Остров разбитой надежды
otrageniya — 01.05.2020
Фантастика в советское время, была редким гостем не только на
киноэкранах, но и на книжных полках. Из небогатого выбора в нашей
домашней библиотеке сначала и было-то всего три книжки.
«Человек-невидимка», «Гиперболоид инженера Гарина» и томик Беляева
«Остров погибших кораблей» и «Голова профессора Доуэля».
«Невидимка» и «Гиперболоид» экранизировались и не раз, о «Голове»,
тоже стоит поговорить отдельно, а сегодня немного хочу сказать о
своей реакции на вышедший в 1987 году фильм «Остров погибших
кораблей».
Сама книга, одна из первых прочитанных сознательно и многажды
перечитанных. Разве забудешь сцены, как по Саргассову морю,
навстречу потерпевшему крушение современному лайнеру, идет старый
голландский бриг, у штурвала которого правит привязанный к нему
скелет, или когда ночью какое-то неведомое животное грузно
разгуливает по нижней палубе полузатопленного судна, оставляя
пахнущие водорослями следы. Такие вещи, наверное, наивно
рекомендовать искушенному и начитанному старшекласснику, но тогда,
темными вечерами сам, ещё плохо разбирая диковинные слова, листаешь
страницы, или когда главы про морские приключения, негромко читает
отец, это воспринимается совсем по-другому.
И вот, в программе ТВ за 1987 год наконец-то мелькнул анонс
вечернего показа: фильм «Остров погибших кораблей», целых две
серии. В урочный день, в урочный час (ох, не добрый час!) семья
включила телевизор, и я устроился на лучшем месте поудобней. Две
серии ведь!
А там показали это:
Фильм-фантазия… фильм-феерия…
Сказать, что я был разочарован – это ничего не сказать. Именно
тогда, я почувствовал на себе всю суть идиомы: «насрали в душу». Не
«плюнули», а именно «насрали». И ржут!
Я должен был вырасти и отомстить. Съемочную группу спасло чудо. К
тому времени как я повзрослел и смог держать в руках оружие, уже
перестала существовать страна, в которой мы росли, в которой писал
свой роман Беляев и плясал на моем кровоточащем сердце Константин
Райкин. Нам всем стало не до того.
Сейчас я отношусь к этому фильму совсем неплохо. Песни,
существующие как бы сами по себе, стали нравиться уже тогда, да и в
стёбной, развесёлой переделке сюжета можно отыскать свою прелесть.
Сам иногда напеваю, поставленный перед очередным выбором: "Тяните
жребий, тяните жребий"...
Да только мне уже никогда не забыть ощущения с которым я
выключил телевизор тогда, в 87 году. И до сих пор, душными летними
ночами, когда мне плохо спится от того, что какое-то очередное
бесформенно чудовище выбралось на палубу погибшего корабля моего
детства и оставляет там свои мокрые липкие следы, я цежу в темноту
сквозь сжатые зубы: «Я ещё доберусь до тебя, капитан Фергюс
Слейтон».
А с вами случались разочарования, вызванные слишком вольными
экранизациями?