Скажи мне, чей ты друг
olga_srb — 23.09.2025
Хорошо иметь друга, который является другом Третьяковки, потому
что, если бы у меня такого друга не было, я бы не побывала в
галерее в понедельник – день, когда внутрь пускают только
третьяковских друзей, которым изредка разрешают взять с собой своих
приятелей.Приятели посещают галерею за полную стоимость (для справки: это 900 рублей, и никакие предпенсионные поблажки в кассе не предусмотрены), но получают счастливую возможность приобщиться к прекрасному не поверх голов плотной толпы, а в свободном пространстве «санитарного» дня.
В текущем году я редко приобщаюсь к искусству, а больше топчусь по повышениям квалификации, конгрессам и библиотекам.
Возможно, именно поэтому посещение монографической выставки Бориса Михайловича Кустодиева стало для меня значительным событием, хотя нельзя исключить и решающего значения его чудесных картин, а также благотворного влияния общей атмосферы на мое эмоциональное самочувствие.
Одним словом, я получила удовольствие от всего, начиная от красивого фойе, в котором любезные администраторы регистрировали друзей, и заканчивая теплым летним вечером, в котором мы очутились после осмотра.


Мне удалось отключить внутреннее придыхание («ах, этим полотнам сто лет!») и познавательный интерес, направляющий внимание на детали, которые свидетельствуют о характерах персонажей и нюансах их эпохи, и просто наслаждаться настроением.

Замечу, что о творчестве Кустодиева у таких обывателей, как я, обычно складывается однобокое впечатление.
Оно основано на трех растиражированных картинах: двухметровом портрете Федора Шаляпина, «Красавице», откинувшем атласное одеяло, и «Купчихе за чаем» (к слову, модели всего 19 лет).

Первая мне никогда не нравилась, потому что фигура самовлюбленного певца, со всех сторон отороченного бобровым мехом, по-барски заслоняет второй план (единственные, кто выделяется из разноцветной толпы – дочери и личный секретарь артиста); вторая и третья – из-за индекса массы тела героинь.
Вчера я убедилась, что творчество Кустодиева намного шире и разнообразнее, и мне не очень понятно, почему его продвигают исключительно как «певца купечества».
Многие его картины (не купеческого содержания) создают легкие, нарядные, почти праздничные образы и не удручают мрачным колоритом, которого достаточно в реальной жизни.
На них может быть лето, а может быть и зима, но всегда яркие краски и живые лица.

Уютные ярмарки, неторопливые чаепития, провинциальная тишина – внезапно всё это живо откликнулось в моем сердце, потому что пришло время и…место.

Благодаря светлому настроению, я по-новому взглянула на пышнотелых кустодиевских красавиц с их гиперболизированными формами и пузатыми кренделями, потому что (наконец-то!) разглядела за их монументальностью легкую иронию, а, может быть, и сатирический намек.
От каждой кустодиевской картины веет здоровьем и сытостью (но без обжорства и демонстративного купеческого размаха), и образы не перегружены психологизмом, и погоды везде стоят ясные и солнечные, как мы любим.

И ведь все они созданы человеком, который более пятнадцати лет (из сорока девяти, которые были ему отпущены) страдал тяжелой болезнью. Вся жизнерадостность, которую он создал на последних картинах, была списана не с натуры, а из памяти, и такая сила духа вызывает у меня уважение.
Между тем мой рассказ о посещении галереи не является отзывом. Все, что я написала – лишь вступление к вопросу, который я намереваюсь задать завтра.
А сегодня разрешите закончить пост простой мыслью: как часто мы годами придерживаемся общепринятого мнения, а потом оно меняется под влиянием личного опыта.
Одним словом, надо ходить не только в библиотеки, но и в галереи.
|
|
</> |
Как выбрать лучшего интернет-провайдера для дома по качеству соединения в России
Вначале было слово
Главу объединения частных детективов обвинили в госизмене
Таки да
Осталось всего ничего
Где живет страх
Осенний закат
Выработка электроэнергии в 1916 году по советской статистике.
Стоимость постройки кораблей в Российской империи: правда против домыслов

