Очевидное-невероятное: Queen в Югославии
learnoff — 01.10.2021К Международному дню музыки
О концерте Queen в Будапеште знают все, о гастролях Queen в Югославии — немногие причастные.
В 1979 году, в тот самый год, когда в СССР чудом вышел сингл Jealousy/Don't Stop Me Now, в Югославии, стране «кооперативного социализма», Queen можно было слушать и с Queen можно было говорить. 6 и 7 февраля 1979 года группа выступала в Загребе и Любляне.
ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ: БРАНКО ВУКОЕВИЧ (главный редактор музыкального издания Džuboks)
Для неискушенных любителей рока (таких, как белградцы) интервью со всемирно известными звездами — особое событие. И если даже журналист и в состоянии понять, кто перед ним, но у него нет никакого опыта общения с Джаггером, Ленноном или Диланом, весь разговор, как правило, сводится к обычному обмену рутинными вопросами-ответами. Будьте добры, будьте любезны... Я улыбаюсь, он улыбается. Я задаю вопрос, заранее зная ответ.
Откровенно говоря, именно таким было первое интервью с группой Queen. Несмотря на миллионы проданных записей, крутой звук и звездный статус, ребята из группы не имеют особенно интересной «истории». Единственный способ что-то выудить — это необычная попытка спровоцировать собеседника, но это почти невозможно на таких «серийных» встречах звезд и прессы, куда за неимением лучшего ходят всякие бездельники.
Пресс-конференция проходила в «Интерконтинентале», слишком скучном и кричаще-роскошным для такой необычной группы.
После непродолжительного ожидания (звезды всегда опаздывают) появились Queen, одетые как служащие английской страховой компании в отпуске.
После нескольких мгновений замешательства на них буквально накинулись парни неизвестного происхождения и рода занятий. Конечно, главной жертвой был Меркьюри.
Честно говоря, я не ожидал, что будет так много людей с магнитофонами, блокнотами, диктофонами и аналогичным вспомогательным скарбом. Непонятно, куда потом делись все эти материалы, потому что я нигде не встречал результатов этой журналистской атаки, кроме как в Poletu, и то это было интервью, взятое по другому поводу.
Может быть, и к лучшему, что не было публикаций, так как я за короткое время услышал столько глупостей и безграмотностей, что мне стало жалко бедного Фредди. Теперь-то я понял, почему он ходит с двумя здоровенными парнями, которые на время пресс-конференции были стратегически расположены у входной двери.
В конце концов, когда толпа утихла, я воспользовался возможностью поговорить с Меркьюри.
Смуглый, не особенно высокий, в черном кожаном пиджаке и джинсах, он выглядел как перекупщик у белградского кинотеатра, а не как всемирно известная рок-звезда.
Он стоически согласился на то, чтобы интервью для Džuboks, после того как его одобрят, было несколько более детальным. Должно быть, я беспокоил его меньше, чем другие.
Как обычно, я начал с самого начала...
Фредди Меркьюри: Это долгая история. Брайан, Роджер и я знали друг друга еще студентами. Джон пришел позже. У нас был опыт работы с предыдущими группами, начиная со старших классов, и когда мы создавали Queen, у нас было четкое представление о том, что мы хотим сделать. Наша сегодняшняя работа — это эволюция этих планов и мечтаний. Мы шли за своей путеводной звездой. С самого начала.
Вам все еще видна эта звезда после всех успехов и миллионов проданных пластинок?
Фредди Меркьюри: Почему нет? Залы, в которых мы играем, всегда переполнены, записи находятся в топах чартов. Почему нет?
Судя по статьям, которые мы о вас читаем, нельзя сказать, что вы очень нравитесь критикам. Каково это быть одной из ведущих рок-групп в мире, и одновременно читать, как безжалостно порочат ваши диски?
Фредди Меркьюри: Это касается только британской прессы. Да, нельзя сказать, что мы находимся с ней в лучших отношениях. Британцам сегодня нечего делать, кроме как быть циничными, поэтому и пресса такая. Из-за этого вам вряд ли удастся прочесть наше интервью в NME или Melody Maker. Нет смысла вести с ними дискуссию. Мы научились жить с этим, и знаете, меня это не слишком беспокоит. Наши диски хорошо продаются. В последние годы произошла панк-революция, и нас воспринимают как их полную противоположность.
Одна из основных претензий – зависимость от технологий. Ваши записи отшлифованы до совершенства...
