Оказывается, то были цветочки...

Но 2010-й он вот уже. И задачи по информатизации никуда не делись. Россия потеряла несколько десятков позиций в рейтинге e-готовности, и падать еще ниже мешают, пожалуй, только непрекращающиеся гражданские войны в африканских странах, которые только и уступают сейчас нам. Так что все уже давно с нетерпением ждут: что предложат нам государственные информатизаторы на следующие восемь лет, каким окажется их аппетит? С учетом того, что за 10 путинских лет типичный процент отката по госконтрактам вырос с примерно 5-7% до примерно 50-70, иногда и 80%? С учетом того, что восемь лет было потеряно, отставание от Европы стало ужасающим, и это позволяет рисовать еще более масштабные и трудные задачи и перспективы? С учетом полученного опыта распила? Мне было очевидно, что даже кризис не помешает распильщикам поставить крупные и амбициозные задачи, но реальность превзошла все ожидания.
Мининформсвязи предложило проект долгосрочной ФЦП "Информационное общество (2011-2018)". Цена вопроса: 952192 млн. рублей. Девятьсот пятьдесят два миллиарда сто девяносто два миллиона рублей. Попросту говоря - ТРИЛЛИОН.
Да уж, любимый тэг долго еще не сможет спать спокойно.
Вот какие мысли приходят в голову после первого эмоционального шока.
1. В программе предусмотрены целевые показатели, которых планируется достигнуть к 2018 году. Не хватает, однако, раздела о мерах ответственности в случае невыполнения целевых показателей. С учетом масштаба финансирования, неплохо бы вернуть в Уголовный кодекс такие традиционные меры социальной справедливости, как сдирание кожи заживо и отваривание в кипящем масле.
2. Не далее, как вчера, я давал комментарии журналу "Эксперт-Урал" (привет, Сергей
![Оказывается, то были цветочки... [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
Вот у меня хронические мигрени, и у меня проблемы с печенью из-за лишнего веса. Печень меня не очень сильно волнует, но когда я прихожу к врачу, чтобы вылечить мигрень, он мне говорит, что ничем не может помочь; какие-то системные средства есть, но они очень сильно нагружают печень, и по итогу мне станет хуже. Так что, дружок, лечи мигрень пока что симптоматически, и бегом, бегом в фитнесс-центр. Через полгода приходи полегчавший килограмм на 10, и займемся головой. Метафора тяжелая, но смысл все же должен быть понятен.
Я не знаю ни одного примера успешного внедрения технологий электронного правительства в государстве, серьезно больном коррупцией. Кажется, что коррупция является таким же абсолютным противопоказанием к лечению неэффективности, как моя больная печень - противопоказанием к лечению головы. Пока не устранена одна болезнь, лечить другую нет смысла: будет только хуже. И это понятно: ведь информатизация наносит по коррупции серьезный удар, та, соответственно, сопротивляется, причем сопротивление это нарастает по закону Гука.
Так вот, Сергей не даст соврать, эту мысль я высказал вчера с утра, еще до того, как новые инициативы Минсвязи были опубликованы. И мне грустно от того, что так быстро эта теоретическая мысль нашла практическое подтверждение. Ибо проект ФЦП "Информационное общество" - это наглядный пример победы коррупции над информатизацией. (Я постараюсь в одном из следующих постов дать разбор программы по существу, но, честно говоря, всё должно быть очевидно уже из изучения системы целевых показателей).
Ну а поскольку никакой политической воли к лечению коррупции у нас пока не просматривается (не считать же таковыми распоряжения в духе "Устранить в месячный срок!"), то и никакого информационного общества к 2018 году у нас не появится.