Опять две проблемы...

топ 100 блогов bigdrum21.03.2025

На самом деле у Старшипа ровно две проблемы...

Гусары, молчать!

Первая проблема - это постановка задачи. По опыту скажу, что в разработке любой системы (мну имел короткий, но яркий опыт) главное - это правильно поставить задачу. Правильно поставленная задача - это половина решения. Исходная постановка задачи (совсем забыл как называется эта инициатива Пентагона - напомните пожалуйста) груза в любую точку планеты за считанные минуты, причем насколько я помню, там был еще значительный тоннаж указан, маленький срок подготовки к старту и многоразовость была составлена генералом. Причем когда я пишу слово "генерал" - я сильно льщу, у меня такое подозрение, что эту инициативу создавали политики. И создавали интересным образом.

Спейс Шаттл - одно из величайших достижений ракетно-космической техники. Тут двух мнений быть не может в принципе. Равное ему достижение - это система Энергия-Буран, к сожалению, похороненная Горбачевым. Впрочем, при развале СССР, в силу сильной зависимости от кооперации в масштабах всего СССР, каковая кооперация рухнула - она бы все равно погибла. Как погибла ракета Зенит. Так вот, Шаттл - это одно из величайших достижений ракетно-космической техники.

И это достижение было американским.

И вот это вот здорово подосрало постановщику задачи...

Когда американцы проектировали Спейс Шаттл, у них было до ебени матери прототипов, у них была почти готовая программа Дайна Соар - то есть объем исследований, в том числе практических, у них был ОГРОМНЫЙ. Они выбирали из множества возможных решений. Говоря иными словами - они не упирались в один-единственный вариант, у них были запасные.

Перед Спейс Шаттлом у них была программа полетов на Луну, и в рамках этой программы Америка собрала все возможные силы и средства. Она создала уникальную исследовательскую базу и собрала уникальных специалистов. И когда программа Аполлон выполнила в принципе все, что могла, и достигла пределов своих возможностей, возник вопрос - что с этим делать. И вот тогда вот начались работы по Спейс Шаттл, точнее по массе разных прототипов.

Итого.

В момент начала программы Спейс Шаттл у США было огромное количество специалистов по разработке больших ракетно-космических систем, причем с опытом реальной работы, уникальная исследовательская база, наевшиеся денег на Аполлоне компании-подряджчики, которые не боялись вкладываться в проекты от НАСА. А значит - у США была возможность реализовать ЛЮБУЮ многоразовую систему - хоть маленькую, хоть большую - и они не были ограничены в выборе. В результате они выбрали большую систему, и смогли ее реализовать.

На момент начала работы компании SpaceX у США уже не было опытных специалистов (старики уволились и даже частично вымерли) по разработке крупных систем, единственная крупная ракета США - Дельта Хеви - была в распоряжении военных, однако будучи консервативной системой, не годилась для НИОКР. На момент начала разработки Старшип у США не было опытных подрядчиков, не было готовой кооперации. Более того, после катастрофы Челленджера выяснилось, что кадры НАСА уже не те, и не могут обеспечить такой же уровень обеспечения эксплуатации системы, как старички. Кадровые проблемы в НАСА начались еще в 1986 году, и с тех пор, в общем, ситуация не улучшалась. Свидетельством чего являются попытки НАСА разработать собственный носитель (программа Констеллейшн), которые закончились тем, чем закончились...

Есть огромная разница между условиями, в которых начиналась разработка Спейс Шаттл и Старшип.

Уже в 1986 году США не смогли бы заново разработать корабль типа Спейс Шаттл. В 2000-х они не смогли разработать одну-единственную одноразовую ракету в программе Констреллейшн. Более того - США в силу изменения финансового положения оказались неспособны финансировать разработки такого объема.

Спейс Шаттл - дитя золотого века США, Старшип - дитя нищеты.

Так вот, как я сказал, первая проблема Старшип - постановка задачи. Генерал, а скорее всего, политик, который принимал решение ою инициативе по быстрой довтавке грузов для Пентагона, рассуждат примерно следующим образом. "Мы побывали на Луне, мы создали и много лет эксплуатировали Шаттл - значит, мы сможем сделать и более простую систему для быстрой доставки тяжелых грузов в любую точку планеты". И в этом была ошибка. "Мы можем сделать" - это было неправильное предположение, "мы могли сделать" - это более правильное.

