Отредактированные отрывки из книги о 41-м годе. (из главы "За что расстреляли

топ 100 блогов p_balaev10.10.2022     … В субботу вечером 21 июня 1941 года Дмитрий Павлов со своим заместителем сидели в ложе минского Дома офицеров и смотрели спектакль «Свадьба в Малиновке»: «Мы искренне смеялись. Веселил находчивый артиллерист Яшка, иронические улыбки вызывал Попандопуло. Музыка разливалась по всему залу и создавала праздничную атмосферу» (И.В.Болдин. Страницы жизни).
         Праздник у них был и праздничное настроение. Штабы других округов уже были на запасных командных пунктах, ждали нападения немцев, а эти «Свадьбу в Малиновке» смотрели. Еще не закончился спектакль, как у этих театралов началась своя «Свадьба в Малиновке».
   Хотя, если быть точным, в тот день в минском Доме офицеров шло представление «Тартюфа» МХАТа, а со «Свадьбой в Малиновке» на гастролях в Минске был театр оперетты весной.  Но , видно, события того дня врезались в память Ивана Васильевича Болдина, заместителя Павлова, именно как оперетта, что ему «Свадьба в Малиновке» вспоминалась. Правда оперетта была трагической, а роль самого Болдина в ней больше на роль Попандопуло была похоже. Проскочил Иван Васильевич по лезвию бритвы…
   В ложу пришел начальник разведотдела штаба округа полковник Блохин и что-то сказал на ухо командующему.
«— Этого не может быть, — послышалось в ответ. Начальник разведотдела удалился.
— Чепуха какая-то, — вполголоса обратился ко мне Павлов. — Разведка сообщает, что на границе очень тревожно. Немецкие войска якобы приведены в полную боевую готовность и даже начали обстрел отдельных участков нашей границы.
Затем Павлов слегка коснулся моей руки и, приложив палец к губам, показал на сцену, где изображались события гражданской войны. В те минуты они, как и само слово «война», казались далеким прошлым».
  Чепуха, конечно. Не надо из-за чепухи отвлекаться от спектакля. Хотя, повторюсь, та оперетта, которая происходила в последние предвоенные дни в штабе Западного особого округа, мало чем от «Свадьбы в Малиновке» отличалась, если верить Болдину:
«Командующий 3-й армией генерал-лейтенант В. И. Кузнецов сообщил из Гродно: вдоль границы, у дороги Августов—Сейни, еще днем были проволочные заграждения. К вечеру немцы сняли их. В лесу в этом районе отчетливо слышен шум многочисленных моторов.
Далее, разведка установила: к 21 июня немецкие войска сосредоточились на восточнопрусском, млавском, варшавском и демблинском направлениях. Основная часть германских войск находится в тридцатикилометровой пограничной полосе. В районе Олыпанка (южнее Сувалки) установлена тяжелая и зенитная артиллерия. Там же сосредоточены тяжелые и средние танки. Обнаружено много самолетов.
Отмечено, что немцы ведут окопные работы на берегу Западного Буга. В Бяля-Подляска прибыло сорок эшелонов с переправочными средствами — понтонными парками и разборными мостами, с огромным количеством боеприпасов.
Пожалуй, можно считать, что основная часть немецких войск против Западного Особого военного округа заняла исходное положение для вторжения... А спектакль продолжается. В зале по-прежнему царит атмосфера покоя. Кажется, никто и ничто не в силах ее нарушить…»
     Да, в самом деле, зачем отвлекаться, если у Гитлера есть еще второй фронт в виде Англии, а само Белорусское направление не приоритетное, главный удар умные немцы должны были на Украине наносить, тем более, какой идиот начнет войну без ее объявления? Это же сразу клеймо коварного агрессора. Немцы всегда войну объявляли сначала, с провокациями, но объявляли… Поэтому можно было «Свадьбу в Малиновке смотреть». Досмотрелись.
    После спектакля Болдин пошел домой, но чего-то ему не спалось, смотрел на звезды и думал, пока «Из тяжелой задумчивости вывел телефонный звонок. Оперативный дежурный передал приказ командующего  немедленно явиться в штаб. Значит, я был прав! Через пятнадцать минут вошел в кабинет командующего. Застал там члена Военного совета округа корпусного комиссара А. Я. Фоминых и начальника штаба генерал-майора В. Е. Климовских.
— Случилось что? — спрашиваю генерала Павлова.
— Сам как следует не разберу. Понимаешь, какая-то чертовщина. Несколько минут назад звонил из третьей армии Кузнецов. Говорит, что немцы нарушили границу на участке от Сопоцкина до Августова, бомбят Гродно, штаб армии. Связь с частями по проводам нарушена, перешли на радио. Две радиостанции прекратили работу — может, уничтожены. Перед твоим приходом звонил из десятой армии Голубев, а из четвертой — начальник штаба полковник Сандалов. Сообщения неприятные. Немцы всюду бомбят...
Наш разговор прервал телефонный звонок из Москвы. Павлова вызывал нарком обороны Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко. Командующий доложил обстановку».
    Заметьте, первый заместитель командующего Западным фронтом даже ни словом про Директиву № 1 не вспомнил. Но оперетта уже началась. Какая-то чертовщина, как выразился Павлов.
    Вскоре его начали терзать звонками из Генштаба и Наркомата – доложи обстановку. Обстановку докладывать было трудно – связи с войсками почти не было. Провода порезаны, рации не до всех штабов армий добивали. А что вы хотели, если округ жил до самого часа «Ч» мирной жизнью и на полевой командный пункт фронта, где были резервные линии связи и откуда рации доставали до армий, никто даже не думал выдвигаться.
     Болдин изо всех сил в мемуарах старался выгородить своего начальника. Оно и понятно, он был первым заместителем Павлова, он наравне с ним нес ответственность за тот бардак, который они развели.
