
Он, она, Осима и Шаброль


Итак, продолжаем необъятную тему «секса и насилия» в мировом кинематографе. И в рамках общего направления, разновидность, эксплуатирующую увлекательное занятие – выпиливание надоевших мужей-рогоносцев, их темпераментными женами. Если не брать во внимание античное и прочее мифотворчество, Николай Семенович Лесков, был самым заметным литератором, который в классической форме и ярких образах, выразил самую суть явления. Снятые по мотивам лесковской драмы, фильмы, хоть и в небольшом количестве, но в креативной форме, были вот тут запротоколированы, задокументированы и подшиты. Следующим, темы коснулся американский коммерческий писатель Джеймс Кейн, который, оставаясь в русле заданного Лесковым направления, слегка подправил коммерческую составляющую истории, в плане современных эпохе «судов-страховок». Все же, основное достоинство кейновского «Почтальона», как и лесковской «Леди Макбет», это простота сюжета и неоднозначность финальных выводов. По экранизациям романа, можно судить, практически, о всех, каких только можно интерпретациях. И все они, как представляется, были разобраны по полочкам. Однако, как оказалось, экранизациями Лескова и Кейна, тема была не исчерпана. По ходу пьесы, я вспомнил, еще как минимум три фильма с идентичным сюжетом. Первой приходит на ум, известная виньетка Шаброля, под названием «Les noces rouges», что с испорченной латыни переводится как «Кровавая свадьба» или еще вот как оригинальный вариант «кинопоиска» - «Кровавое распутство».

Картина была снята в 1973 году. Что характерно, как и «Леди
Макбет» Лескова, «Кровавая свадьба», имеет в основе, вполне
конкретный информационный повод. А именно, произошедшее в 1970 году
двойное убийство на почве страсти, произошедшее в городке Бурганеф.
В этой связи, интересна история выхода картины, отложенного до
вынесения судебного решения по делу прототипов.
Не могу сейчас точно вспомнить, но этот фильм, я посмотрел впервые,
то ли в конце 80х, то ли в начале 90х, по ТВ, в рамках
ретроспективного показа избранной фильмографии режиссера. Что
интересно, именно «Кровавая свадьба», намертво засела в памяти.
Фильм реально, один из лучших у Шаброля. В нем есть все элементы,
необходимые для хорошего, имхо, кино: идеальный хронометраж,
отсутствие провисаний, яркая игра на грани (но не переходящая)
кича, немного черного юмора и здорового цинизма.

Не много сюжета, хотя, откровенно говоря он копеечный. Стефан
Одран – жена мэра, она снюхалась с Мишелем Пикколи – вице-мэром.
Бурные отношения дяди и тети, в основном развиваются в парковых
зонах, а так как голубки уже далеко не молодые особи, то они
начинают подумывать о том, как бы изменить ситуацию. Конечно, они
могли бы элементарно, снять нумера, но вероятно опасаются огласки в
своем французском мухосранске. Поэтому, распутники, ныкаются в
местном музее, пока администрация не подает «заяву» о хулиганстве.
Как понимаете, в дальнейшем, выход у представителей политической
элиты, был один.
Пикколи, как человек решительный, берет дело в свои руки. Он решает
замочить собственную жену, посредством яда, неизвестной этимологии
(предположительно «новичок»). С этим все сложилось благополучно. Но
вот с хитрым мэром, все пошло не так. Пикантность ситуации, еще
усугубляет политический расклад. Дело в том, что мэр – явный жулик
право-либерального толка, а Пикколи – откровенно левый,
принципиальный и правильный. Хитрый мэр, замечает неладное, и ловит
измещиков на месте преступления. Но он вовсе не торопится поднимать
большой шум.

Хитрый мэр, решает повернуть ситуацию к своей выгоде, он
шантажирует Пикколи, подбивая того «распилить» кой-какие бюджетные
средства (формула упрощена, для большего понимания). Собственно
этим он и подписывает себе смертный приговор, ибо хрен он собьет
французского троцкиста с пути. В общем, примешав к своим сугубо
семейным проблемам, политику и бизнес, мэр поплатился собственной
никчемной, но общественно значимой жизнью. Однако президент
республики, что бы не поднимать шумихи, дает распоряжение
следственному комитету, дело замять. И все бы проканало.
Пятнадцатилетняя дочка Одран, неожиданно вскрывает ситуацию своим
письмом на имя прокурора. Трудно сказать, какие цели преследовала
дочка, однако результат эпопеи налицо: наручники, вилы, зона.
Собственно, как и во всех вышеназванных нетленках, этот вариант
финала, самый популярный. Вот хоть убейте, не пойму, зачем Шаброль
через два года, снова поднял хорошо раскрытую и задвинутую тему.
Речь идет о «Les Innocents aux mains sales» или «Невинные с
грязными руками», снятом по роману Ричарда Нили «Проклятые
невинные».

Поначалу кажется, что сюжет «Невинных», практически один в один,
косплеит «Кровавую свадьбу», только с Роми Шнайдер в главной роли.
Однако уже к середине начинаешь понимать, что сценарист (а возможно
и автор оригинала) начудил. В общем не важно кто это сделал, но
история получилась настолько хитро-вкрученная, что вероятно и сами
актеры слегка охренели. Поэтому и лица у них в картине такие
удивленные и слегка виноватые. И не говорите что они виноватые,
потому что стыдно за убийство.
Итак, Роми Шнайдер – жена буржуя Рода Стайгера, живут они на
шикарной вилле в Сан-Тропе. Роми скучает и принимает солнечные
ванны в голом виде, а Род бухает и … в общем бухает. Короче молодой
сосед запускает своего бумажного змея непосредственно на территорию
Роми. Собственно говоря, этот пролог - лучшее что есть в
фильме.

