Отзыв Матвея Северянина о высшем образовании груб — мол, фигня для бумеров.
dpmmax — 25.02.2020О том, что за фрукт этот Матвей Северянин, расскажу чуть ниже, а сначала поясню, почему единственная его статейка породила уже массу отзывов и живых обсуждений в нашей семье.
Разница в возрасте у дочерей 8 лет. Не так много, вроде бы (а в сравнении с геологическими эпохами так вообще исчезающе мало), но уже заметен дифферент во взглядах на жизнь. Вернее, на некоторые её аспекты в перспективе. Понятно, что эти взгляды ещё успеют поменяться, особенно у мелкой, но очень уж показательно.
Старшая, в своё время насмотревшись на то, как учатся всякие будущие менеджеры по рекламе и связям с общественностью, заявила — мол, нафиг-нафиг, это не учёба, мне нужно что-то конкретное и фундаментальное. И пошла учиться на химика-технолога. Теперь вот рассуждает, где она сможет себя лучше, а главное — полезнее реализовать: на производстве или в науке. И всё такое вкусное...
Младшая, несмотря на некоторую основательность и даже упёртость во взглядах, давно хочет заниматься дизайном и разработкой компьютерных игр. Вот как прикипела ей к душе в своё время «Занзара» — так ведь с тех пор и мечтает, что вырастет и сделает её новую версию. При этом, активно занимаясь графикой и подумывая со следующего года записаться на курсы программирования, с выбором ВУЗа для себя она не спешит. А после разговора с Оксаной насчёт будущей профессии и места работы, возвращаясь к себе в комнату за компьютер, промолвила: «а что, это обязательно — где-то работать?». Негромко, рассуждая сама с собой, но я услышал. И задумался.
А действительно ли диплом — такая крайняя необходимость?
Ведь для меня, да и для Оксаны, вопрос о том, получать ли «вышку» или нет, даже не рассматривался. Пфф! Получать, однозначно. То есть, как минимум не снижать социальную планку, которую для себя и семьи в своё время сумели поднять наши родители. А в идеале citius, altius, fortius! Поскольку альтернатива — она всегда рядом: ПТУ-завод-колхоз. Да и примеров хватало среди одноклассников и просто знакомых.
Первое зёрнышко сомнения посеялось в девяностые. Да, когда многие из ценных кадров с высшим (а то и не одним) образованием остались без работы, за порогом вдруг закрывающихся или сокращающих ставки госпредприятий. А бывшие троечники-пэтэушники вдруг поголовно подались в бизнес. А кто и в бандиты, но поначалу и те, и другие вдруг стали такими из себя хозяевами жизни и при толстых лопатниках. Потом, вроде бы, время расставило всё по своим местам: из бандитов основную массу постреляли, другая попритихла либо смогла как-то легализовать первично накопленный капитал; бизнесмены большей частью разорились, меньшей — вернулись на предприятия, ещё меньшей — всё же удержались на плаву. Но главное — снова стали востребованы профессионалы. И снова образование стало нужным, очень нужным.
Следом прозвенел второй звоночек. Когда вдруг заговорили о блогерах, влогерах и прочих пахарях виртуальной нивы. Если уж на меня в диспансере поглядывали, как на латентного буржуя — мол, несколько часов за ноутбуком, и кое-какая деньга за рекламу в кармане осела — то представляете, какое влияние на неокрепшие умы оказало появление юных дарований, которые стригут килобаксы, просто запилив лук в инстаграме или тупо комментируя в стриме, как они режутся в очередную игрушку? А почему им можно, а нам нельзя? А самое главное — для этого нафиг не нужны ни какие-то там специальные курсы, ни тем более университеты!
Окончательно смутил Матвей Северянин и его нелестные отзывы о «вышке»
Подливают масла в огонь и сами виртуальные стахановцы. Недавно прочитал одну любопытную статейку на Снобе. Некий Матвей Северянин, Ютуб-предприниматель (sic!) 29 лет от роду, рассуждает о том, почему для нынешней молодежи годы учебы в ВУЗах — впустую потраченное время.
При том, что у самого Матвея вполне успешный, по-видимому, бизнес в соцсетях (да-да, вы снова не ослышались) — высшего образования у него нет. Парень учился на таможенника, но, как он сам говорит, вовремя понял, что работать по специальности не будет — и полностью отдал силы своему делу. Тогда он делал сайты.
Теперь вектор его интереса несколько сместился, но по-прежнему не выходит за рамки интернета. В основном, как я понял, продвигает каналы на Ютубе. Рассказывает ширнармассам, какие есть стратегии и подводные камни в нелегкой борьбе за внимание зрителей, помогает превращать обычные видео-блоги «для души» в то, что не только приносит пользу или удовольствие аудитории, но и зарплату автору канала. Очевидно, за то, чтобы получить такие «шпаргалки» по выращиванию и монетизации своих видео-блогов, люди готовы платить неплохие деньги.
Создал парень даже свою онлайн-школу, своеобразную кузницу интернет-кадров, где, как утверждает, уже порядка 10 000 человек обучил digital-специальностям. Безработица, говорите? Да щаз. Работы в интернете — ну просто хоть... много, в общем. Так утверждает Матвей Северянин. Вторят и отзывы с историями успеха от его выпускников. Как вам понравится 13-летний дагестанский мальчик, который, как они сейчас выражаются, «поднимает» по 40 000 рублей, что-то там делая в интернете (не придумываю, читайте сами, ссылку на Сноб дал выше). Нет, в целом оно ожидаемо для такой бурно развивающейся отрасли. Но я-то навскидку, представлял себе дизайнеров да программистов. Ну, ещё интернет-маректологов, SMM-щиков.
