Образовательная катастрофа и ее причины

топ 100 блогов anlazz02.03.2023 Что такое "образовательная катастрофа"? А это частный случай описанного в прошлом посте  общего кризиса, охватившего сферу воспроизводства рабочей силы по всему миру - от России до США. (Возможно, к Китаю это не относится. И да, конечно же, КНДР - это особый случай.) Причем, что самое главное - кризиса непреодолимого "конвенциональными средствами", потому и "катастрофа". То есть, проще говоря, решить текущие проблемы образования путем банального выделения средств - как это обычно делается в нормальных условиях - не получится.

Этот момент, кстати, еще мало до кого дошел. Потому, что до сих пор еще многие уверены в том, что проблемы проистекают из-за того, что "учителям мало платят". Это, кстати, не только "наша" особенность - жалобы на недофинансированность массового образования являются универсальными. Так же, как и уверенность в том, что проблема состоит в том, что "нужна более совершенная программа". (Хотя в том же российском образовании за последние 30 лет было применено множество "программ" - с одним и тем же результатом. Нулевым.)

Хорошо еще, что у нас постепенно ушел тезис об "уважении к личности ребенка и необходимости ее раскрытия". Хотя не у нас, наоборот, движение по этому пути только усугубляется. Ну да, вся эта гендерная дурь, вся это 88 гендеров, совместное посещение туалетов разными "определившимися" и наоборот, раздельное "неопределившимися", все это "математика мешает инклюзивности" и "лучше изучать расовое угнетение, нежели периодическую таблицу" - ну и т.д., и т.п. - это все, разумеется, "это самое". В смысле - порождение идеи о том, что "дети плохо учатся потому, что их угнетают". Хотя, если честно, то наилучшие результаты - объективно наилучшие, зафиксированные документально - в учебе были показаны в 1950-60 годах. Тогда, когда во многих европейских средних учебных заведениях было допустимо... наказание розгами.

Ну да: скажем, в ФРГ данное действо запретили только в ... 1983 году. Впрочем, это еще не самый поздний запрет: в Великобритании подобное случилось в 1987 году. (Правда, с 1970 годов наказание розгами там было заменено на наказание тростями. Но, по идее, и тростью можно так отделать...) Так вот: именно с последних, "небитых" поколений в данных странах и принято отсчитывать "начало конца". В смысле - падение успешности в учебе, снижение количества победителей международных олимпиад и все такое.

Разумеется, данный момент не означает того, что детей надо бить. (На самом деле то же советское образование прекрасно обходилось без данного инструмента - родительский ремень не в счет, речь идет об официальных экзекуциях.) А только о том, что господствовавшая еще лет тридцать-сорок назад идея о том, что "к детям надо относиться мягше, и они учиться будут лучше", и что нужно "воспитывать любовью" оказалась несостоятельной. (На этом фоне неудивителен расцвет различных "консервативных идей".) Равно, как и все остальные идеи о том, как надо улучшать образовательную систему.

Последней тут, кстати, является концепция о "цифровизации школ" - то есть, о том, что необходимо насыщать последние всевозможными "гаджетами", различными мультимедийными пособиями и т.д. В результате чего сейчас даже сельские учебные заведения в России имеют разнообразные "интерактивные доски", видеопроекторы и компьютеры. Вот только результат этого - так же нулевой. Потому, что - несмотря на яростные вопли "цифровизаторов" о том, что "учитель не нужен", и что "все решает удаленка" (и это после "эксперимента" 2020 года, показавшего плачевный результат!) - реально вопрос о необходимости педагогов и их качестве данное оснащение не снимает.

Равно как не снимает его все остальное. Да-да, основную причину "образовательной катастрофы", в общем-то, искать не стоит - она достаточно очевидна. И состоит в том, что в течение всех последних 30 лет, а точнее, как бы не последних лет 50 происходит постоянное снижение уровня педагогического персонала, его способности к "передаче знаний", а часто - и просто снижение количества. И да - это не только беда России, о нехватке учителей, например, вот уже лет десять активно пишут в США. (Хотя, казалось бы, "американские зарплаты" не должны привести к "повторению российских 1990 годов".)

Разумеется, вряд ли можно свести все образовательные проблемы только к этому, но в любом случае, вопрос о качестве и количестве "учительского" (и преподавательского в вузах) "корпуса" можно считать очень и очень важным. Причины его, кстати, прекрасно объяснены в прошлом посте: дело в том, что политика активного "высасывания кадров", являющаяся основой современной экономики, практически полностью убивает воспроизводство представителей данной профессии. И потому, что лучшие педагоги в данной ситуации "вытягиваются" в пресловутые "цивилизационные центры". (Скажем, в России - в Москву.) И потому, что наиболее мотивированные и способные выпускники активно "вытягиваются" в более "престижные" профессии - вроде менеджмента и IT.

