Откуда есть русскую землю - 26

В 1112 году «Ярослав, сын Святополка, ходил на ятвягов и победил их; и, возвратясь с войны, послал в Новгород, и взял себе в жены [Рогнеду] дочь Мстиславову, внучку Володимерову… В том же году повели Ефимию Володимеровну в Венгрию за короля. В том же году скончался Давыд Игоревич месяца мая 25». В 1113 году «скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся… Сей князь был ростом высок, сух, волосы черноватые и прямые, борода долгая, зрение острое. Читатель был книг и вельми памятлив… К войне не был охотник и хоть на кого скоро сердился, скоро и запамятовал. При том был восьми сребролюбив и скуп». После него остались дети: Ярослав (Иван), князь Володимеро-Волынский, Туровский и Вышгородский; Брячислав (Павел), князь Неизвестночегойский («считается что потом» Туровский); Изяслав, князь Клецкий (а «еще более потом» Туровский); дщери Сбыслава, великая княгиня Польская, и Предслава, княгиня Нитранская (за Альмошем, братом короля Венгрии).

Кликабельные удельные княжества Руси в 1113 году
Далее внимательно следите за руками летописца. По лествичному праву, регулировавшему старшинство в роде Рюриковичей и порядок перехода киевского княжения (см. предыдущие серии), следующим после сыновей Изяслава Ярославича шли сыновья Святослава Ярославича — Давыд и Олег. Однако Якобы-Нестор, автор «ПВЛ», ничтоже сумняшеся повествует нам про то, что «устроили киевляне совет, послали к Володимеру [Мономаху], говоря: „Пойди, князь, на стол отчий и дедов“. Услышав это, Володимер много плакал и не пошел, горюя по [двоюродном] брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Володимеру, говоря: „Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри“. Услышав это, Володимер пошел в Киев».
Даже не пытаясь объяснить внятно, почему князем стал не Давыд Святославич, а Володимер Всеволодович (только третий в очереди после братьев Святославичей), руссиянские исторЕГи какими-то обиняками и посеянными по пилкипивилкиям недомолвками намекают, что-де Святослав был киевским князем незаконно, прогнав Изяслава (см. предыдущие серии), и потому его потомство прав на Киев лишилось, а в качестве пруфа приводят ту самую фразу с Любечского съезда про «каждый да держит отчину свою». Всё сие довольно невменько, ибо по пунктам. Во-первых, в Любече «отчину» получили все участвовавшие — помимо Ольговичей, еще и Святополк с Изяславичами, и Володимер с сыновьями, и Ростиславичи, и даже Давыд Игоревич. И если эта фраза именно для Святославичей закрывала путь в Киев, то почему всем остальным — нет?

Пещадь Давыда Святославича
Во-вторых, потомки Олега Святославиче (Ольговичи) пораженными в правах себя явно не считали и вели долгую и упорную борьбу за Киев с Мономашичами вплоть до самого мунгальского нашествия — аккурат перед ним, в 1238 году, Михаил Всеволодович Черниговский выгнал из Киева Ярослава Всеволодовича Владимирского. В-третьих, отчего это сам Мономах «много плакал и не пошел» с первого раза, ежели была его законная очередь? Как по мне, так вся эта история с восстанием киевлян и их «выкручивающими руки Володимера ультиматумами» походит либо на их сосбственное нежелание подчиняться Ольговичам «палюбасу», либо вообще ловкий пропагандистский трюк самого Мономаха… Никто из «типа ученых» отвечать на эти вопросы не хочет, ибо в монографиях, в отличие от пиликипивилкий, надо в пруфы, а «исторЕГи древних Русей», как вы поняли, в них не очень любят. Хотя ухи, что называется, торчат. В тексте «ПВЛ» принято различать три редакции. Первая была написана еще при Святополке Изяславиче по его повелению (про сие летопись сама сообщает), вторая — тоже при нем, в 1110 году, а вот третья — в 1116 году, уже при Володимере Мономахе. Так что угадайте, при ком в «ПВЛ» помещали тот самый рассказ про «киевский шантаж» ПОСЛЕ смерти Святополка…
В общем, Володимер Всеволодович приехамши в Киев и вокняжился в нем. Да и кто ж его высадит — он же памятник не токмо в Киеве, но и (с детьми своими) в Смоленске, Новгороде, Переяславле, Ростове и Суздали (и исчо кокойты мелкий городишко там же срубили — Володимер на Клязьме). Двумями третями Руси володел князь Володимер. Потому, видимо, Святославичи в 1113 годе сидели и не пидели… Мстислав Володимерович сидел в Новгороде (см. предыдущие серии), Святослав Володимерович пересел в 1113 году из Смоленска в Переяславль, а когда он в 1114 году умер, его сменил Ярополк Володимерович. Вячеслав Володимерович стал князем в Смоленске, Роман и Андрей были исчо малы и жили с отцом. Давыд Святославич оставался в Чернигове, его брат Олег Гореславич — в Новгороде-Северском. Василько Ростиславич сидел в Теребовле, Володарь Ростиславич — в Перемышле и Звенигороде.

Олег Святославич на монете
Восстание в Киеве с приездом Мономаха чудесным образом утихло, но князь прикинулся, что озабочен «волнениями социальных низов горожан», обведя вокруг пальца туповатых мРАксистских исторЕГов, везде искавших свою обожаемую «борьбу классов». Они с радостным визгом до сих пор считают «Устав Володимера Мономаха» (он же «Устав о резах»), который вошел в состав пространной редакции «Русской Правды», мерой облегчения положения холопов и закупов и спасения их от произвола ростовщиков. Но почему всё это же самое не могло быть просто подарком киевлянам за их примерное поведение в спектакле «призвание Володимера поперед Святославичей»?.. А, ну да, так не получается «борьба классов», и мРАксистам совсем не интересно.
t.me/Tercios_catrenos
|
</> |