Однажды под Тевтобургом


В Тевтобургском лесу, где трепещут осины,
И с дубов-колдунов опадает листва,
В полуночном часу немцы римлян косили
И при этом напевали странные слова:
А нам всё равно!
А нам всё равно!
Не боимся мы римскую братву!
Дела есть у нас, в этот трудный час,
Легионы мы косим как траву.
Эта эпическая боевая песнь дошла до наших дней в сильно искаженном виде, и лишь недавно был обнаружен написанный древними рунами изначальный текст. Он посвящен событию, произошедшему, в сентябре 9-го года Анно Домини (точная дата — неизвестна), то есть, примерно 2015 лет тому назад. В тот день или ночь объединенное ополчение германских племен под командованием вождя племени, я извиняюсь, херусков по имени Арминий внезапно атаковало на марше через Тевтобургский лес и уничтожило римскую армию, возглавляемую пропретором Публием Квинтилием Варом.
В Тевтобургских чащах и болотах были разгромлены три легиона, шесть когорт и три конные алы, в общем счете, по разным данным, — от 18 до 27 тысяч легионеров, из которых уцелело и отступило за Рейн не более пяти тысяч. Это было первое за очень долгий период столь крупное поражение Рима от варваров, вызвавшее в "вечном городе" шок и трепет. По словам римского историка Светония, император Октавиан Август в истерике бился лбом об стену своего дворца и кричал "Вар, верни мои легионы!"
Но Вар был мертв. Попав в окружение, он со своими офицерами предпочел заколоться, чтобы не оказаться в плену, поскольку он знал, что знатных пленников германцы сжигали живьем, принося их таким образом в жертву своим человеколюбивым богам.
Итогом Тевтобургской катастрофы стал отказ Рима от покорения северогерманских земель. Границей империи стала река Рейн, и оставалась ею до тех пор, пока набравщие силу и значительно увеличившие свою численность германцы не начали вторгаться на римские земли. Но это уже другая история.

Атака Арминия. Рисунок немецкого художника XIX века Иоганна Янсена.

Слева - германцы ведут пленных римлян, захваченных в Тевтобургском лесу, картина швейцарского художника XIX века Марка Глейра. Справа - памятник Арминию, установленный на окраине этого леса в 1875 году.

Слева — кенотаф римского центуриона Марка Целлия, погибшего в Тевтобургском лесу, о чем свидетельствунт надпись, выбитая внизу. Справа — то же сражение на картине немецкого художника Отто Коха, нарисованной в 1909 году. В шлеме с золотыми крылышками, конечно же, Арминий. Вот только леса на этой картине почему-то не видно.

Римская экспедиция, добравшаяся до Тевтобургского леса через несколько лет после побоища, рисунок современного литовского художника Вилиуса Петраускаса. Он мало реалистичен, поскольку германцы, конечно же, не оставляли на местах боев оружие и доспехи убитых воинов, которые стоили очень дорого. К тому же, за то время, за которое останки погибших превратились в скелеты, железо успело бы сильно проржаветь.
|
</> |