Омск. Центр.
flackelf — 22.09.2022 Омск - один из крупнейших городов Сибири и самый западный из этого числа. Население почти 1,2 миллиона, что довольно значительно для этих районов страны. Крупнейший транспортный узел, обладающий мощной промышленностью, но совершенно незаслуженно находящийся в тени более богатого и развитого Новосибирска. Но Омск - старый русский город и он обладает довольно долгой историей и вполне себе красивым старым историческим центром, который возник задолго до того, как в этих краях появилась железная дорога.Омск не стоит недооценивать, Омск это важная опорная точка нашего государства в Западной Сибири. Бывший административный центр помимо прочего и здоровенного куска современного северного Казахстана. Это не Новосибирск - дитя самого новейшего времени, которое быстро обогнало старые города Сибири.
В последние годы в сети почему-то сложился негативный образ Омска, но я посетив этот город и прожив в нем трое суток, не увидел в нем ничего такого, чтобы лепить из него что-то ужасное и неустроенное. Нормальный крупный русский сибирский город, а исторический центр так вообще - выше всяких похвал. Это если конечно специально не лазать по задворкам в поисках негатива.
Вот что крайне негативно сказалось на развитии города, его экономическом и демографическом потенциале, так этот тот факт, что в 1991 году он стал приграничным и фактически утратил полноценную связь с громадными районами Северного Казахстана, которые во всю предыдущую историю Омска, тяготели к нему как к исторически сложившемуся центру всего Прииртышского края России. Это города: Петропавловск, Павлодар, Кокчетав, Целиноград (ныне Астана). Ситуация сильно напоминает харьковскую, только наоборот.
Пострадала также и транспортная связность города со страной - южный ход Транссиба уже 30 лет проходит через территорию иностранного государства. Город теперь стоит у самой границы, почти что на задворках, в отличие от Новосибирска, к которому тяготеет целый крупный западносибирский край из нескольких субъектов. Вокруг Омска нет поблизости крупных городов на нашей территории. Ближайший - Тюмень, что не рядом.
Ненормальная надо сказать ситуация. Кстати Омск довольно популярен в Казахстане до сих пор. Сюда переселяются и не только русские, через него ездят дальше в Россию, особенно те кому из Казахстана надо дальше на восток. Тут есть казахское консульство, которое занимает один из красивейших особняков в центре.
История Омска, города на реке Иртыш, начинается в XVIII веке в 1716 году, когда была заложена русская крепость в месте слияния рек Иртыш и Омь. Крепость должна была стать надежным русским форпостом в сибирской степи. В 1768 году была заложена вторая (новая) городская крепость на правом берегу Оми.
В XIX веке Омск стал административным центром Акмолинской области и Западно-Сибирского, а затем Степного генерал-губернаторства, охватывавшего существенную часть Западной Сибири и север современного Казахстана. В Омске располагались резиденции военного губернатора Акмолинской области и генерал-губернатора Западной Сибири.
В 90-е годы XIX века случилось пожалуй важнейшее событие в истории города - через Омск прошла Транссибирская магистраль, а через Иртыш был построен железнодорожный мост. С тех пор железная дорога, которая кстати прошла в этих местах сильно южнее исторического центра, и история этого города - неразрывно связаны. В годы гражданской войны именно Омск становится местом пребывания Белого правительства Колчака на востоке России.
Но в 20-е годы XX века, центром Западной Сибири стал новорожденный Новосибирск, с тяготеющим к нему Кузбассом, а Омск стал терять свои позиции. Но тут большой толчок городу дала война с её эвакуацией и послевоенное экономическое развитие. В 1979 году Омск стал городом миллионником, статус которого сохраняет и по сей день.
Очень тяжело город пережил постсоветские 90-е и даже нулевые годы. И даже в 10-е годы город считался не вполне благополучным, но похоже, что в самый последний период ситуация все же переломилась. Я по крайней мере увидел город в состоянии на твердую "четверку", ну возможно с минусом. Впрочем мое мнение может являться не вполне объективным - просто я люблю Россию и стараюсь везде больше замечать позитив.
Современный Омск располагается по обеим берегам Иртыша, имея основную историческую часть на правобережье. В Омске расположен крупный аэропорт, причем прямо в черте города на левом берегу напротив центра, есть четыре моста через Иртыш, включая южный обходной. Сам город вытянулся примерно на 20 километров вдоль этой реки. Железнодорожный узел и вокзал находятся практически на южной окраине.
Центр города расположен примерно между Ленинградской площадью, что в створе Ленинградского моста через Иртыш и улицей Фрунзе на севере, что в створе так и не состоявшегося Метромоста (60-летия Победы).
1. Пешеходная улица Чокана Валиханова (Плотниковская).
2.
3.
4.
5. Довольно приятное место, хоть и хрущевские пятиэтажки имеют место быть.
6. Консульство Казахстана занимает очень красивый и довольно приметный старый особняк в стиле модерн.
7. Пересечение с улицей Ленина, которая является фактически центральной, хоть и не такой шумной как проспект Карла Маркса.
8. Очень много зданий сохранилось от старого губернского дореволюционного Омска.
9. Вид по Ленина на юг.
10.
11. Доходный дом Михайлова. 1916.
