Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

топ 100 блогов cand_orel03.03.2025

Побывал недавно в нашем музее на выставке — 

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Выставка «Мастер графики Владимир Фаворский» посвящена творчеству замечательного русского, советского художника Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964) – графика, живописца, художника декоративно-прикладного искусства, художника театра, искусствоведа, народного художника СССР. На выставке представлено около 100 редких образцов   мастерства В. А. Фаворского из собрания орловского коллекционера В.Е.Лаврушина. 

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Владимир Андреевич Фаворский (2 [14] марта 1886, Москва — 29 декабря 1964, Москва) — русский советский график, иллюстратор, ксилограф, искусствовед, сценограф, педагог. Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1957). Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962).

Арба (из серии Самарканд). 1946. Бумага, линогравюра / Ослики (из серии Самарканд). 1944. Бумага, линогравюра / Верблюжий базар(из серии Самарканд). 1944. Бумага, линогравюра
Арба (из серии Самарканд). 1946. Бумага, линогравюра / Ослики (из серии Самарканд). 1944. Бумага, линогравюра / Верблюжий базар(из серии Самарканд). 1944. Бумага, линогравюра
Карава. Разгово о порохе (из серии Самарканд). 1943. Бумага, линогравюра / С базара (из серии Самарканд). 1943. Бумага, линогравюра / Отдых стада (из серии Самарканд). 1943. Бумага, линогравюра /
Карава. Разгово о порохе (из серии Самарканд). 1943. Бумага, линогравюра / С базара (из серии Самарканд). 1943. Бумага, линогравюра / Отдых стада (из серии Самарканд). 1943. Бумага, линогравюра /
Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Владимир Андреевич родился в Москве; средний из трёх сыновей адвоката и земского деятеля, позднее депутата Государственной думы Андрея Евграфовича Фаворского и его жены Ольги Владимировны, урождённой Шервуд, дочери архитектора и живописца В. О. Шервуда.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Первые навыки в рисовании получил дома под руководством своей матери; в 1903—1905 годах занимался в школе-студии Константина Юона и Ивана Дудина, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище. После окончания московской гимназии № 5 в 1905 году уехал в Германию. В Мюнхене вначале хотел пойти к Антону Ашбе, но в связи с кончиной последнего стал учеником Шимона Холлоши. Одновременно с обучением рисунку и живописи посещал в Мюнхене занятия на искусствоведческом отделении философского факультета: слушал лекции Х. Корнелиуса (последователя Адольфа Гильдебранда), Адольфа Фуртвенглера, Карла Фолля. Холлоши познакомил молодого художника с творчеством Ханса фон Маре — члена «римского кружка», в который входил и Гильдебранд. На уроках у Холлоши художнику открылось, что «Маре и Сезанн связаны воедино». В 1907 году вернулся в Москву.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

В 1907 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1913 году окончил искусствоведческое отделение этого факультета, которое было организовано по инициативе профессора Н. И. Романова (создававшего вместе с И. В. Цветаевым Музей изящных искусств) в Москве и студентов Б. Р. Виппера, К. Н. Истомина, Д. С. Недовича, В. А. Фаворского.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Тема дипломной работы художника — «Джотто и его предшественники», в ней он попытался проанализировать сложность пространственных отношений в живописи итальянского проторенессанса. В этот же год в Москве открылась первая выставка древнерусских икон из собрания Сергея и Степана Рябушинских. Тогда же художник работал над переводом на русский язык с немецкого книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

В 1918—1919 годах преподавал во Вторых свободных художественных мастерских в Москве. С 1921 года преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1923—1925 годах был ректором. Как и в немецком Баухаузе, во ВХУТЕМАСе, создали «основное» (подготовительное) отделение, где читали общий пропедевтический курс «формальной композиции». Его авторами были В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин. В 1921—1924 годах по приглашению В. А. Фаворского во ВХУТЕМАСе преподавал теорию искусства П. А. Флоренский. Сам художник преподавал на графическом факультете ксилографию (гравюру на дереве), на основном отделении читал курс «Введение в теорию пространственных искусств», на графическом факультете также — «Теорию композиции» и «Теорию графики». Программа курса «Теория композиции» сохранилась в архивах художника, она составлена под воздействием книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