Задача, которую пытается решить Илон Маск, прикрываясь марсианскими разговорами, изначально опиралась на неверные представления американской администрации о собственных возможностях.

Что модно сказать о Маске?

Маск оказался не дурак, и смог выкатить реально интересную систему многоразового носителя Фалькон. Он реально смог, на данный момент, показать весьма неплохую производительность и надежность системы в эксплуатации. При этом мы разбирали, как и что он сделал, и в общем, его подход - обойти проблему, вместо того, чтобы решать ее в лоб - принес свои плоды. Более того, Илон Маск создал новые тренды в космонавтике, и это великолепное достижение. Но мы должны понимать, что Илон Маск работает с меньшим количеством людей, с гораздо более узкой опытно-экспериментальной базой, и несмотря на огромные вычислительные возможности, привлекаемые для цифрового моделирования, и прогрессивные методы разработки, он все же не может сравниться с НАСА образцов программ Аполлон или Спейс Шаттл.

Вторая проблема Старшип - это железо. Аполлон развивался вокруг новых разработок, требуя новые разработки, являясь двигателем новых разработок. Там такое количество новых технологий было создано, и затем они были отданы в промышленность, что сегодня такой прогресс кажется невероятным. Илон Маск, в попытке решить задачу, обходя проблемные места, не создает новых технологий - он использует, творчески, неординарно, но все же старые, уже имевшиеся технологии. С точки зрения материаловедение Маск, возможно, использует новый сплав для двигателя Рэптор, но этот сплав был создан не им, и для совершенно иных задач. Программа Аполлон создавала технологии - Илон Маск поглощает технологии.

Если система Сатурн-Аполлон могла строиться на основе несуществующих нигде больше технологий и материалов, то Илон Маск не может иметь ничего, чего нет у его конкурентов, а значит не может создать качественное превосходство в железе.

Вопрос. Насколько оптимистично я смотрю на Старшип. Ответ. Я не смотрю на Старшип. Потому что с точки зрения технологий Старшип может представлять интерес только для интеграторов, а я не интегратор. Только в смысле такой области деятельности, как интеграторство - Старшип интересен. Но пока что там смотреть не на что. Точнее, там есть отдельные моменты, которые вызывают интерес, но пока что мы не видим системы целиком, системы работающей и находящейся в эксплуатации. Когда начинался Фалькон, я испытывал скепсис, но я размышлял в стиле традиционной парадигмы космонавтики. То, что сделал Илон Маск, выходило за рамки традиционной космонавтики. И оно сейчас как-то работает, и мы это видим. Старшип кажется шагом вперед, но на самом деле он базируется на тех же самых принципах, которые были отработаны на Фалькон. Просто эти принципы используются в больших масштабах. Достаточно ли этого для реализации проекта - я не знаю.

Потому что для этого надо обладать очень нетрадиционным мышлением, которого у меня в смысле космонавтики нет.


.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Статистика моего блога за 2021. Расписалась, однако. Беру повышенные обязательства сократить поток графоманства в наступающем году. И очень надеюсь на полноценное возвращение в реальную жизнь. ...
  Специально для комрадов, обвинивших меня в том, что о восточных турках я пишу только плохое. Вот вам то немногое хорошее - Мехрибан ханым, прекраснейшая из жен ...
Продолжаем обзор модных показов. Париж 2015. Нет, гульфиков пока больше нет. Ну, то есть они есть, но не такие эм...ярко выраженные, как у предыдущего дезигнера Овенса. Наш следующий герой - Rei Kawakubo с коллекцией Comme des Garçons Homme Plus. Философия Рей Кавакубо - показыв ...
Всемирный день ходьбы отметили прогулкой по одному из моих самых первых фигуративных маршрутов под названием "Ах, эти жёлтые ботинки!". За два часа чистого времени преодолели 10 километров по живописным улицам северной части Йошкар-Олы. С фотографированием осенних красот и котиков, а ...
Life Extension, Добавка для здоровья ног, 60 мягких таблеток Добавка для вен – аналог Детралекса и Флебодиа, содержит диосмин и геспередин. Принимаю курсами дважды в год по назначению врача из-за повышенных тромбоцитов. Pet Naturals of Vermont, ...