Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Побывал недавно в нашем музее на выставке —
Выставка «Мастер графики Владимир Фаворский» посвящена творчеству замечательного русского, советского художника Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964) – графика, живописца, художника декоративно-прикладного искусства, художника театра, искусствоведа, народного художника СССР. На выставке представлено около 100 редких образцов мастерства В. А. Фаворского из собрания орловского коллекционера В.Е.Лаврушина.

Владимир Андреевич Фаворский (2 [14] марта 1886, Москва — 29 декабря 1964, Москва) — русский советский график, иллюстратор, ксилограф, искусствовед, сценограф, педагог. Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1957). Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962).
Владимир Андреевич родился в Москве; средний из трёх сыновей адвоката и земского деятеля, позднее депутата Государственной думы Андрея Евграфовича Фаворского и его жены Ольги Владимировны, урождённой Шервуд, дочери архитектора и живописца В. О. Шервуда.
Первые навыки в рисовании получил дома под руководством своей матери; в 1903—1905 годах занимался в школе-студии Константина Юона и Ивана Дудина, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище. После окончания московской гимназии № 5 в 1905 году уехал в Германию. В Мюнхене вначале хотел пойти к Антону Ашбе, но в связи с кончиной последнего стал учеником Шимона Холлоши. Одновременно с обучением рисунку и живописи посещал в Мюнхене занятия на искусствоведческом отделении философского факультета: слушал лекции Х. Корнелиуса (последователя Адольфа Гильдебранда), Адольфа Фуртвенглера, Карла Фолля. Холлоши познакомил молодого художника с творчеством Ханса фон Маре — члена «римского кружка», в который входил и Гильдебранд. На уроках у Холлоши художнику открылось, что «Маре и Сезанн связаны воедино». В 1907 году вернулся в Москву.
В 1907 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1913 году окончил искусствоведческое отделение этого факультета, которое было организовано по инициативе профессора Н. И. Романова (создававшего вместе с И. В. Цветаевым Музей изящных искусств) в Москве и студентов Б. Р. Виппера, К. Н. Истомина, Д. С. Недовича, В. А. Фаворского.
Тема дипломной работы художника — «Джотто и его предшественники», в ней он попытался проанализировать сложность пространственных отношений в живописи итальянского проторенессанса. В этот же год в Москве открылась первая выставка древнерусских икон из собрания Сергея и Степана Рябушинских. Тогда же художник работал над переводом на русский язык с немецкого книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».
В 1918—1919 годах преподавал во Вторых свободных художественных мастерских в Москве. С 1921 года преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1923—1925 годах был ректором. Как и в немецком Баухаузе, во ВХУТЕМАСе, создали «основное» (подготовительное) отделение, где читали общий пропедевтический курс «формальной композиции». Его авторами были В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин. В 1921—1924 годах по приглашению В. А. Фаворского во ВХУТЕМАСе преподавал теорию искусства П. А. Флоренский. Сам художник преподавал на графическом факультете ксилографию (гравюру на дереве), на основном отделении читал курс «Введение в теорию пространственных искусств», на графическом факультете также — «Теорию композиции» и «Теорию графики». Программа курса «Теория композиции» сохранилась в архивах художника, она составлена под воздействием книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».
В 1930—1934 годах преподавал в Полиграфическом институте, в 1933—1938 — в Архитектурном институте, в 1934—1938 — в Институте изобразительного искусства, в 1943—1948 — в Институте прикладного и декоративного искусства (все в Москве). Профессор.
В 1936—1941 годах — консультант Мастерской монументальной
живописи при Академии архитектуры СССР.
Член общества художников «Четыре искусства» (1924—1930, один из
членов-учредителей), член-корреспондент Союза немецких художников
книги (1928).
Член Союза художников СССР.
Умер 29 декабря 1964 года в Москве; похоронен на Новодевичьем
кладбище.
В 1923 году А. М. Эфрос назвал художника «Сезанном современной ксилографии». Рассматривая ранние гравюры и рисунки художника, мы ясно ощущаем напряжённость изобразительного пространства. Как Сезанн с помощью цвета, так и Фаворский штрихом и тоном создает сложные отношения «выступающих» и «отступающих» форм. Иногда «пустые» участки бумаги становятся формой и выглядят активнее, чем чёрная типографская краска или карандашный штрих. Эти «интенции» далеки от пассивного срисовывания «объективной» натуры, они образуют особое феноменологическое, или концептуальное, пространство.
У отца такая книга была —
«Всё, что мы воспринимаем, — писал В. А. Фаворский в статье „О композиции“ (1932), — движется и живёт в пространстве и времени. Поэтому любая реальность должна изображаться не только трёхмерно, но и непременно с учётом движения фигуры». Свою мысль Фаворский заключил так: «композиция — это есть изображение времени». Мастер настойчиво доказывал и демонстрировал на примере своих гравюр, как взаимодействуют чёрное и белое — одно и то же изображение мы можем воспринимать как чёрное на белом или как белое на чёрном, это создаёт пространственность гравюры, одновременно «в цвето-пространственные отношения вступает белизна бумаги», а осязательные, двигательные ощущения придают изображению пространственно-временную целостность. Причем «черное в гравюре выглядит активнее, материальнее», оно «сопротивляется», противодействует белому, а белое «не пускает чёрное», что и выражает гравюрный штрих. Приводя к единству противоположные начала, художник постигает возможность «цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное».

