Основной выбор ХХI века

Е. А. Торчинов в книге «Пути философии востока и запада» пишет:
"Не исключено, что выбор "глобализация" - "многообразный
многополярный мир" будет выбором ХХI века, подобно тому, как выбор
"монархия - республика" был выбором века XIX, а выбор "тоталитаризм
- либеральная демократия" - XX. Скорее всего, в конечном итоге
будет достигнут некий синтез, снимающий остроту проблемы, после
чего и сама проблема не столько решится, сколько отпадет. Чем
закончилась борьба монархии и республики в XIX в.? Тем, что
проблема утратила свою остроту: появились республики, мало
отличающиеся от монархий (с сильной президентской властью, часто
пожизненной, а иногда и передаваемые по наследству), и монархии,
очень напоминающие республики (я помню, как несколько лет тому
назад один тележурналист назвал Швецию "классической парламентской
республикой"). Таким же стиранием граней закончилось и
противостояние ХХ в., пролившее столько человеческой крови. С одной
стороны, тоталитарные режимы потерпели безусловное фиаско, с другой
- в самих западных демократиях начались процессы, явно
свидетельствующие о кризисе представительной демократии, усилении
роли чиновников правительственного аппарата и спецслужб. А введение
весьма существенных элементов социалистической программы (на уровне
социально-экономическом - в Западной Европе и идеологическом -
ставшая притчей во языцех политкорректность - в США) и вовсе
размыло классический западный либерализм и индивидуализм..."
Мне эта мысль представляется заслуживающей особого внимания и даже
способной сыграть роль своеобразной путеводной звезды, указывающей
путь в будущее, через трясины и бездорожье ХХI века. Чтобы
проникнуться ею, надо объективно оценить великие достижения великой
западной цивилизации, но и видеть ее оборотную сторону,
омертвелость многих ее институтов и духовное вырождение
христианства, которое трудно не заметить. Но буддисты, которые не
видят в западной цивилизации и ее материальных достижениях ничего,
кроме сатанизма (как А. В. Парибока - aka mahadaridra, с журналом которого я
сегодня познакомился и который, как мне показалось, при всех его
несомненных интеллектуальных достижениях и при всех его заслуженных
ученых регалиях такой же буддист как я коммунист), предсталяются
мне такими же большевиками, как и большинство российских
"интеллектуалов", искренне не понимающих, что такое струна,
натянутая ни слишком сильно, ни слишком слабо и всегда чуть ли не
на уровне инстинкта выбирающих крайнюю позицию "добра", ради победы
которого они готовы побыстрее свернуть голову "злу".
"Русский буддист" вообще в некотором смысле оксюморон, потому что
русское сознание тяготеет к такому максималистско-большевистскому
мировосприятию и срединный путь кажется ему скучным и слишком
"пустым". Куда интереснее широкие обобщения и грандиозные
эксперименты разума. Возможно, именно поэтому Е. А. Торчинов писал,
что "процесс становления оригинальной традиции "русского" буддизма"
будет происходить "постепенно и достаточно болезненно".
|
</> |