В 1930—1934 годах преподавал в Полиграфическом институте, в 1933—1938 — в Архитектурном институте, в 1934—1938 — в Институте изобразительного искусства, в 1943—1948 — в Институте прикладного и декоративного искусства (все в Москве). Профессор.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

В 1936—1941 годах — консультант Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР.
Член общества художников «Четыре искусства» (1924—1930, один из членов-учредителей), член-корреспондент Союза немецких художников книги (1928).
Член Союза художников СССР.
Умер 29 декабря 1964 года в Москве; похоронен на Новодевичьем кладбище.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

В 1923 году А. М. Эфрос назвал художника «Сезанном современной ксилографии». Рассматривая ранние гравюры и рисунки художника, мы ясно ощущаем напряжённость изобразительного пространства. Как Сезанн с помощью цвета, так и Фаворский штрихом и тоном создает сложные отношения «выступающих» и «отступающих» форм. Иногда «пустые» участки бумаги становятся формой и выглядят активнее, чем чёрная типографская краска или карандашный штрих. Эти «интенции» далеки от пассивного срисовывания «объективной» натуры, они образуют особое феноменологическое, или концептуальное, пространство.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

У отца такая книга была — 

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

«Всё, что мы воспринимаем, — писал В. А. Фаворский в статье „О композиции“ (1932), — движется и живёт в пространстве и времени. Поэтому любая реальность должна изображаться не только трёхмерно, но и непременно с учётом движения фигуры». Свою мысль Фаворский заключил так: «композиция — это есть изображение времени». Мастер настойчиво доказывал и демонстрировал на примере своих гравюр, как взаимодействуют чёрное и белое — одно и то же изображение мы можем воспринимать как чёрное на белом или как белое на чёрном, это создаёт пространственность гравюры, одновременно «в цвето-пространственные отношения вступает белизна бумаги», а осязательные, двигательные ощущения придают изображению пространственно-временную целостность. Причем «черное в гравюре выглядит активнее, материальнее», оно «сопротивляется», противодействует белому, а белое «не пускает чёрное», что и выражает гравюрный штрих. Приводя к единству противоположные начала, художник постигает возможность «цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное».

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Художник возродил классическую чёрноштриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации. Он и его последователи в 1910—1930-х годах решительно отказались от белого штриха, вернулись к средневековой технике, но при этом по-новому стали решать задачи особенной, специфичной для искусства гравюры целостности пространственных отношений изображения на плоскости белого листа бумаги. Формальная интенсивность взаимодействия чёрного и белого тонов, «звучность» и декоративность гравюр художников новой школы способствовали их органичному «вхождению» в композицию книги «как целостного организма» (определение Фаворского). Иллюстрации строились без обрамлений — свободным пятном на белом поле листа как особом изобразительном пространстве — и, следовательно, активно взаимодействовали с пространством книги. Конструктивность изображений — иллюстраций, виньеток, заставок, органичная связь изображений со шрифтом, который также «конструировали» художники школы Фаворского, создавали оригинальные художественные тропы, особый метафорический язык, сближавший графику и искусство слова.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

По слухам, В. А. Фаворский решал задачу обойти претензии заказчиков следующим образом: Выполнив очередной заказ, Фаворский непременно пририсовывал в уголке… маленькую жёлтую собачку. … Когда клиент получал работу, он … начинал требовать собачку убрать… Художник протестовал, убеждая …, что собачка — … ценнейший элемент, … основа композиции…. …клиент настаивал, Фаворский в итоге… сдавался и закрашивал несчастное животное, а заказчик отирал пот… . …борьба с собачками клиентов… так выматывала, что замечать другие недостатки сил… не оставалось…, и… заказ они принимали безо всяких возражений.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Творчество Фаворского – одна из вершин искусства XX века. Открыв в 1907 году для себя ксилографию, Фаворский стал виртуозом торцовой гравюры.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Наследие Фаворского весьма разносторонне и обширно. Это гравюры, живопись, экслибрисы, рисунки, скульптура, керамика, работы для театра.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Широкая же публика знает Фаворского, прежде всего как книжного иллюстратора, отдавшего дань вершинам русской и мировой литературы.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

