждать себя, что рамки не такие строгие, как вы себе представляете. И не надо так бояться. С другой стороны - если вы знаете свои слабые места, можно подстелить 33 соломки везде, чтобы вам было спокойнее.

Попробую погадать (может быть я угадаю, а может быть совсем нет, но я попытаюсь объяснить принцип). Допустим, вы боитесь, что вам надо прочитать лекцию длиною в час, или как-то развлекать народ час, а вы все забудете, или слишком кратко скажете, и через 15 минут вам станет не о чем говорить. К этому можно приготовиться разными способами. Можно для начала вообще записать все, что вы хотели сказать, и читать с листа. Имеете право. Каждый преподает, как ему удобно. Мало ли - вы вот наилучшим способом сформулировали, и хотите не забыть все, что вы там проработали, поэтому просто читаете то, что приготовили. Если у вас будет что сказать по поводу многих вещей, но вы боитесь, что половину из них со страху забудете - можно написать себе на листе тезисами, о чем вы хотели поговорить.

А еще - вы там все живые люди, никто вас не судит, не будет бить или убивать, если вы что-то сделает как-то по-человечески и не совсем линейно. Я вот преподавала много раз. И часто было так, что я про что-то поговорила, а потом вспомнила, что я про это что-то еще отела сказать. И я так и говорила: "О! Мы вот это вроде закончили, но я вспомнила, что я вот это еще хотела рассказать". И дорассказывала то, что забыла. Ничего страшного. Просто, если эта тема уже прошла, надо обозначить, к какой это теме относится, чтобы студенты могли это в своих конспектах отметить.

Или вот ваши сомнения по поводу того, что студенты бывают разные. Одни все знают, другим надо все объяснять "с нуля". Тут я бы просто сказала, что если кто-то уже опытный, то очень хорошо. Но для тех, кто вообще не знаком с темой вы будете все рассказывать в подробностях и с нуля. Надеетесь, что более продвинутым не будет слишком скучно. И, того глядишь, даже для них может быть найдется что-то новое. И рассказывайте во всех подробностях, как вы считаете нужным, весь материал, который считаете важным! Я сама сто раз бывала на курсах, где я много процентов знала, и понимала, что я нам нахожусь ради каких-нибудь 20%, которые я не знаю и ли не умею, а это - важно. Ничего страшного. Это вообще не ваши проблемы.

Про практически задания и демонстрации - их тоже можно четко спланировать. Прямо что за чем, что будете делать, что в каком порядке показывать. Это ваше занятие, ваш план, вы все строите, как считаете нужным. Доносите до людей информацию в таком порядке, который считаете удобным. Планируете всю вашу часть, которую вы делаете, прямо подробно, что за чем будете делать, что именно, в каком объеме и.т.д. И делаете. А всякое там живое общение с аудиторией - потом. Можно прямо четко разделить, что вот до такого момента вы делаете как задумали, все молчат и слушают. Потом они делают, а вы помогаете.

Если вы боитесь, что как-то времени окажется мало, а заданий не хватит - задумайте сколько-то дополнительных вещей, которые вы можете показать, если вдруг времени хватит. (А если не хватит, студентам будет жаль, ну ничего не поделаешь.) :-)

И дальше в том же духе. Если вы боитесь конкретно этой аудитории - разбирайтесь, чем она вас пугает? Они имеют (по вашему мнению) какую-т власть над вами? Это имеет какое-то очень больше значение, понравится ли им ваш метод преподавания? Вы очень боитесь показать перед ними ваши слабости? Вот с этими мыслями и работайте. Напоминайте себе, что ваши страдания им большей частью не заметны, и что они (как все) в основном заняты собой, и решают свои вопросы.
Если у вас какие-то проблемы с их выдуманной важностью - представляйте их всех голыми. :-)

Если вас пугает размер аудитории - надо с этим работать. Придумывать разные логичные и разумные варианты, почему это не имеет никакого значения. и может быть для вашей работы - чем больше, тем лучше. Найдите преимущества в том, что их много. (Больше разных вариантов увидите, будет на чем учиться и подбивать статистику.) Если смущает, что их мало - наоборот, думайте о том, что так больше возможностей поработать с каждым лично.