Художник возродил классическую чёрноштриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации. Он и его последователи в 1910—1930-х годах решительно отказались от белого штриха, вернулись к средневековой технике, но при этом по-новому стали решать задачи особенной, специфичной для искусства гравюры целостности пространственных отношений изображения на плоскости белого листа бумаги. Формальная интенсивность взаимодействия чёрного и белого тонов, «звучность» и декоративность гравюр художников новой школы способствовали их органичному «вхождению» в композицию книги «как целостного организма» (определение Фаворского). Иллюстрации строились без обрамлений — свободным пятном на белом поле листа как особом изобразительном пространстве — и, следовательно, активно взаимодействовали с пространством книги. Конструктивность изображений — иллюстраций, виньеток, заставок, органичная связь изображений со шрифтом, который также «конструировали» художники школы Фаворского, создавали оригинальные художественные тропы, особый метафорический язык, сближавший графику и искусство слова.

По слухам, В. А. Фаворский решал задачу обойти претензии заказчиков следующим образом: Выполнив очередной заказ, Фаворский непременно пририсовывал в уголке… маленькую жёлтую собачку. … Когда клиент получал работу, он … начинал требовать собачку убрать… Художник протестовал, убеждая …, что собачка — … ценнейший элемент, … основа композиции…. …клиент настаивал, Фаворский в итоге… сдавался и закрашивал несчастное животное, а заказчик отирал пот… . …борьба с собачками клиентов… так выматывала, что замечать другие недостатки сил… не оставалось…, и… заказ они принимали безо всяких возражений.
Творчество Фаворского – одна из вершин искусства XX века. Открыв в 1907 году для себя ксилографию, Фаворский стал виртуозом торцовой гравюры.
Наследие Фаворского весьма разносторонне и обширно. Это гравюры, живопись, экслибрисы, рисунки, скульптура, керамика, работы для театра.
Широкая же публика знает Фаворского, прежде всего как книжного иллюстратора, отдавшего дань вершинам русской и мировой литературы.
На выставке представлены произведения художника созданные с 1911 по 1961 год. Это самые известные работы книжной графики Фаворского : иллюстрации к известному памятнику литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве», к произведениям А.С.Пушкина «Домик в Коломне», «Маленькие трагедии» и трагедия «Борис Годунов», к повести «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г.П.Шторма и многих других классиков русской и советской литературы. Экспонируются широко известные иллюстрации к произведениям мировой литературы: А. Данте, В. Шекспира, Р. Бернса, А. Франса, П.Мериме.
Фаворский разработал собственную теорию книжной иллюстрации: «меньше всего надо заботиться о выражении своей индивидуальности, она обязательно будет выражена, если художник найдет основное, если, поняв писателя, согласно его теме, определит его»; а значит, у Художника книги две основные задачи: интерпретация литературного произведения, создание образа, и вторая – «создать вещь из книги при помощи форзаца, обложки, шмуцтитулов». Для каждой книги В. Фаворский искал и находил свой особый язык.
За графику к «Слову о полку Игореве», а также «Маленьким трагедиям» и «Борису Годунову» А.С. Пушкина Фаворский в 1962 году был удостоен Ленинской премии.
Фаворский занимался также и портретным рисунком. На выставке представлены портреты художника К.Н. Истомина, Ф.М. Достоевского, молодого А.С. Пушкина, портрет фельдмаршала М.И. Кутузова из серии «Великие русские полководцы.
В начале Великой Отечественной войны Фаворский эвакуируется с семьёй в Самарканд, где, не имея необходимых материалов, продолжает работу в другой технике ― линогравюры (гравирование на линолеуме). Результатом этого периода стала «Самаркандская серия», которая также представлена на выставке.
Выставка представляет широкий диапазон работы мастера гравюры: от обложки, шрифта, буквиц, орнаментов, сюжетных гравюр, до заставок и виньеток, которые делают книгу настоящим произведением искусства. Выставка будет интересна не только коллекционерам и художникам, но и широкому кругу зрителей.
И ещё несколько образцов творчества...
Будет время и возможности — подробнее расскажу...