Памяти советского человека

топ 100 блогов anlazz25.01.2018 Памяти советского человека Я практически никогда не пишу посты, посвященные «юбилейным» датам, то есть, к формальным многолетиям того или иного исторического события или лица. И уж тем более, у меня и мысли никогда не было делать это по отношению к дню рождения Владимира Семеновича Высоцкого. Поскольку, если честно, подобных вещей обыкновенно и так хватает – а точнее, хватает с излишком. Еще лет десять назад было вообще «высоцкобесие» - когда по всем ТВ-каналам и интернет-сайтам 25 января шли сплошные разговоры об умершем барде. (Впрочем, может быть и сейчас идут – просто телевизор теперь мало кто смотрит.) Хотя передачи – это еще не самое страшное. Вот «концерт памяти Высоцкого», на котором его песни перепевали, простите, современные «звезды» - это действительно был Ад и Израиль.

Тем не менее, впервые позволю себе высказаться на данную тему. Поскольку, во-первых, сейчас все чаще появляются высказывания, в которых Владимира Семеновича оценивают, мягко сказать, не очень положительно. А, во-вторых, поскольку есть у Высоцкого одно качество, которое делает его действительно ценным – намного более ценным, нежели все его роли и песни сами по себе. А именно – то, что он являлся, ИМХО, практически эталонным советским человеком. Именно советским – то есть, «продуктом развития» Советского Союза со всеми его достоинствами и недостатками. Человеком совершенно неидеальным и вряд ли способным удовлетворить высоким требованиям коммунистического общества. Но, при всем этом отличающийся поразительной способностью к решению поставленных перед ним задач.

* * *

В данном случае – возможностью быть понятным и близким всем советским людям. (А что еще требуется от поэта и артиста?) Собственно, именно это качество и сделало из него «звезду» - при том, что никакой официальной раскрутки артиста не было. То есть, вся его огромная популярность Владимира Семеновича выступала исключительно следствием той системы, которая существовала в стране, и которая позволяла свести до минимума информационные потери при взаимодействии его с другими советскими людьми. Иначе говоря, все жители СССР были погружены в единое «культурное поле», являющееся универсальным интерфейсом для связи их друг с другом. Благодаря чему они могли передавить довольно сложную информацию, обмениваться сложными мыслями и чувствами. (В отличие от локальных и упрощенных «культурных полей» классовых государств, разделяющих своих граждан на разного рода «локальные общности».) Разумеется, если умели это делать.

Вот в этом-то «культурном поле» и вырос талант Высоцкого. Он – если так можно сказать – сумел «поймать волну» единой советской культуры. И не его вина в том, что данная «волна» порой выносила его «не туда». К примеру, это относится к пресловутой «блатной лирике», за которую Владимира Семеновича часто обвиняли – и обвиняют до сих пор. Дескать, пропагандировал «уголовщину», на основании романтического образа которой впоследствии и пришли к власти бандиты. Но справедливо ли это? Особенно если учесть, что пресловутая «блатная культура» во многом представляла собой «эмуляцию» уголовного мира, особую воспроизведения его образа, созданного в совершенно иной среде. (Авторы «блатных» песен вовсе не уголовники.) Причины данного явления довольно сложны, и связаны со фундаментальными процессами перехода от традиционного к модернистскому представлению о мире. («Блатной мир» - то есть, указанная «эмуляция» - воспринималась именно, как способ сохранить «квазитрадиционное» представления, как своеобразный способ спасения от необходимости менять образ мышления.)

Излечивалась эта проблема, кстати, довольно просто – включением в систему общественного производства. (Что неизбежно заставляло обращаться к «индустриальным практикам» - а значит, осваивать индустриальное и конструктивное мышление.) Именно благодаря этому пресловутая шпана 1920-1950 годов практически полностью «переформатировалась» в рабочий класс – количество реальных уголовников в советское время было не особенно велико. В общем, тут работал «универсальный метод», открытый великим советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко, который состоял в том, что приобщение к созидательной деятельности однозначно меняет психологию человека с деструктивной на конструктивную. Беда только в том, что не для всех это приобщение удавалось – в том смысле, что если рабочие и научно-техническая интеллигенция однозначно включалась в производство, то у интеллигенции гуманитарной (и особенно, творческой) с этим были проблемы.

Именно поэтому пресловутая «(псевдо)блатная культура» если где и сохранялась, то как раз среди «культурной элиты». Разумеется, в совершенно ином виде, нежели у пресловутой шпаны, но, все-таки, сохраняя свою деструктивную роль. А уж оттуда она уже «вторично» расползалась по всему обществу – потому, что именно деятели культуры, по определению, занимают привилегированное положение по отношению к указанному «культурному полю». Возникала своеобразная самоподдерживающаяся система, которая успешно просуществовала до самого конца страны – несмотря на все ограничения и запреты. После чего разрушилось то самое единое культурное пространство – и «псевдоблатная культура», как единое целое, исчезла, сменившись на множество «отдельных» деструктивных культур.

