«Опасные связи». Шесть экранизаций
pasha_popolam — 20.08.2024Начнём с оригинала. «Опасные связи» Шодерло Де Лакло исключительно продукт своего времени, написан был в откровенно прикладных целях. Де Лакло был практиком, имел военно-техническое образование и его литературная работа была сродни его изобретениям в области артиллерии - для точного поражения определенных целей. Цели же эти лежали в сфере его политических убеждений. Де Лакло был из небогатых дворян, сторонник герцога Орлеанского и входил в Якобинский клуб. Его авторству приписывают речи для Робеспьера.
Таким образом его единственный роман служит вполне ясной цели – жёсткая сатира в отношении высшей аристократии, с определёнными выводами морализаторского толка. Сразу после публикации в 1782 году роман стал «бестселлером» (по современным меркам) и разошёлся рекордными тиражами по всей Европе. После Реставрации «Опасные связи» постарались дискредитировать, заклеймили как порнографию и запретили. Впоследствии отношение к роману менялось опять же в соответствии с политической конъюнктурой. По мере необходимости многочисленные деятели культуры переводили контекст романа из политической сферы в психологическую и обратно. Примерно это же происходило и с экранизациями.
«Опасные связи» «Liaisons Dangereuses 1960» 1959 года в постановке Роже Вадима, с Жанной Моро и Жераром Филлипом. Картина адаптирована под эпоху конца 50х, при этом сюжет почти полностью сохранён. Роже Вадиму в 1959 году перевалило за тридцать, но он полностью был захвачен, модной на тот момент молодёжной повесткой. Поэтому акценты в фильме были смещены на острую сатиру в адрес буржуазного общества.
Что касается основной темы порока, то надо отметить сам режиссёр отнюдь не был ханжей и в сюжете присутствует критика именно пресыщенности и лицемерия в буржуазной семье. Для этого Жюльетта и Вальмон являются у Вадима супругами со своеобразными извращенными отношениями. Тут надо отметить очень удачный сценарный ход, ведь сам по себе обычный адюльтер и перекрёстный перепих для Франции середины 20 века не являлся чём-то удивительным. Между тем, подобная странность в семье высокого полёта, очень напрягла цензуру и картина ещё 2-3 года имела проблемы с прокатом.
Что касается формы. Надо отдать должное, фильм поставлен мастерски. Моро и Филипп отжигают не по детски, правда чувствуется что Жерар хоть и не показывает вид, но выглядит не ахти (это была его последняя роль перед смертью). Эти двое просто перетягивают «одеяло на себя», в связи с чем создаётся небольшой перекос в их линию за счёт остальных персонажей. Тем не менее, каждый эпизод в фильме имеет завершённый вид и вкупе с операторской подачей и саундом создаёт почти авангардное зрелище.
«Опасные связи» «Les Liaisons dangereuses», телефильм 1980 года от режиссера Клода Барма. Типично телевизионный проект призванный раскрыть не только идею произведения, но и мотивацию автора его написавшего. Для этой цели сняты эпизоды диалогов самого Де Лакло с прототипом героини маркизы Де Мертей. Эпизоды сняты как бы в тюрьме, где Лакло находился после инцидента с Филиппом Эгалите и якобы встречался с обезображенной оспой Де Мертей.
Разговоров много, о революции, о морали, о философии, о политике, всё это здорово замедляет действие, но думаю что для продвинутого зрителя фильм не имеет аналогов. При том что и по своей форме постановка супер исторична и даст фору и фильму Фрирза и тем более фильму Формана. Актёры там задействованы малоизвестные, но игра их тем не менее не вызывает вопросов. Это серьёзный исторический фильм и точно не для широкой публики.
«Опасные связи» «Dangerous Liaisons»,1988 года, режиссера Стивена Фрирза, с Малковичем, Гленн Клоуз, Пфайффер, Умой Турман, Киану Ривзом и т. д. Самая известная на данный момент постановка по мотивам романа, обласканная критиками и зрителями. Заметно смещена в сферу психологии и имеет вид мрачнейшей психологической драмы в исторических декорациях. Акцент здесь ставится на зловещих фигурах аристократов-интриганов, с максимально трагическим финалом для всех персонажей.