А так, по ходу пьесы выясняется что Стайгер старый старик и
бухает потому что у него больное сердце (?), по этой же причине он
не спит с Роми. Все это выясняется в течение трети экранного
времени, непосредственно в промежутках секса Роми с соседом. В то
время пока Стайгер дрыхнет на втором этаже, Роми с любовником, на
первом, позанимавшись от души, обсуждают как лучше замочить мужа.
Твою мать, зачем его вообще мочить? Он же никому не мешает…
В общем, по заранее разработанному плану, Роми вяло херачит мужа
дубинкой по кумполу. Затем, она как бы наблюдает вынос тела из
окна. А на утро выясняется, что любовник приватизировал ее машину и
отчалил в Италию. Роми пишет заявление в полицию о том, что муж
отплыл на яхте и сгинул в бурном средиземноморье. Добрую треть
фильма (а он не короткий - ровно два часа), занимает предельно
унылое разбирательство с полицией, адвокатом и наследством.

Затем заявляется муж, и произносит пафосную телегу о том какой
он умный и как он всех обул. Он заранее все знал, сыграл на
опережение, подложил соседа в свою кровать, затем вывез в море,
снял признательные показания и утопил. Теперь Роми от него зависит,
и должна ему регулярно давать (!), не смотря на то что он сердечник
и импотент. Роми соглашается. Потом заявляется сосед (!).
Сосед берет всех на мушку, сгребает бабло, Роми и драгоценности, и
собирается отвалить на Мальдивы, но Роми уже не согласна. Роми уже
нравится Стайгер, к тому же у старика приступ и он того и гляди
склеит ласты. Надо сказать, что в этот момент не только сосед в
полном ахуе, но и наверняка все зрители. И то что сосед после всех
сюжетных взбрыкиваний, попытался Роми задушить, а потом
изнасиловать (может и наоборот), ничего необычного нет, любой бы
так поступил. Но тупые жандармы из Сан-Тропе, разве им объяснишь?
Короче муж все равно загнулся, хоть и большим окольным путем.
Непонятно за что соседу дали десятку, а Роми вообще отскочила. Вот
вам и хваленое французское правосудие. Чего совершенно не скажешь о
японском. И вы в этом 100% убедитесь, если увидите фильм Нагисы
Осима «Империя страсти» 1978 года. Это не тот в котором Сада
любовнику причиндалы отрезала, а следующий.

Свой следующий фильм, а именно «Империя страсти», Осима снимал
явно для внутри-японского пользования, возможно этим он хотел
загладить вину за «Корриду любви», снятом явно для заграницы и
рисующим Японию в очень, так сказать, раздетом виде. Во-первых,
«Империя страсти» максимально (для Осимы) целомудренный фильм.
Буквально пара эротических сцен, снятых довольно скромно.
Во-вторых, картина снята в декорациях японской мухосрани, предельно
лаконично. Там очень мало японских штампов (гейши, пагоды),
интересных для заграницы. В-третьих, где-то с середины, в сюжете
присутствует некий, чисто японский призрачный персонаж, надо
полагать, ценный именно для японской аудитории.
Сюжет такой. В глухой японской деревушке, живет счастливая семья
рикши (таксист) Гисабуро. Жена Сека, мелкий младенец и
непосредственно сам рикша, простой, добрый колхозник, однако
любитель заложить за воротник. И все бы у них было отлично, но тут
со службы возвращается дембель по имени Тоедзи, которого кстати,
играет все тот же Тацуо Фудзи. Тоедзи ложит глаз на Секу и
буквально за половинку засахаренной сливы, покупает ее
благосклонность. Тут надо сказать, что акцент в сюжете сделан
именно на роли Тоедзи. Чувак вернулся из армии, явно не в себе и
дальнейшие поступки его откровенно навеяны не совсем адекватным
сознанием, а ближе к концу, походу, кукуха едет и у остальных
персонажей.

А пока, Тоедзи подбивает Секу замочить благоверного,
предварительно его напоив. Сека на это отвечает, что дескать
напоить Гисабуро будет нелегко, и три раза бегает к барыге, покупая
по бутылю саке. А после, Тоедзи и Сека душат рикшу, совместными
усилиями. Потом они кидают тело в заброшенный колодец, в лесу и на
время ложатся на дно. Фильм, почти идеальный японский нуар
(кайдан), с чернючей атмосферой. Особенно, когда появляется призрак
Гисабуро и начинает канючить о том какой он несчастный. Вообще,
картина очень живописная, по-японски тонко раскрывающая «красоту
ужаса», достаточно вспомнить эпизоды связанные с колодцем.
Еще одна доставляющая особенность картины, это эпизоды касающиеся
полицейского дознавателя – совершенно придурковатого, но настырного
молодого человека. Этот полицейский, как неказистая судьба японской
колхозницы, неприятный, жестокий и неумолимый. Финал фильма,
пожалуй, самый жестокий из всех возможных. Призрак, дознаватель и
больная совесть, практически доводят душегубов до ручки. Забыты
секс, покой и поэзия Басё.

В довершение их пытают самым изощренным восточным образом, казнят без отсрочек приговора и права на апелляцию. На этот раз, фильм устроил всех. Критики фильм хвалили, а зрители голосовали кассовыми сборами. Фестивали в Европе и Японии завалили картину наградами. Говорят, что таким образом, кино-общественность, задним числом, оценила «Корриду любви», но я лично считаю, что «Империя страсти», сам по себе вполне достоин самой высокой пробы. На этом, я временно тему закрываю, во всяком случае, пока не вспомню еще что-нибудь подобное и достойное упоминания. Всем спасибо за вниманием.
