"Летающая крепость" из Аргентины
vikond65 — 06.09.2024Ровно 55 лет тому назад, 6 сентября 1969 года, впервые взлетел прототип аргентинского штурмовика IA-58 "Пукара" — единственного ударного самолета, спроектированного и выпускавшегося серийно в Южной Америке. Слово "пукара" на языке индейцев-кечуа означает "крепость". Машина, спроектированная в аргентинском институте аэронавтики, выпускалась с 1974 по 1988 год и до сих пор состоит на вооружении аргентинских ВВС. Всего было построено 116 таких самолетов, из них 16 — на экспорт.
"Пукара" не обладает выдающимися летными характеристиками, зато она проста в производстве, надежна, неприхотлива в обслуживании и может базироваться на слабо оборудованных аэродромах с грунтовыми ВПП, а двухдвигательная компоновка и бронированная кабина делают ее довольно живучей.
Изначально самолет предназначался для антиповстанческих операций и противостояния относительно слабым ВВС и ПВО соседей Аргентины. Однако в 1982 году ему пришлось вступить в бой со все еще остававшейся одной из мощнейших в мире британской военной машиной. К началу войны за Мальвинские острова у Аргентины имелось 60 "Пукар", которые дрались насмерть.
После освобождения архипелага от 150-летней английской оккупации 24 из них были переброшены на острова Гран-Мальвина и Соледад, поскольку IA-58 оказался единственным аргентинским ударным самолетом, способным работать с каменистых местных грунтовок. Только эти машины оказывали воздушную поддержку аргентинской пехоте во время боев с английским десантом высадившимся 21 мая в заливе Сан-Карлос.
До капитуляции аргентинского гарнизона "Пукары" успели совершить 186 боевых вылетов, атакуя британцев бомбами и ракетами, при этом 19 машин были потеряны, а последние пять — достались англичанам в качестве трофеев. Шесть самолетов подорвали "морские котики" во время диверсионного рейда на аэродром Де-Борбон, девять — были уничтожены на земле английской палубной авиацией или расстреляны корабельной артиллерией, один — сбит ракетой "Стингер", один — малокалиберной зенитной установкой и еще один — истребителем "Харриер".
При этом 28 мая пилоту "Пукары", лейтенанту Мигелю Хименесу удалось сбить английский вертолет Уэстланд "Скаут", одержав единственную подтвержденнную обеими сторонами воздушную победу аргентинских ВВС в этой войне. Да и вообще — единственную воздушную победу южноноамериканцев над европейцами за всю историю авиации. Правда, уже в следующем боевом вылете Хименес погиб, врезавшись в гору из-за потери ориентировки в низкой облачности.
В целом воздушное противостояние англичан и южноамериканских "крепостей" завершилось вполне ожидаемо и закономерно, однако, в отваге аргентинским пилотам не откажешь. Более совершенные аргентинские самолеты иностранного производства — "Скайхоки", "Миражи", "Даггеры" и "Супер-Этандары" — добились куда более существенных успехов, утопив два королевских эсминца, два фрегата, транспорт-контейнеровоз и десантный корабль. Но это другая тема.
Двухместная кабина со сдвоенным управлением позволяет использовать "Пукару" в качестве учебной машины, но в боевые вылеты на Мальвинах аргентинские пилоты всегда летали без "пассажиров".
"Пукара" в камуфляже 1970-х годов и в специальной "мальвинской окраске" под цвета местной тундры с желтыми элементами быстрой идентификации. Вверху — варианты боевой нагрузки - ракеты и бомбы.
Одна из "Пукар", разбомбленных англичанами на аэродроме Пуэрто Аргентино.
Пилот катапультируется из "Пукары", сбитой "Харриером".
"Пукара" в юбилейной окраске к 40-летию машины. На борту нарисован силуэт Мальвинскоо архипелага.
Окраски экспортных машин ВВС Колумбии и Уругвая.
|
</> |