Откуда шарик?

Вообще-то меня озадачили два вопроса, но первый меньше, чем второй. Он касается носков.
Да, обычных носков, которые мужчины надевают на ноги.
Готовясь к посещению выставки, я прочитала биографию Кустодиева и узнала, что из-за катастрофической бедности, будучи студентом Академии художеств, молодой Борис носил всего две пары носков (купить третью он не мог). Согласно прочитанному, обе пары были с дырками, при этом у одной были протерты пальцы, у другой – пятки.
Я не знаю, откуда у автора воспоминаний такие подробности (возможно, они безупречно соответствуют реальности), но меня заинтересовал вопрос: как так может быть?
Если речь идет о единственном хозяине, каким образом у одной пары могут протереться пальцы, а у другой – пятки?
Обычно у человека носки протираются в месте наибольшего трения с обувью, и это место определяется строением стопы.
Вряд ли Борис, не имевший средств на покупку носков, так часто менял ботинки. Наверняка, во всех носках он влезал в одну обувь, и потому они должны были протираться одинаково.
Но забудем про носки и вернемся к вопросу, который заинтересовал и меня, и друга Третьяковки.
На многих полотнах, запечатлевших праздничные гуляния, Кустодиев изобразил связки воздушных шаров, имеющих разную форму: шара или удлиненного цилиндра.
Их можно увидеть в разные сезоны и на провинциальных ярмарках, и на столичных массовых мероприятиях.


Их так много, что создается впечатление, что без огромных связок шаров в России не проходил ни один праздник.
Все картины датированы 1917-1919 годами (а «Масленичные гулянья на Красной площади» так и вовсе 1916-ым), причем события происходят как задолго до социалистической революции, так и сразу после смены власти.


Мне казалось, что воздушные шарики относятся к советской эпохе, причем не к ее началу, а скорее к 1930-м годам. Их присутствие в дореволюционном оформлении меня удивляет (коллегу тоже).
Да, в интернете я вычитала, что прототип воздушных шаров был создан в Англии аж в 1847 году, но неужели они получили широкое распространение и в русской провинции?
Да, каучук тогда был, но шары?..
Информация о том, что способ массового производства латексных шариков был изобретен Нилом Тиллотсоном только в конце 1930-х, упрочило мои ассоциации со спортивными маршами советского времени.
Но факт остается фактом: на картинах, которые Кустодиев написал в 1917 году, шары есть!
Как можно его объяснить?
Или шарики обрели повсеместную популярность, но мы их не замечали на других живописных полотнах того же периода?
Или Российская империя шла в ногу с миром в части воздушных шариков, или Кустодиев был художником-фантастом, приукрасившим события.
Как вы думаете?
|
</> |