  Похоже, когда Тимошенко уже стало нечего отвечать, Дмитрий Григорьевич стал искать куда бы и под каким предлогом смыться из штаба фронта, хотел за себя отдуваться Болдина оставить.
  Тут как раз выяснилось, что нет связи со штабом 10-ой армии Голубева. И Павлов стал собираться в «командировку», лично намеревался найти штаб армии и вести в бой ее героические войска. Только чтобы не отвечать на телефонные звонки из Москвы.
  Болдин просек, что его командующий оставляет за стрелочника, сам уедет геройски сражаться, а заместителя будут рвать на куски Тимошенко и Жуков. И Иван Васильевич через голову своего командующего позвонил Наркому. Доложил, что командующий намеревается в 10-ю армию смыться. Тимошенко немного офигел от этого, запретил Павлову покидать штаб, а в 10-ю армию приказал послать Болдина.
    Иван Васильевич сел в самолет и полетел искать штаб 10-ой армии. Это и спасло ему жизнь.
   В штабе же Западного фронта, созданного уже из округа приказом Ставки, к тому времени шла не оперетта, там был настоящий кордебалет. Когда его исполнение по телефону надоело созданной Ставке, в штаб Западного фронта были отправлены Кулик и Шапошников. Шапошников по дороге заболел, а Кулик потерялся.
    Потеряться Григорию Ивановичу было не так уж и трудно, потому что он искал штаб фронта в Минске, но там его найти было нельзя:
«Из ОПЕРАТИВНОЙ СВОДКИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ № 010
На 20 ч 00 мин 26 июня 1941 г.
В течение 26.6 подвижные части противника, действующие на Минском направлении, вели бой с нашими войсками, оборонявшими Минский Укрепленный Район. На Луцком направлении с утра идут крупные бои танковых соединений. Данных о боевых действиях на Львовском и Черновицком направлениях нет. На Бессарабском участке фронта идут бои за Скулени. На советско-финляндской границе боевых столкновений не было. Авиация противника в течение 26.6 особой активности не проявляла…
…3. Западный фронт. Данных об отходе войск фронта до 20.00 26.6 добиться не удалось. Штаб фронта с утра 26.6 переходил из района Минска в Могилев…»
     В результате маршал Кулик в Минске нашел только штаб корпуса Минского укрепрайона, у которого не было связи… ни с кем ее не было. И теперь Кулика никто найти не мог.
      А Павлов со своим штабом уже сидели в Могилеве, в далеком тылу, подальше от своих армий, за которыми сжималось кольцо окружения.
      Вы представьте, что Паулюс, в самом начале советского наступления под Сталинградом бросил бы свою 6-ю армию и убежал куда-нибудь под Харьков. Я думаю, что Гитлер сильно бы удивился этому.
  Сильно удивился и прибывший в Могилев Ворошилов, когда увидел там генерала армии Павлова со всем штабом фронта…
     Я очень сильно сомневаюсь, что товарищи военные мужчины посмотрели в театре «Свадьбу в Малиновке» и разошлись по домам в задумчивости любоваться звездами, размышляя о сложной военно-политической международной обстановке. Болдин врет, пытается приукрасить ситуацию, в которой и сам оказался, более того, за бардак в округе, он, как заместитель командующего, тоже нес ответственность. Его спасло от расстрела, справедливого, между прочим, только то, что он оказался в 10-ой армии и там не струсил. Можно сказать, пощадили его. Храбростью искупил.
    Сто процентов, после спектакля штабные во главе с Павловым хорошенько на грудь еще приняли в праздничной атмосфере. Последнее мирное воскресенье праздновали, что ли?  Вот их в праздничной атмосфере война и застала.
     Для тех, кто сам не служил и не занимал руководящих должностей, происходившее в Западном особом округе кажется чем-то невероятным. Тем более, что прямо накануне у них был с проверкой заместитель наркома обороны СССР по боевой подготовке
К.А.Мерецков, проверял боевую готовность округа. Мерецков уехал от Павлова в полном опупении от бардака, даже во время объявленной тревоги по ВВС округа на один из аэродромов приземлился немецкий самолет. В мемуарах Кирилл Афанасьевич описывает эту ситуацию, только, уверен, не теми выражениями и фразами, которыми он чехвостил командующего ВВС Копеца. Прямо у него спросил:
- Что ты будешь делать, если завтра война?
  А тот лыбился, как дурачок:
- Застрелюсь…


Благодарю за поддержку

карточка Сбербанка 2202200535946089.

карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наталья Варлей и Зоуи Дешанель Анна Самохина и Юлия Зимина Евгения Симонова и Екатерина Шпица Наталья Селезнева и Марина Кравец Наталья Гусева и Ванесса Хадженс отсюда ...
Новостной листок ( архив рассылки ) ...
Можно я не стану корчить из себя защитницу всех детей? Я сто раз говорила вам откровенно: все эти мимими и сюсю-пуси мне омерзительны. Дети -- это личинки, с которыми неинтересно, потому что они тупые. Но вместе с тем, подход у меня чисто прагматический: дети -- это наше будущее. ...
Отпраздновали и отдохнули в День Труда, теперь пришло время и потрудиться. Но не забываем, что 1 мая есть ещё один исторический повод вспомнить наших героев которые одержали Победу над фашизмом. В книжном клубе сегодня читаем близкий по теме рассказ Валентина Катаева "Флаг" ...
В связи с нравственным возрождением нашего общества в книге нет мата, но автору все равно удается сказать правду о самом главном. В. Пелевин, "Transhumanism Inc." Повешенный вчера пост неожиданно оказался термометром, глубоко проникшим в народную дупу душу. Уже вечером стало ...