12. Вот мы и вышли к Иртышу. К сожалению в самом центре нормальной набережной нет. Она находится южнее ближе к вокзалу.
13. В Омске так много солнечного света и так жарко, что такое ощущение будто приехал не в "холодную" Сибирь, а в какой-нибудь Ростов на Дону. Я так понимаю, что вот это и есть сибирское "континентальное" лето. Петербург по сравнению - довольно холодный город.
14. Теперь пойдем по Ленина в самый центр. До революции она включала в себя три улицы с иным названием.
15. Дом генерал-лейтенанта Н.Д.Козлова, построенный в 1910 году. За ним здание гимназии.
16. Здание Омского кадетского корпуса. Построено в 1820 году.
Здание с историей.
17.
18.
19. Напротив стоит один из символов города Свято-Никольский казачий собор. 1833 год. Это самый старый храм в Омске и является единственным уцелевшим в годы советской власти войсковым храмом
20. Авиационный колледж. Похоже на конструктивизм.
21.
22. Дом 1890-х годов постройки.
23.
24. Бывший дом Е. А. Терехова – Е. Г. Батюшкиной (1865-1911).
25. Памятник Борцам революции.
26.
27. Впервые вижу патриотический мурал прямо в момент его написания.
28.
29. Река Омь и мост построенный в 1967 году.
30. Видно место впадения Оми в Иртыш. И немного Речной вокзал.
31. Ну вот самый центр и его главная изюминка - памятник архитектуры федерального значения. Целый архитектурный ансамбль зданий, занимающих несколько кварталов и построенных в едином стиле на рубеже XIX и XX веков.
32. Александро-Невская часовня. 1994.
33. Гостиница. 1906.
34.
35. Характерные башенки над старыми зданиями, которые напоминают что-то степное и азиатское. В Омске много таких и даже над современными зданиями.
36.
37. Московские торговые ряды.
38.
39.
40.
41. Городская поликлиника №1. 1913. И здание 1910 года.
42.
43. Бывший магазин купчихи М. А. Шаниной, построен в 1900 году.
44. Женская гимназия. 1882.
45.
46.
47. Омский Областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. 1914.
48.
49. Места связанные с Ф.М.Достоевским и его пребыванием в ссылке в Омске. Писатель весьма нелестно отзывался тогда о месте своего пребывания.
50.
51.
52. Памятник Достоевскому.
53. Драматический театр. 1905.
54. Сквер им. Дзержинского. Бывшая Базарная площадь. Видно здание Администрации города.
55. Здание ФСБ по региону.
56. Успенский собор. 2007.
57. Дом с "азиатской" башенкой.
58. Соборная площадь - фактически центральная в городе. И здание Законодательного собрания региона.
Кстати Омская область по меркам Востока России - небольшая совсем.
59.
60.
61. Кинотеатр "Маяковский".
62. Улица Интернациональная.
63. Пожарная каланча. 1915.
64. Улица Красный Путь.
65.
66. Библиотека имени Пушкина. 1995.
67.
68. На месте так и не состоявшегося Омского метрополитена. Станция вроде внизу даже построена, а вот Метромост (это его неофициальное название) используется как автомобильный с 2005 года. Впрочем нижний ярус моста все ещё готов принят линию метро. К мосту мы еще подойдем в другом посту.
69. Улица Фрунзе. Примерно за ней центр города заканчивается.
70. Вход в "метро".
71.
72.
73.
74.
75. Дореволюционное промышленное здание.
76. Храм Иоанна Крестителя.
77.
78. Южная оконечность центра. Район Ленинградской площади.
79. Проспект Карла Маркса. О нем тоже будет отдельно.
80. Память о Ленинграде, на Ленинградской площади, перед въездом на Ленинградский мост через Иртыш. Я когда родился 56 лет назад, мы жили в Киеве на Ленинградской площади. Ее давно нет.
81.
82.
83.
84.
Интересный разговор с омским таксистом был.
"Мы тут одни, вокруг никого, на севере бескрайние заболоченные пространства Западной Сибири и так до самого Ледовитого океана почти никого.
На юге, сразу южнее нас граница - Казахстан со своими полупустыми степями.
До всякого приличного города не менее 600 километров. До Новосибирска 600-700, До Тюмени - 600, до Екатеринбурга где то 800, до столицы Казахстана Астаны примерно 600. Вот до Петропавловска, что в Казахстане близко, где-то 270, но мы на автомобилях его объезжаем, только поезда там идут.
Одним словом висим тут на Транссибе как большой узел на длинной веревке."
А вообще 600 километров для восточной части России, это совсем небольшое расстояние. Это у нас там в Европе, 640 между Москвой и Питером и кажется, что не слишком близко. Потому как обе наши столицы будто в разных географических мирах находятся, настолько они непохожи.
Кстати в случае осложнения отношений с Казахстаном, вопрос транзита через Петропавловск может стать остро для региона №55 и восточной части страны в целом. Только автомобильная дорога есть обходная, от Ишима на Курган.
85.
86. Деревянное здание 20-х годов прошлого века. Сибирская деревянная архитектура молодой Советской России. Впрочем строили скорее всего рабочие с дореволюционным стажем. Это заметно.
Дом отреставрировали и вышло очень красиво.
|
</> |