Кстати, для нашей страны одним из "этапов" деградации образования можно считать пресловутый 1989 год - год, в котором возникла мощная "кооперативная экономика", которая поглотила многих "молодых специалистов" из учителей и преподавателей вузов. (Ну, а почему бы не поглотить, если в "кооперативе" можно было за месяц заработать годовую зарплату учителя информатики.) Потом был, разумеется, период "дикого капитализма", во время которого учительский и преподавательский состав существовал на уровне простого выживания. (Учитель - нищий, это для 1990 годов было нормой.)

Все это, фактически, уничтожило воспроизводство педагогического персонала, поскольку даже те граждане, которые заканчивали педвузы, ни к какую педагогику работать не шли. (Шли куда попало - от строек до банков - но "только не в школу".) К "счастью", катастрофический спад рождаемости в это время смог несколько "нивелировать" данную проблему: вначале "держались" на "старых кадрах" (выходить на раннюю пенсию стало тогда невыгодным), ну а потом детей стало просто меньше. Однако система "адаптации" выпускников под школьную жизнь оказалась разрушена - и к концу 2000 годов превратилась в серьезную проблему.

Впрочем, как уже говорилось, "западный мир" умудрился пройти по тому же пути безо всякого "дикого капитализма" и околонулевых зарплат в отрасли. Что, конечно, не снимает вины с Ельцина и Ко, но позволяет - еще раз скажу это - более широко посмотреть на проблему. (И объясняет, почему же все потуги текущего режима на выправление ситуации - о чем сказано выше - не ведут к ее решению.) Поэтому можно еще раз сказать, что проблема тут именно в активизации "механизмов изъятия", механизмов "перетока" наиболее активных, образованных и мотивированных личностей к местам с "повышенными зарплатами"  - при том, что в последних кадры не воспроизводятся - а не только в том, что "учителям в России мало платили".

Для высшего образования, разумеется, надо еще - как уже неоднократно говорилось - учитывать "международный фактор", который, впрочем, действует так же. В любом случае, именно на описанном "механизме отбора лучших" лежит основная вина за то, что с каждым годом остается все меньше и меньше людей, способных учить. (В том числе, и учить учителей: ИМХО, подавляющее количество провинциальных педвузов уже не могут называться таковыми. Потому, что "работников виртуальных отраслей" - то есть, отраслей, где не требуется чего-то делать, а можно только получать, вроде психологии, социологии, банковского дела и т.д. - они "печатают" неплохо. Но вот учителей - нет. Не готовят в принципе.)

Итог, разумеется, печален: по существу, даже если будет поставлен вопрос о реальном воссоздании образовательной системы - а он будет поставлен обязательно, поскольку уже сейчас становится понятным, что психологи, банкиры, блогеры и стендаперы, которых активно воспроизводит современное "образование" - к вопросу существование страны имеют очень отдаленное отношение. Так вот: если вопрос и будет поставлен, и принято решение не просто заливать проблему деньгами, а попытаться разобраться в ее основах, то все равно, быстро решить ее окажется невозможным. Потому, что потребуется, фактически, все начинать с нуля - с создании совершенно новой структуры "распределенного" образования, не имеющего ничего общего с сегодняшним механизмом "вытягивания лучших".

Однако понятно, что говорить об этом надо уже отдельно. Тут же можно только указать, что никаких принципиальных проблем в создании подобной системы нет, однако с текущей организацией экономики она несовместима. Ну, а поскольку современная экономика - как уже было сказано - "автоматически" заваливается после начала реального дефицита квалифицированных кадров, то вероятность разрешения ситуации резко повышается. Так что, скорее всего, проблема будет решена.

Ну, а если решена она не будет - то наступят новые Темные Века, которые, в любом случае, доломают все остатки "современного миропредставления", и все равно, в конце, дадут старт новой "образовательной волны". Пускай и через несколько столетий.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
36-летняя российская модель и актриса Ольга Альберти на фотографиях из Instagram (май-июнь 2025). На страницу Ольги подписаны более 134 тыс. человек. Смотреть дальше... ...
Если бы я был девушкой, я бы после данного видео заплакал и открыл бутылку коньяка. Смотреть на это равнодушно невозможно. Особенно на то, что настоящий мужчина творит в постели. ...
Долгое время происхождение Владимира Ильича Ульянова считалось закрытой темой, которая не особенно афишировалось историками. При изучении генеалогии выяснились факты, которые старались не предавать огласке, т.к. биография предков Ульянова не вполне соответствовала канону легенды о вожде ...
Цветущие яблони в разных частях Екатеринбурга.  Парк Павлика Морозова. На заднем фоне — лиственница.  Аллея розовых яблонь на улице Мичурина. К сожалению, снимал в ...
ПРОДЛЕВАТЬ МЕТРО ДО СТАНЦИИ «МЫТИЩИ» НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО - НИИПИ ГЕНПЛАНА 20 сентября 2013 | 04:07 Продлевать Калужско-Рижскую линию метро до станции «Мытищи» нецелесообразно, пришли к выводу эксперты НИиПИ Генплана. Как рассказала «Известиям» директор НИиПИ Карима Нигматулина, институт ...