На выставке представлены произведения художника созданные с 1911 по 1961 год. Это самые известные работы книжной графики Фаворского : иллюстрации к известному памятнику литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве», к произведениям А.С.Пушкина «Домик в Коломне», «Маленькие трагедии» и трагедия «Борис Годунов», к повести «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г.П.Шторма и многих других классиков русской и советской литературы. Экспонируются широко известные иллюстрации к произведениям мировой литературы: А. Данте, В. Шекспира, Р. Бернса, А. Франса, П.Мериме.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Фаворский разработал собственную теорию книжной иллюстрации: «меньше всего надо заботиться о выражении своей индивидуальности, она обязательно будет выражена, если художник найдет основное, если, поняв писателя, согласно его теме, определит его»; а значит, у Художника книги две основные задачи: интерпретация литературного произведения, создание образа, и вторая – «создать вещь из книги при помощи форзаца, обложки, шмуцтитулов». Для каждой книги В. Фаворский искал и находил свой  особый язык. 

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

За графику к «Слову о полку Игореве», а также «Маленьким трагедиям» и «Борису Годунову» А.С. Пушкина Фаворский в 1962 году был удостоен Ленинской премии.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Фаворский занимался также и портретным рисунком. На выставке представлены портреты художника К.Н. Истомина, Ф.М. Достоевского, молодого А.С. Пушкина, портрет фельдмаршала М.И. Кутузова из серии «Великие русские полководцы.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

В начале Великой Отечественной войны Фаворский эвакуируется с семьёй в Самарканд, где, не имея необходимых материалов, продолжает работу в другой технике ― линогравюры (гравирование на линолеуме). Результатом этого периода стала «Самаркандская серия», которая также представлена на выставке.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

Выставка представляет широкий диапазон работы мастера гравюры: от обложки, шрифта, буквиц, орнаментов, сюжетных гравюр, до заставок и виньеток, которые делают книгу настоящим произведением искусства. Выставка будет интересна не только коллекционерам и художникам, но и широкому кругу зрителей.

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский

И ещё несколько образцов творчества...

Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский
Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский
Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский
Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский
Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский
Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский
Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский
Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский
Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский
Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский
Орловский музей изобразительных искусств. Мастер графики Владимир Фаворский


Будет время и возможности — подробнее расскажу...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Рассказывал: Озверевшие ишаки Знали, что возле "Космоса" какие-то нерусские из синей Хонды Civic с номером н729се96 торгуют наркотиками. Выставились. Светло, все видно. Вот Хонда, вот нерусские. Довольные такие. Девки вокруг них вьются. Они их за ...
Вы думаете всё закончилось,нет всё только начинается.Украина это тренировка перед главной целью Россией.Кстати у тех кто затеял всё в Украине всё получилось,развал это то,что и надо,потому что схема "Разделяй и властвуй" работает.И так,давайте посмотрим на тех кто делает перевороты в стран ...
Пусть у меня теперь нет кровати, зато есть новые очки и шапка. А еще, конечно же, ...
Благодаря найденной в запыленных архивах отважной разведчицей - моей френдессой tanjand старинной инструкции по определению иностранных шпионов , подготовленной в 19каком-то году для сотрудников КГБ - я наконец все поняла. Кто, что, зачем и куда. И уже нашла нескольких шпионов. ...
В тот момент, когда ураган «Сэнди» продолжает трясти Америку, ЖЖ не просто стоит, но и продолжает обновляться. Все заметили? С сегодняшнего дня, как поведал Главный по ЖЖ , обновление LiveJournal v.98 стало доступно для всех. Поздравляю, теперь вы ...