***

Ну и про "менять отношение". Вот я уже упомянула, что ваши терзания, вероятно, никто особо и не замечает. Просто потому, что людям нет до вас дела, все заняты собой. Со всеми остальными страхами можно работать так же. С помощью таких же доводов. Боитесь, что сделаете плохо? У вас нет для этого обоснования. Вы свое дело знаете, и вас позвали преподавать, потому что другие это тоже знают. Вы боитесь, что презентация будет не достаточно лихая? Так вас не на сцену Большого Театра звали выступать. Вы не артистка и никому не должны феерическое шоу. Донесете свои знания понятно - вот и спасибо. Боитесь не уложиться в какое-то время четко? Так никто не укладывается. Иногда времени остается слишком много - так пусть студенты сами работают. Самостоятельной работы много не бывает. Если мало осталось, так и скажите - ой, так много всего хотелось рассказать, жаль времени мало осталось. Давайте быстрее пробовать что-то, чтобы я могла начать вам помогать. Но в целом вам все равно еще придется тренироваться самостоятельно. Либо сказать, что раз практика нужна - на следующем занятии (часе, неделе) что-то укоротим, чтобы это наверстать.

Если вы абстрактно боитесь, что "потерпите фиаско", надо напоминать себе, что такого вообще не бывает. В таких ситуациях не бывает "все или ничего". Ну, провиснет тут - зато как красиво рассказали там. Не успели - успеете в следующий раз. Мало подготовили - в следующий раз принесете больше. И вообще - идеальная образ вашего преподавания существует только в вашей голове. Что другие от вас ожидают - существует только в их головах, и вам все равно не видно. Вот и делайте свое, анализируйте спокойно, подкручивайте и улучшайте потихоньку.

Знаете, даже если вы однажды там совсем растеряетесь, сбежите из зала или разрыдаетесь - даже это фигня. Дабожемой, и такое люди видели. Скажете, что по личным причинам, не обращайте внимания, продолжаем занятие. Если вы такой развязки очень боитесь, пытайтесь прорабатывать ее в вашей фантазии, пока она не перестанет вас пугать. Заготавливайте, что вы скажете, если совсем замрете. Напишите на бумажке, и положите себе рядом в папочке, на всякий пожарный случай. И в случае беды загляните туда и произнесите ту спасительную фразу, которая там написана.

Нуи неизбежное привыкание будет наступать. С каждым раундом. Просто напоминайте себе, что скоро станет легче. Скоро станет легче. Потому что нервная система ко всему привыкает. И к этому привыкнет. Ваш мозг в чем-то там видит опасность. А вы каждый раз будете оттуда выходить, не умерев и не покалечившись, и мозг будет заучивать, что ничего там опасного нет, так и привыкнете.
Удачи вам! :-)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«Семья-главная ценность общества!» - скандируют участники акции в Париже. Манифестанты несут не только национальные флаги Франции, но и других государств Евросоюза, а также России. Акция протеста против однополых браков проходит спустя неделю после массовых антиправительственных ...
Довольно часто для рабочих целей предприятие пользуется услугами одной мобильной сети и определенными тарифами, наиболее выгодными для компании. Поскольку сам оператор мобильной сети заинтересован в расширении количества потребителей, неоднократно бывает так, что он использует разные ...
Космические путешествия долго длиться не смогут, ведь микрогравитация вызывает ряд серьезных заболеваний. Отмечается, что исследователям из Университета Калифорнии (UC) удалось выяснить, что таким образом, нарушается целостность прочного клеточного барьера, которым выстлан наш ...
14 апреля. ...
Недавно на сайте MSN было проведено исследование, которое буквально перевернуло мир женской моды. Оказалось, мужчин раздражает и – мало того – им кажется совершенно несексуальной – самая любимая женщинами одежда, которую те, напротив, ...