Малкович и Клоуз конечно стараются и выглядят почти инфернальными фигурами. Кстати говоря, образ ацкой маркизы явно скопипизжен из фильма Брама. Что же касается Пфайффер, Турман и Ривза, то тут на мой взгляд, откровенный мискаст. Пфайффер выглядит не набожной двадцатидвухлетней замужней женщиной, а супермоделью в конце карьеры, обиженной недоплаченным гонораром.
Ума Турман же на роль малютки Сесиль, просидевшей все свои 15 лет в монастыре, вообще не подходит, она там как долговязая выпускница колледжа, переспавшая со всеми однокурсниками. Тем не менее всё они получили знатный гешефт от этой работы и резкий рывок вверх по направлению к вершине пищевой пирамиды. В отношении кастинга фильм Формана показался мне более убедительным.
«Вальмон» «Valmont» 1989 года. Фильм Милоша Формана, всего на несколько месяцев опоздавший с выходом, относительно картины Фрирза. Кроме Колина Ферта в фильме снялись куда менее известные актёры, но все они на мой взгляд более точно попадают в персонажей, при этом игра их кажется ничуть не хуже.
Другое дело, что постановка Формана имеет совершенно иной характер по сравнению с предыдущей. Это скорее эротическая трагикомедия, лёгкая, кружевная, в некоторых моментах смешная, в некоторых забавная, в некоторых горькая. Сюжет намеренно был изменён в сторону более лёгкого финала для почти всех персонажей. Даже сам Вальмон умирает на дуэли будучи в жопу пьяным и толком не осознав ситуацию.
Немого о форме. Фильм хоть и снят в шикарных декорациях дворцов, залов и парков. И костюмы вроде аутентичные, но всё это производит впечатление современного Форману времени. Это в диалогах, в движениях, в лицах. Всё это наводит на мысль что Форман снимал фильм не о 18 веке во Франции, а о 60-70х, где-то в Калифорнии. В этом контексте «Вальмон» Формана не то что оппонирует роману Де Лакло, но переводит проблему в русло современной морально-этической повестки с её экзистенциальной направленностью.
«Жестокие игры» «Cruel Intentions» 1999 года, голливудская постановка от Роджера Камбла. В главных ролях молодые Райан Филипп, Сара Мишель Геллар, Риз Уизерспун, Сельма Блэр. Действие перенесено в Нью-Йорк рубежа третьего тысячелетия. Этот фильм в буквальном смысле воплотил то что Форман только имел ввиду – воспроизводит порок в условиях современного общества. В этот раз в среде «золотой молодёжи» престижного колледжа. И уж конечно история простого соблазнения, вряд ли впечатлила бы современного молодого зрителя, ведь этот фильм явно рассчитан на молодёжную аудиторию.
Поэтому кокаин, минет в автомобиле, гомосексуальные сцены, Дансени – негр и соответственно межрасовые контакты. Всё это подано весьма живенько в стиле молодёжного ситкома, с туповатыми шутками. Не хватает только закадрового смеха. Соответственно и почти всё эпизоды изменены в духе времени. Например ставка в споре между главными героями – раритетный «ягуар», а финальный поединок подан в виде стритфайта со смертельным ДТП. В общем этот современный голливудский фарс рассчитан на молодых людей которые первоисточник вряд ли читали.
«Опасные связи» «Dangerous Liaisons» 2012, корейского режиссера Джин-хо Ура. Последним номером нашей программы, большой китайско-корейский проект, получивший в своё время наиболее широкий резонанс. В фильме заняты китайские и корейские актёры, а так же китайское бабло. От этого фильм производит двоякое впечатление. С одной стороны это корейская реалистичность в постановке эпизодов и взаимодействии актёров и китайский размах в декорациях, графике и т. п.
Вообще если говорить о восточно-азиатских адаптациях классической европейской литературы, то роман Де Лакло заметно выделяется количеством попыток. «Опасные связи» определённо в тренде азиатских запросов на утончённый БДСМ и жестокое коварство. Ещё хочется отметить эпизоды с социальным контекстом врезанные в полотно картины. Там роскошь богатых аристократов резко противопоставляется нищете остального народа и это тоже отличительная черта корейского и китайского кино. Что же касается общего впечатления, то фильм ближе всего к варианту Формана.
Подводя итог, надо признать что приведённые о обзоре экранизации далеко не ограничиваются шестью попытками (есть ещё сериалы и неустановленное количество экранизаций «по мотивам»), однако все они при своих кардинальных отличиях интересны и достойны просмотра.