Отец еврейского искусства
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
У него было все:
слава гениального скульптора в Европе, работа при дворе болгарского
царя Фердинанда. Он же мечтал, чтобы у евреев было свое особое
искусство. Заразив своей идеей Герцля, Борис Шац выстроил в пустыне
храм подобно персонажу Торы Бецалелю. Он создал в Палестине свою
школу художеств и ремесел, которая спустя сто лет превратилась в
Академию искусств «Бецалель».
Бецалель – персонаж Торы, к которому Б-г приказал обратиться Моше для украшения Храма в пустыне после исхода евреев из Египта. Он был первым человеком искусства в истории Израиля. А создать первую школу искусств в Палестине в начале прошлого столетия стало заветной целью Бориса Шаца. К тому времени он был уже известным скульптором Европы, а также видным деятелем искусства в Болгарии, где к нему с уважением относился царь Фердинанд. Такое положение дел – предел мечты для многих, но Шац мечтал о другом – чтобы у евреев было свое, не похожее на другие еврейское искусство. Своей мечтой он поделился с Теодором Герцлем, встретившись с ним на Шестом сионистском конгрессе в Базеле в 1903 году. Он настолько эмоционально, воодушевленно и красочно рассказывал Герцлю о будущей школе, что тот, легко представляя ее, закрыл глаза и мечтательно произнес: «Храм в пустыне…» И этот храм был создан – сначала как Школа искусств и ремёсел «Бецалель», превратившаяся со временем в Академию художеств и прикладного искусства «Бецалель».
Дов Барух (Борис)
Шац родился 23 декабря 1866 года в ортодоксальной семье в местечке
Ворно (Литва). В семье, строго соблюдавшей религиозные устои,
будущее мальчика, казалось, было предопределено. Отучившись в
хедере, подростком он отправился в Вильно – учиться в иешиве.
Представляя сына меламедом и даже раввином, родители явно не
ожидали известия, что Борис оставил обучение в иешиве и поступил в
школу искусств, мечтая стать скульптором. Увлечение музыкой или
бальными танцами и то воспринялось бы ими более спокойно.
В этой патриархальной семье довольно долго не могли принять выбор сына, казалось, нарушившего запрет: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и на земле внизу, и в воде ниже земли». Впрочем, и до сих пор встречаются разные толкования этого запрета на изображение в иудаизме, но тогда, перетерпев непонимание родителей, Шац с выбранного пути все же не свернул. Закончив школу искусств, в 1888 году он направился в Варшаву, где представил свои первые серьезные работы. Создав в те годы скульптуру «Гендель», изображавшую еврея-старьевщика, он объяснил это желанием «нести людям иудаизм средствами искусства».
Уже в следующем
году он поступил в Парижскую академию живописи на курс под
руководством знаменитого скульптора Марка Антокольского,
впоследствии став его помощником. Но в помощниках он долго не
задержался, ведь мастер видел его талант и потенциал. А потому в
преддверии Всемирной выставки, проводимой в 1895 году в Париже,
Антокольский просто предоставил в полное распоряжение бывшего
ученика всю свою мастерскую. До этого Шац, конечно, успел
поучаствовать в различных выставках, его работы уже высоко оценили
в художественных салонах по всей Европе. Но выставка в Париже
вместе с выигранной на ней золотой медалью принесла Шацу всемирную
известность. А за ней последовало и весьма лестное приглашение,
приняв которое, в 1895 году Шац стал придворным скульптором
болгарского царя Фердинанда. Царя поразила работа Шаца «Маттитьягу
Хасмоней», идея создания которой появилась у скульптора под
влиянием судебного процесса над Дрейфусом.
В Софии в 1896 году он создал государственную Рисовальную школу, ставшую впоследствии Национальной академией искусств. Он возглавил ее сам, вместе с ним преподавала и его жена. Но вот мысли Шаца всегда были неразделимы с еврейством – в нем все больше крепла уверенность, что необходимо создать такую школу не только в Софии, но и в Палестине, специально для будущих великих еврейских художников. Будучи хорошо знакомым с главным раввином Болгарии, он поехал в качестве делегата на Шестой Сионистский конгресс, где и представил свои планы Герцлю. Заручившись его поддержкой, Шац выступил уже с более четким предложением основать в Палестине художественную школу и на Седьмом Сионистском конгрессе в Базеле. Это было уже после смерти Герцля, но обещание посодействовать основанию школы все представители конгресса помнили.
Так в начале 1906
года Шац приехал в Иерусалим, успев до этого заручиться поддержкой
многих представителей культурной жизни Европы. Приехал он тогда в
Палестину уже один: его семья была разрушена, он остался один,
жена, забрав с собой дочь, ушла к другому. Рождение ребенка они
ждали долгих семь лет, после чего, казалось, в семейной жизни
настала полная гармония. Но во время путешествия по деревням
Болгарии Борис Шац познакомился с 18-летним юношей по имени Андрей
Николов. Заметив в юноше талант к резьбе по дереву, он привез его в
свой дом, чтобы обучить основам скульптуры. Однако вскоре его жена
Женя Шац, без памяти влюбившись в молодого Андрея, бросает мужа и
свой дом в Софии и уезжает в Париж – вместе с любовником и
шестилетней дочерью. Причем Женя Шац не только разорвала всякую
связь с Борисом, но и не давала ему возможность видеться с дочерью.
Поэтому все свое время Шац посвящал лишь вопросу создания школы,
благодаря чему уже в феврале 1906 года в Иерусалиме была открыта
Школа искусств и ремесел «Бецалель», собравшая студентов и
преподавателей буквально со всего мира.
К развитию школы Шац прикладывал неистовую энергию. Первоначально в ней было лишь три отделения: дневное – для тех, кто имел художественную подготовку, вечернее – для не имевших никаких знаний в этой области и мастерские – коврового ткачества, каменотесная, резьбы по дереву. Но с каждым годом «Бецалель» развивалась все динамичней, появлялись все новые отделения. Уже через несколько лет во многих странах с успехом начали проходить выставки учеников «Бецалеля». Полученные с них доходы шли на дальнейшее развитие школы. Но наряду с руководством школой Шац продолжал и творить.
Помимо самых
известных его произведений из бронзы – «Встреча субботы» и
«Хавдала» – он сосредоточил внимание на создании образов знаменитых
евреев. Он сделал эскиз к статуе «Моисей со скрижалями», создал
бронзовые рельефы пророков – «Иеремия», «Исайя», известные
скульптурные портреты Теодора Герцля, Бялика, Жаботинского,
Бен-Иехуды и многих других еврейских деятелей. Мало кто знает, но
Борис Шац написал и роман «Иерусалим отстроенный», где изобразил
город будущего, предугадав и колесящий по улицам трамвай, и людей,
шагающих с телефонами, на которых движутся разные картинки. Хотя
исследователи его творчества уверяют, что ему было не столь важно
пофантазировать насчет будущего, сколько поднять больные для
общества вопросы настоящего: о социальном статусе женщины, о
регулировании отношения полов, об устройстве общественных
учреждений от музея до синагоги.
Но вместе с творчеством главным детищем Шаца по-прежнему оставалась «Бецалель», к развитию которой он привлекал все возможные средства и усилия. Скончался Шац в США, куда поехал в поисках очередного финансирования для школы в 1932 году. Поиски эти успехом не завершились, а после смерти Шаца школа «Бецалель» и вовсе закрылась. Но через несколько лет, ища спасения от нацистов, сначала из Германии, а затем и из других стран Европы в Израиль стали прибывать еврейские художники. И прибывали они не на пустое место, их встречала «Бецалель», двери которой вновь были открыты.
|
</> |