Огненная пуджа


Из Шимлы мы двинулись к верховью Ганга, туда, где эта священная для индийцев река только вырывается из гор и начинает свой величественный путь.
Ежедневно в эти края приезжают тысячи человек со всей страны, чтобы поклониться Гангу и набрать про запас священной воды — она используется в каждой ежедневной молитве индуиста. Харидвар — основной центр этого паломничества.

Один из самых главных обрядов почитания и поклонения в индуизме — пуджа. Она совершается в отношении любой почитаемой личности или предмета, наделяемого сакральными качествами. Пуджа совершается индуистами ежедневно, утром и вечером, как правило, дома, но во многих «специальных» местах организуется пуджа массовая, с возжиганиями огня. Харидвар, как выразился наш учитель Вадим Карелин, «одно из самых-самых специальных мест». В Харидваре нет главного храма и Божества. Здесь царствует богиня Ганга, по легенде, Шива помог богине Ганге, дочери Великих Гималаев, протекающей на небесах, сойти на землю. Изображения Ганги (ее «транспорт» — крокодил):

Несколько набережных Харидвара служат ежедневной пудже:


Тут Ганг разделен на несколько рукавов, какие-то отделены от русла искусственно, чтобы организовать удобное место для большого количества народу, принимающего участие в пудже:


С одной стороны канала может прийти посмотреть пуджу любой, на другой стороне устроено больше мест, и туда можно пройти за 150 рупий. Мы пошли как раз туда и устроились на ковре прямо в первых рядах «партера»:

«Рабочие места» брахманов. В церемони участвуют брахманы в красных одеждах и их ученики, в желтых.

А тем временем народ окунается в священной реке:

Везде продаются наборы-жервоприношения Великой реке, на которых потом зазигаются огонечки и которые потом пускаются по реке.

Брахманы устраиваются на своих помостах изрядно заранее, но все время что-то делают — наливают, окропляют, натирают, смешивают...там у них какие-то сосуды специальные, фрукты, цветы, куча всяких специальных вещей. Вот эта белесая «елка» на столике на переднем плане — своеобразный канделябр с паклей, его потом будут поджигать.

А еще к брахманам непрерывно подходят люди, по одному или целыми семьями и что-то получают — то ли благословение, то ли совет, то ли обещание за них помолиться, это так и не выяснили. И платят за это, причем, такие большие пучки купюр, вовсе не монетки, брахманы спокойно рассовывают плату по карманам.

В начале церемонии выносят статую самой Ганги:

В реку в ходе церемонии выливаются какие-то отвары, масла (возможно), молоко — точно.

Ну и, наконец, поджигаются все эти канделябры и ими описываются всякие фигуры в воздухе под музыку — довольно величественно и красочно.

Сыылки на видео тоже дам, но сама-то я пока еще до «приручения» теперешнего Ютуба так и не добралась, посмотреть не могу, видео тоже не мое, а Вадима Карелина.
А вообще, Харидвар был, пожалуй, самым людным и замусоренным местом с самого начала поездки. Хотя на границе с Пакистаном, да и в Золотом Храме народу тоже было изрядно, и, наверное, поболее, но тут люди живут этакими лагерями, под мостами, просто на набережных, много нищих, да и попрошаек, пожалуй, только тут и увидели в товарных количествах. Ну и, конечно, в таких местах массового «дикого» паломничества, да где еще эти паломники живут под каждым кустом, чисто быть не может. Но усилия предпринимаются, особенно в последние годы, те, кто был тут несколько лет назад, говорят, что стало почище.
Так что, можно сказать, в Харидваре столкнулись аж с двумя новыми для нас явлениями сразу, но из них пуджа, конечно, оставляет след в памяти, а уж многолюдность, алчные служители культа и тем более мусор — проходят мимо...