Опыт антропологии в офисе

Прогуляв сегодня по независящим причинам лекцию А. Кирзюк на весеннейшую из весенних тему "Любовь не зла: как женятся и взрослеют в разных обществах", решила прорекламировать одну книгу, которую на предыдущей лекции нам рекомендовали. Нидерландские учёные Даниэль Браун [Danielle Bro] и Итске Крамер [Jitske Kramer] предлагают намвзглянуть на деятельность крупной бизнес-корпорации как на жизнь некого таинственного народа, где существуют своё вождество, свои старейшины, свои шаманки и колдуны, свои инициации, свои тайные общества и ритуалы, свои охотничьи приметы. Только называется всё это иначе. А суть одинаковая.


То, что корпоративная культура есть действительно культура, наверное, мало кто будет оспаривать. Крамер, кстати, пишет, что, работая в бизнес-корпорации, неоднократно испытала гораздо более сильный культурный шок, чем на предыдущих местах работы: в ботсванской деревне, в угандийском самодеятельном агитационном театре. Ясно было только то, что дело тёмно. Сложность взаимоотношений, система невидимых свистков и колокольчиков зачаровывала. Впрочем, некоторые аксиомы этнографии были вполне приложимы и к организационной культуре корпорации.
Для примера: можно ли считать подарки ни к чему не обязывающими? Ответ: нельзя, даже если вам сто раз сказали, что это вас ни к чему не обязывает. Слишком символически насыщено понятие дара. Вспомним акцию фонда помощи хосписам "Дети вместо цветов", когда вместо букетов на первое сентября сделать пожертвование на благотворительность. И вспомним критические стрелы, направленные против этой акции. Благотворительность сама по себе, а цветы, этот символически насыщенный дар, сами по себе.
Существуют ли механизмы, позволяющие людям соучаствовать в актах насилия и сохранять при этом чистую совесть? Ответ: существуют. Это
а) невидимость, то есть закрытость и максимальное удаление от мест скопления людей;
б) разделение, то есть максимальное зонирование и ограничение взаимодействия и контактов;
в) ограничение или распространение ответственности. Ответственность за смерть несет либо минимальное, либо максимальное количество людей. Когда в русских деревнях били конокрадов, насмерть били, матери приносили детей, совсем младенцев даже, чтобы дети тоже наносили хотя бы один удар и тоже становились "как бы виноватыми". Карать -- так уж всех. Или никого.
г) дегуманизация. Если в этот момент перед вами предстаёт образ концлагеря, передо мной он тоже предстал. Но расчеловечивание бывает ближе чем мы думаем. В тот момент, когда вы входите в больницу и спрашиваете врача, вы становитесь пациентом. И сотрудники больницы обращаются с вами, пациентом, не так, как с коллегами. Не обязательно лучше или хуже, но по-другому. В операционной пациент еще больше отдаляется от медицинского персонала и становится объектом: «Завозите Джонса» становится «Завозите аппендикс». Браун и Крамер приводят такой примет
Тотем определяется как одушевлённое существо, священный объект или символ, который служит эмблемой группы людей. Рода, племени, клана, семьи. Профессии. У меня на работе с самых первых дней перед главным зданием стоит забавная скульптура, Эскулапова змея с чашей. В советские времена в чаше сажали пышную клумбу, и змея покачивала раздвоенным языком над петуньями и календулами. В девяностые годы змею пытались сломать. Потом снова установили. А теперь поставили забор, и бедный тотем здравоохранения оказался за забором. Коллеги возмущаются. Забор переносить или змия переставлять? Пока неясно.
Один из самых забавных тотемов, какой нам встречался, называется «кубком небывалого провала». Эту награду вручает крупное международное агентство в области организационного консалтинга. Ежегодно на специальном собрании предыдущий обладатель огромного, нарочито безвкусного, сияющего позолотой кубка передает его новому счастливчику. Получить кубок может тот, кто вышел из зоны комфорта, попробовал что-то новое… и потерпел неудачу или провал. Эта шуточная традиция является, по сути, ритуалом, отмечающим важную для организации ценность – инновации на рынке. В то же время это признание того, что провал всегда возможен при риске. Даже если коллеги и менеджеры сначала сделают выговор молодому консультанту за ошибку или неудачное решение, кубок продемонстрирует ему, что поддержка и одобрение стоят в компании на первом месте. В офисе говорят, что если ты ни разу не выигрывал кубок небывалого провала, то ты по-настоящему не принадлежишь к компании; и ты точно не станешь партнером. Здесь ищут людей с предпринимательской жилкой, не боящихся неудач.
"Корпоративное племя: чему антрополог может научить топ-менеджера" [De corporate tribe: organisatielessen uit de antropologie] в 2016 году получило в Нидерландах премию как лучшее произведение деловой литературы. В 2018 году издательство "Альпина Паблишер" опубликовало "Корпоративное племя" на русском языке. И если о пользе советов Браун и Крамер для бизнеса можно дискутировать, то как антропологический и этнографический ликбез книга пошла на ура. Ознакомиться можно здесь: https://neurons.kg/tpl/library/183.pdf
|
</> |