Фредди Меркьюри: Сегодня вы не сможете выжить без технологий. Динамики, свет — и рядовая рок-группа готова, это же не фолк-ансамбль или симфонический оркестр... Но и они сегодня не смогут выжить без технологий. Повсюду электричество, и этого не избежать. У нас навороченный продакшн, но я не думаю, что это самоцель, как многие хотят представить. Я играю на обычном пианино, Джон — на простом Fender Bass, только у Брайана есть особые «фишки», о чем и речь, но без излишеств. Самое главное, что все это служит общей идее.
Вы все получили образование в колледже. Как вы думаете, это оказало влияние на группу? Я заметил, что у британских газет есть предубеждение против таких групп, по сути, групп из интеллектуальной среды, начиная с Genesis и так далее.
Фредди Меркьюри: Прежде всего, мы не имеем ничего общего с Genesis, и именно это предубеждение — полная ерунда. Я вообще не вижу с ними никакой связи. И я даже не знал, что наша учеба в колледже автоматически делает нас интеллектуалами.
Не сомневаюсь, что при подготовке альбома вы проводите много времени в студии, это очевидно. Вы создали целое произведение искусства (перебейте меня) из наложений...
Фредди Меркьюри: Из наложений. И это сработало! Но мы создали из этого стиль. Мы все делаем особенным образом, и я думаю, не без помощи воображения. Это специфика, а не маскировка недостатков или что-то в этом роде... Вживую мы не пытаемся воспроизводить такие записи... Это часы и часы работы, сотни и сотни перезаписанных треков.
Диск — это одно, а концерт — нечто совсем другое. Хотя некоторым людям не нравится, что вживую мы играем по-другому, мы очень довольны нашими выступлениями. Было бы утомительно и скучно всегда играть одно и то же...
Мы размышляли о том, чтобы ввести в концерт сессионных музыкантов, но не думаю, что это сработает (Никогда не говори «никогда» – Прим. переводчика). Это наша музыка, и мы лучше всех ее понимаем. Такой вариант принес бы нам только ненужные проблемы и обязательства.
Можно ли ожидать каких-либо существенных изменений в вашем звучании и стиле на последующих дисках? Многие критики считают, что вы топчетесь на месте...
Фредди Меркьюри: Опять вы о критиках... мы заботимся о них меньше всего! Мы смогли добиться определенного звучания, успеха, создали образ — и это то, что мы есть. Вполне логично, что группа развивается медленно. Было бы глупостью сразу попытаться создать что-то радикально другое. Писакам, видимо, больше нечего тиснуть в газеты. Резкие изменения ни к чему не приведут и не имеют смысла. В одночасье невозможно стать кем-то другим.
Постепенно мы будем меняться. Кто до сих пор следил за нашей работой, тому понятно, в каком направлении мы движемся. Это видно по нашему последнему альбому. Такой роскоши, как в Opera или Races, больше нет... Я думаю, что наши следующие альбомы будут развиваться в этом направлении.
О группе Queen сложилось мнение, что это очень сплоченная команда. Не было слышно ни о каких резких разногласиях, только ударник занимался сольными творческими экспериментами. Стоит ли ожидать новых сольных проектов и представляют ли они опасность для группы?
Фредди Меркьюри: Хотя у Роджера приличный сольный опыт, я не вижу никакой опасности для группы Queen. Я думаю, что лучшее, что мы можем предложить, мы предлагаем вместе.
Сольные эксперименты – это всего лишь небольшое изменение климата и привнесение свежести. Нет особой необходимости что-то пробовать вне основного состава. Когда приходит понимание, что некуда идти, группа распадается — нет никаких иллюзий, что этого не произойдет, и мы даже об этом не задумываемся.
Вам что-нибудь известно о вашей аудитории в Югославии, и есть ли у вас финансовые сведения о продажах дисков на нашем, пусть даже небольшом, рынке?
Фредди Меркьюри: Ну, я слышал от людей в нашей компании, что мы продаем много дисков. Видите эти золотые и серебряные диски, которые мы здесь получили? Кроме того, мы заботимся о том, чтобы нашу музыку слушали во всем мире, поэтому мы так много выступаем. Нет никакого чувства пресыщения... Для нас важно быть популярными не только в Англии, Америке и Японии... Люди везде одинаковы, и мы любим для них играть... Это просто рок-н-ролл... #осеньосень
Текст, переводы и составление: редактор Learnoff Александра Натальчук, создатель сообщества QUEEN TIME, администратор международной группы Friends who like Queen.
Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт