Пять неоклассических романов современных авторов

Попутно в своем эссе "Чуть-чуть о философии Владимира Набокова" Пятигорский цитирует Зинника: "никакой классицизм невозможен без предшествующего ему модернизма, но не наоборот".
Термин "неоклассицизм", при том, что до конца все же непонятно, каким содержанием он наполнен, тем не менее показался мне удивительно точным. В линейной перспективе кажется, что на смену модернизму пришел с неотвратимостью стихийного явления постмодернизм, но, когда я читаю романы современных авторов, одновременно "чудесные и почти классические", от которых замирает сердце, я понимаю, что это и не постмодернизм (например, Пелевин, Сорокин и Шишкин - откровенные постмодернисты), и не классицизм (в классической "толстовской" манере, не прошедшей через горнило "модернизма" пишет, на мой взгляд, Улицкая). И в то же время это именно романы, а не документальная проза, например, Светланы Алексиевич.
В поисках примеров не могу вспомнить никого лучше покойных Маркеса и Кундеры, блестящих неоклассиков.
Если же вести речь о живых, то я могу назвать только пять "неоклассических романов" живых (на сегодняшний день) романистов (в порядке старшинства авторов):
1. "Ритуалы" Сэйса Нотебоома (Нидерланды).
2. "Бесчестье" Джона Максвела Кутзее (ЮАР, живет в Австралии).
3. "Мои странные мысли" Орхана Памука (Турция, живет в США).
4. "Элементарные частицы" Мишеля Уэльбека (Франция).
5. "Тюкины дети" Полины Жеребцовой (Россия, живет в Финляндии).
Последний роман, между прочим, дает недвусмысленный ответ на вопрос "Почему мы про...ли демократическую революцию". Но политическое измерение - далеко не самое главное во всех этих романах (его в них почти и нет, хотя политика везде так или иначе присутствует). Главное - измерение метафизическое.
"Метафизическое различие между этим романом и "Лолитой" колоссально", - восклицает Пятигорский о "Короле, даме, валете".
Так и эти пять романов делает неоклассическими именно это "метафизическое различие", выход "за": как выход за пределы классического рационалистически-позитивистского взгляда на мир, так и выход художественный: и за пределы модернизма, и за пределы постмодернизма, ренессанс классического взгляда на мир, прошедшего через школу модернизма, но не потерявшегося в постомодернистских джунглях. Возрождение той самой гармонии, которой в счастливые часы изредка упивался Пушкин. Прямо посреди хаоса "современности".
Интересно, что романы трех из пяти вышеперечисленных писателей (Кутзее, Памука и Жеребцовой) - о родной стране, но сами они уже живут в других странах. Таким образом большинство "неоклассических" романов отражают точкую зрения "граждан мира", продолжающих питаться соками родных корней, но способных увидеть мир с высоты плывущего над земным шариком спутника.
Наверное, есть и другие неоклассические романы современных авторов. Увы, я о них ничего не знаю. Но если кто-то поделится названиями романов современных авторов, которые можно отнести к шедеврам "неоклассицизма", буду признателен.
|
</> |