Но есть в школе Матвея и места, и идеи, и материал для тех, кто хочет стать блогером — в Инстаграме, в Тик-Токе (если кто не в курсе, Тик-Ток — это еще одна видео-платформа, помоложе и, говорят, перспективнее Ютуба).
Те, кто не видят себя блогерами — могут стать менеджерами этих блогеров (а это просто огромный пласт административной работы). Сотням тысяч новых интернет-знаменитостей нужны те, кто будет монтировать их видео, рисовать рекламные макеты, переводить аудиозаписи в текст, искать клиентов и рекламодателей, согласовывать рекламные выпуски, настраивать таргет, создавать сайты и вести соцсети. Там, глядишь, и до интернет-дворецких дело дойдёт. С этим невозмутимым: «Темза, сэр!» Ага, на гребне волны.
Так вот, этот представитель нового бизнес-поколения справедливо заметил, что даже среди студентов, которые учатся на врачей, юристов или педагогов — большинство не идет работать по специальности. Зачем же они, действительно, столько времени тянули из родителей деньги на обучение? Чисто за весело провести студенческие годы? И куда идут работать легионы филологов, инженеров-ракетостроителей, пресловутых экономистов? И почему целеустремленные самоучки зарабатывают больше тех, кто 5 лет ходил на пары?
Это резонные вопросы.
Но! Уважаемый Матвей, мне решительно не понравилось, что вы слишком схематично делите всех на 2 лагеря. Мол, институты нужны только тем, кто точно знает свое призвание. Такие получают в/о, потом много трудятся, чтобы выйти на уровень эксперта. Стать лучшим в городе/области/стране/мире юристом, врачом, инженером, музыкантом. В итоге их все знают, к ним стоят очереди, и они — обеспеченные люди.
А всем прочим, которым диплом нужен просто как пропуск на работу — лучше сразу пойти и поискать себе применение в интернет-профессиях, которым можно научиться на 3-месячных курсах.
По мне так в этом черно-белом плане зияет очевидное упущение. Если хотя бы минуту подумать — а где в этой куцей классификации место ученым? Матвей, вы почему сбросили этих великих людей за борт? Вроде, их бы можно было отнести к первой категории — экспертов. Но в Российской науке карьерные лестницы не то что бы усыпаны миллионами. И куда идти биологам, астрономам, теоретикам физики, химии? Ну не в Тик-Токеры же?!
Представьте, что все дети услышали этого Матвея Северянина: то, какие отзывы и оценки он дает университетам и абитуриентам; то, как у него какой-то 20-летний Юра «поднимает» по 237 000 рублей за месяц зарплаты. Лишь единицы (в 16-18 лет буквально единицы детей ясно видят свое призвание) выберут ВУЗы по зову сердца, а остальные пойдут в ютуберы и Тик-Токеры. Если так рассуждать, то науки в современной России, где с ней и так не всё просто, не останется вовсе.
Но благодаря этому противоречивому персонажу на вопрос образования я посмотрел с той стороны, с которой не заходил раньше.
А чего я хочу для своих детей? Послать их 6 лет учиться (причём учиться ну очень интенсивно), чтобы они потом работали на ставку, которую я даже не рискну тут озвучить, чтобы не набрасывать органику на вентилятор? Так мы с Оксаной сами же и отговорили обеих дочерей от такого счастья.
Или пусть младшая идёт учиться в интернет — новому, востребованному, в духе времени? Может, не навешивать на детей ярмо своих убеждений? Мы всю жизнь работали на пенсию. У наших детей ее, весьма вероятно, и не будет. Мы работали, чтобы прокормиться — они могут кормиться тем, что им интересно. Может быть. Если смогут.
Есть ещё один тезис против, но это наш с Оксаной. Полупрофессиональный, если позволите его так назвать. Бытие определяет сознание — это вы в курсе. А образование есть неотъемлемая часть этого самого бытия. И если во время учёбы в ВУЗе тебя так или иначе, но всё-таки пинают, чтобы хоть что-то да отложилось в голове, то при самообразовании такого волшебного пенделя не будет. А человек по натуре ленив, и одного природного любопытства может не хватить на то, чтобы хотя бы близко получить тот базис, что дают в институте.
Зачем базис, спросите вы? Да хотя бы для круга общения. И для возможности оперировать не десятком-другим понятий, а сотней-другой. Для общей прокачки межушного ганглия, чтобы не атрофировался. А главное — там учат (тех, кто способен этот факт осознать), как получать знания. До уровня рефлекса. Очень, кстати, жалею, что не преподавали у нас в мединституте риторику, и очень доволен, что была латынь.
В общем, я в серьезных думах. Хочу обсудить и с вами. Ну не на курсы в интернет же нам всем идти, да, вместо вышки? Или туда?
Очень хотелось бы услышать мнения родителей. Что вы говорите своим детям? Что без диплома пойдут работать только в Макдональдс? Или готовы платить за их обучение, потому что это закроет ваш родительский гештальт? Настаиваете на выборе «приличной» профессии, или уверены, что чадо достигнет успеха только там, где ему нравится?