"Летающая крепость" из Аргентины

топ 100 блогов vikond6506.09.2024 Летающая крепость из Аргентины

Ровно 55 лет тому назад, 6 сентября 1969 года, впервые взлетел прототип аргентинского штурмовика IA-58 "Пукара" — единственного ударного самолета, спроектированного и выпускавшегося серийно в Южной Америке. Слово "пукара" на языке индейцев-кечуа означает "крепость". Машина, спроектированная в аргентинском институте аэронавтики, выпускалась с 1974 по 1988 год и до сих пор состоит на вооружении аргентинских ВВС. Всего было построено 116 таких самолетов, из них 16 — на экспорт.

"Пукара" не обладает выдающимися летными характеристиками, зато она проста в производстве, надежна, неприхотлива в обслуживании и может базироваться на слабо оборудованных аэродромах с грунтовыми ВПП, а двухдвигательная компоновка и бронированная кабина делают ее довольно живучей.

Изначально самолет предназначался для антиповстанческих операций и противостояния относительно слабым ВВС и ПВО соседей Аргентины. Однако в 1982 году ему пришлось вступить в бой со все еще остававшейся одной из мощнейших в мире британской военной машиной. К началу войны за Мальвинские острова у Аргентины имелось 60 "Пукар", которые дрались насмерть.

После освобождения архипелага от 150-летней английской оккупации 24 из них были переброшены на острова Гран-Мальвина и Соледад, поскольку IA-58 оказался единственным аргентинским ударным самолетом, способным работать с каменистых местных грунтовок. Только эти машины оказывали воздушную поддержку аргентинской пехоте во время боев с английским десантом высадившимся 21 мая в заливе Сан-Карлос.

До капитуляции аргентинского гарнизона "Пукары" успели совершить 186 боевых вылетов, атакуя британцев бомбами и ракетами, при этом 19 машин были потеряны, а последние пять — достались англичанам в качестве трофеев. Шесть самолетов подорвали "морские котики" во время диверсионного рейда на аэродром Де-Борбон, девять — были уничтожены на земле английской палубной авиацией или расстреляны корабельной артиллерией, один — сбит ракетой "Стингер", один — малокалиберной зенитной установкой и еще один — истребителем "Харриер".

При этом 28 мая пилоту "Пукары", лейтенанту Мигелю Хименесу удалось сбить английский вертолет Уэстланд "Скаут", одержав единственную подтвержденнную обеими сторонами воздушную победу аргентинских ВВС в этой войне. Да и вообще — единственную воздушную победу южноноамериканцев над европейцами за всю историю авиации. Правда, уже в следующем боевом вылете Хименес погиб, врезавшись в гору из-за потери ориентировки в низкой облачности.

В целом воздушное противостояние англичан и южноамериканских "крепостей" завершилось вполне ожидаемо и закономерно, однако, в отваге аргентинским пилотам не откажешь. Более совершенные аргентинские самолеты иностранного производства — "Скайхоки", "Миражи", "Даггеры" и "Супер-Этандары" — добились куда более существенных успехов, утопив два королевских эсминца, два фрегата, транспорт-контейнеровоз и десантный корабль. Но это другая тема.

Летающая крепость из Аргентины
Двухместная кабина со сдвоенным управлением позволяет использовать "Пукару" в качестве учебной машины, но в боевые вылеты на Мальвинах аргентинские пилоты всегда летали без "пассажиров".

Летающая крепость из Аргентины
"Пукара" в камуфляже 1970-х годов и в специальной "мальвинской окраске" под цвета местной тундры с желтыми элементами быстрой идентификации. Вверху — варианты боевой нагрузки - ракеты и бомбы.

Летающая крепость из Аргентины
Одна из "Пукар", разбомбленных англичанами на аэродроме Пуэрто Аргентино.

Летающая крепость из Аргентины
Пилот катапультируется из "Пукары", сбитой "Харриером".

Летающая крепость из Аргентины
"Пукара" в юбилейной окраске к 40-летию машины. На борту нарисован силуэт Мальвинскоо архипелага.

Летающая крепость из Аргентины
Окраски экспортных машин ВВС Колумбии и Уругвая.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мне даже не пишут, как остальным, какой я блогер - просто поздравляют. Говорят, что я "легенда". Первая запись в моем ЖЖ датирована 9 августа 2003 года. Тогда жизнь была совсем другой, и я жил я иначе, и приоритеты были другие - и впереди были кардинальные перемены в жизни, о которых я ...
Долгожданный споттинг в Сургуте случился в конце июня. Традиционно для любителей авиационной фотографии сибирский аэропорт распахивает свои двери два дня подряд — в субботу и в ...
Ребенок потерял любимого жирафа. Не просто любимого, а "хефец маавар". В общем, пока жираф "уехал в отпуск в Африку", но проблему надо как-то решать. Жираф опознан в интернете, он был вот таким , но по ...
Любопытно наблюдать, как тот или иной политик меняет свою точку зрения по какому-либо важному вопросу. Одни делают это вполне откровенно. Дескать, время и новые обстоятельства меняют всё. Другие же, напротив, пытаются «быть на гребне волны», считая, что никто уже и не помнит сказанное ране ...
Сегодня мы готовим вкусное пюре из сушеного нута. Пюре, но не хумус. Нут-неплохой вариант для гарнира, стоит иметь это ввиду. В данном рецепте нутовое пюре подается с ветчиной и овощами в густом томатном соусе. Очень сытное и аппетитное блюдо с большим содержанием белка! Поехали, ...