
Ошибка Владимира Ульянова


Константин Савицкий. Проводы на войну [русско-турецкую 1877-1878 годов]. 1888
Любопытны воспоминания об этой войне, начавшейся 24 (12) апреля 1877 года... Владимира Ильича Ульянова: «Во время войны России с Турцией за освобождение балканских славян — тогда мне было семь лет — моя нянька, у которой родственники были взяты на войну и некоторые из них там убиты, постоянно с плачем говорила: «Русская кровь зря льётся из-за каких-то нам чужих, проклятых болгар. На что они нам, у нас самих забот по горло». Не исключено, что такое внушение няньки, с которым, насколько помню, совпадало отношение к этой войне и моих родителей, как-то влезло в меня и, держась бессознательно, надолго убило интерес «к болгарину» из [романа Тургенева] «Накануне»...»
Как видим, отношение родителей Владимира Ильича к войне за «братушек» было чисто либеральным, что и неудивительно, ведь они и были по своим взглядам умеренными либералами, а отнюдь не революционерами. Из-за этого Владимир Ильич в юности не оценил и тургеневский роман «Накануне», несмотря на то, что главный герой произведения Инсаров — мятежник, по сути революционер. Но Ленин хоть позднее понял и осознал свою ошибку. Кстати, в своём заблуждении он отметил и такой тонкий момент: Инсаров был ему неинтересен, поскольку являлся гражданином малой страны, а не великой империалистической державы. «То обстоятельство, — говорил Владимир Ильич, — что главное лицо романа Инсаров — болгарин, уроженец какой-то маленькой, неинтересной, захолустной страны, а не русский, не француз, не немец или англичанин, словом, не уроженец «великой страны», люди которой могут быть взяты как пример — делало для меня «Накануне» и менее интересным, и менее поучительным, чем другие романы Тургенева — «Рудин», «Новь», «Дым»..."
Ну, а что же вывело Владимира Ильича из этого заблуждения? Статья Добролюбова о романе «Накануне» — «Когда же придёт настоящий день?», которая, по словам Ленина, «ударила как молния». Он говорил: «Я, конечно, и до этого читал «Накануне», но вещь была прочитана рано и я отнёсся к ней по-ребячески. Добролюбов выбил из меня такой подход. Это произведение... я вновь перечитал, можно сказать, с подстрочными замечаниями Добролюбова... Из анализа «Накануне» [он сделал] настоящую революционную прокламацию, так написанную, что она и по сей день не забывается. Вот как нужно писать! Когда организовывалась "Заря", я всегда говорил Староверу (Потресову) и Засулич: «Нам нужны литературные обзоры именно такого рода. Куда там! Добролюбова, которого Энгельс называл социалистическим Лессингом, у нас не было».

Стоят (слева направо): Ольга (8 лет), Александр (13 лет), Анна (15 лет). Сидят (слева направо): Мария Александровна (44 года) c дочерью Марией (1 год) на руках, Дмитрий (5 лет), Илья Николаевич (48 лет), Владимир (9 лет)
В своей «революционной прокламации» Добролюбов горько замечал: «А где у нас люди, способные к делу? Где люди цельные, с детства охваченные одной идеей, сжившиеся с ней так, что им нужно — или доставить торжество этой идее, или умереть? Нет таких людей...» Но завершается статья пророчеством прихода «русского Инсарова»: «И не долго нам ждать его: за это ручается то лихорадочное, мучительное нетерпение, с которым мы ожидаем его появления в жизни. Он необходим для нас, без него вся наша жизнь идет как-то не в зачёт, и каждый день ничего не значит сам по себе, а служит только кануном другого дня. Придёт же он наконец, этот день! И, во всяком случае, канун недалёк от следующего за ним дня: всего-то какая-нибудь ночь разделяет их!..»
«Русские Инсаровы» вскоре и явились в историческую реальность, в лице того же Ленина, и «перевернули Россию».

Действует параллельный блогу ДЗЕН-КАНАЛ
Некоторые публикации будут появляться там раньше, чем здесь, а некоторые, возможно, только там. Рекомендуется подписаться.
|
</> |