* * *

В любом случае можно понять, что обвинять Высоцкого в «пропаганде блатной культуры» нелепо. (Так же, как, например, нелепо обвинять в этом Розенбаума – вне отношения к данной персоне.) То же самое можно сказать и про иные примеры деструкции в песнях, фильмах или книгах. Дело в том, что первичен именно господствующий в «культурном поле» - и его можно или принимать и быть популярным. Или не принимать, и оказываться в изоляции. (О том, чем формируется указанный тренд надо говорить отдельно. Тут же можно сказать только то, что он тесно связан с устройством общества.) Высоцкий выбрал первый путь – он стал выразителем жизни советского общества. И тем самым позволил нам «заглянуть в душу» советскому человеку, понять, что двигало им и что было для него наиболее важным. Можно даже сказать, что поэт тут уподобился врачу, заразившего себя опасной болезнью – и умершего от нее. Для того, чтобы другие могли на подобной основе найти путь к излечению

Поэтому все деструктивные особенности творчества Высоцкого следует смело переносить на все тогдашнее общество, видеть в них не какой-то результат личных действий поэта, а признак беды, накрывающей страны. Более того, из этого же можно понять, что данная деструкция тогда еще не была полной, что она воспринималась , как некое нарушение нормы. Что советский человек 1970 годов – то есть, того времени, которое наиболее плотно олицетворяет Высоцкий – жил в условиях непрерывной борьбы с этим явлением. Что он страстно желал вырваться из охватывающей его Тьмы –но не мог этого сделать. Кстати, подобное состояние довольно близко моделируется положением человека, попавшего в алкогольную или наркотическую зависимость и понимающего ее разрушительность. Но не могущего найти выход из подобного положения – потому, что чем дальше, тем сильнее окружающий мир перестраивается именно под него. Собственно, с Владимиром Семеновичем случилось именно это – и привело к его смерти…

Однако, осознание необходимости перемен – как показала практика – это еще не все. Надо знать, что и как менять, надо учиться различать сложные процессы деструкции и конструкции, идущие в обществе.
Иначе говоря, видеть различие добра и зла. А вот этого-то у позднесоветского человека не было вообще. (Неудивительно, что он с такой радостью впоследствии бросился во всякого рода мистические и религиозные культы.) То есть, творчество Высоцкого прекрасно показывает, что основной причиной советского кризиса было не утрата неких «нравственных качеств» народа (и уж конечно, не пресловутое «предательство») - а почти полная утрата понимания текущей реальности. (Последнее же, как уже говорилось, неизбежно связано с более фундаментальными процессам – но об этом надо говорить отдельно.) Именно поэтому все попытки вырваться из кризиса неминуемо оказываются связаны с идеей «вернуться в прошлое»: к примеру, во времена Великой Отечественной войны и послевоенное временя. (Именно с данным периодом в основном связан «конструктив» песен и ролей Владимира Семеновича.) Это движение, впрочем, естественно – но одновременно, и бесполезно: время развернуть невозможно.

* * *

Впрочем, тут мы уже выходим за рамки поставленной темы. Поэтому, возвращаясь к творчеству Высоцкого, стоит отметить, что указанная особенность – «прямая передача» Zeitgeist’а познесоветского времени, практически безо всякой рефлексии представляющая «снимок культурного поля» эпохи – и делают это самое творчество столь значимым для нас. В историческом плане – поскольку именно это дает возможность увидеть процессы социальной динамики и, буквальным образом, почувствовать их на своей шкуре. Если честно, то подобное редко кому удается сделать. А значит, по мере того, как вопрос о понимании сущности социальных процессов становится основным, Высоцкий становится все более актуальным.

Ну, и разумеется, обвинять поэта в том, что указанный Zeitgeist оказывается несколько не таким, каким бы мы его хотели видеть так же смешно, как обвинять градусник в том, что он показывает слишком высокую температуру. Поскольку в данном случае надо лечиться, а не на градусник пенять.

И, разумеется, относится все вышесказанное не только к данному автору…


Памяти советского человека

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Начало здесь: http://otevalm.livejournal.com/2643551.html "...Сегодня Михиловъ День, День Ангела моего, а работа всё та же - поднимать в гору Артиллерiю..." Ноябрь, 1914 год Записки из дневника моего деда Михаила Анисимова с полей сражений Орфография сохранена 8 ноября С Днем ...
Так получилось, что последние четыре года я никуда не ездил. Сначала ковидобесие, потом просто стало не до того. Вот деньги за авиабилеты на перелёт в разгар т. н. «пандемии» только-только вернули. И тут раз – оказывается, мир продолжает крутиться, самолёты летают, трутся об ось медведи, ...
Вчера мы с моим сыном выгуливали Тузика по берегу Финского залива и беседовали. - Мама, ты летала во сне? - спросил малыш. - Угу, - ответила я, - дважды. Оба раза очень низко, изо всех сил размахивая руками, чтобы взлететь хотя бы на высоту роста ...
Доброй всем ноченьки. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко на конгрессе в парке "Сириус" заявил о том, что россияне гордятся российской наукой и надо выделять средства на музеи науки, выставки и всяческие планетарии - https://ria.ru/20221203/nauka-1836092880.html?utm_source=ixbtcom . ...
Нелюбопытных людей нет. Просто многим не интересно то, что их не касается. Скромных людей нет. Просто многие не считают себя великими. Трудолюбивых людей нет. Просто многим скучно бездельничать.     (Из Интернета)          Дочка худрука ...