Об основной причине отрицания образования

Интересно, но указанная в прошлом посте «главная цель» образования, состоящая в
«Расколдовывании Вселенной» - сиречь, в получении
представления о том, что наш мир материален, познаваем и изменяем –
в действительности является очень часто становится истинной
причиной этого самого образования отрицания. Разумеется, внешне
указанное отрицание «оформляется» совершенно иными аргументами –
скажем, указанием на низкую эффективность существующей
образовательной системы (что чистая правда), или тем, что она
«унифицирует» людей. (Существуют и более «экзотические» объяснения.
Вроде того, что образование «сажает» детей на шею родителям и, тем
самым, увеличивает их «стоимость» - снижая рождаемость.)
Тем не менее, реальная причина отрицания образования – это
указанное выше «расколдовывание» мира, а точнее, отрицание этого
самого «расколдовывания». Да, именно так: очень многим людям
намного комфортнее было бы жить во Вселенной, которая основывалась
бы на Чуде. И не только – а точнее, не столько – в том смысле, что
«не учи физику и химию, и жизнь будет наполнена волшебством». Нет,
на самом деле все гораздо серьезнее. Поскольку в реальности
чудесное, мистическое, магическое является очень мощным социальным
фактором – настолько мощным, что именно вокруг его в течение тысяч
лет строилась вся человеческая деятельность.
Если кто не понял – о чем это – то советую вспомнить: какое было
«приемлемое» основание у положения властителей практически все
время их господства? Разумеется, только одно: санкция «Высших сил».
(Конечно, в реальности опорой была возможность насилия, но прямо
этого никто не говорил.) Ну да: цари-божества, цари-дети божества.
Как, скажем, Александр Македонский – а ведь это не сказать, чтобы
совсем далекое и дикое время: например, именно тогда жил столь
любимый всеми Аристотель. Впрочем, что там Александр – еще более
«близкие» к нам римские императоры после смерти проходили процедуру
«апофеоза», т.е., причислялись к божествам. (Ну, и естественно, и
при жизни к ним относились соответственно.)
Впрочем, такая прямая связь со сверхъестественным – а она
продолжалась практически до начала ХХ века, посколько до этого
времени сохранялась «божественная санкция» монархов – на самом деле
была не единственной. Поскольку практически все, что оказывалось
связано с социальными отношениями, сакрализировалось по полной.
Например, сакральным и непознаваемым признавался же «ссудный
процент» - который, собственно, и стал основанием для широкого
распространения алхимического мифа о трансмутации. (Разумеется, миф
о трансмутации существовал и до этого, но имел «узкоспециальное»
распространение.) Поскольку обычный человек представить не мог, как
деньги (золото) могло «расти» безо всякого человеческого
вмешательства: скажем, в начале деятельности было 100 талеров, а
через несколько лет – уже 1000 и больше. Разумеется, с обычной
точки зрения тут не обходилось без связи с некими «мистическими
силами». (Правда, поскольку обычному человеку от ростовщичества
становилось только хуже, то эти силы считались не «божественными»,
а, скорее, наоборот.)
То есть, в течение столетий, человек не понимал причину богатства и
знатности одних, а нищеты и безродства других. Поскольку очевидно
было, что это не связано ни с трудолюбием, ни с добродетельным
поведением. (С тем, что, в обычной жизни приносит успех.) Скорее,
наоборот – люди видели, что «наверх» попадают, в основном, те, кто
нарушает все писанные и неписанные «заповеди» и ведет себя, подобно
животному. При том – еще раз скажу – что в обычной жизни подобные
люди редко оказывались в преимуществе. (То есть, если крестьянин
вел себя так же, как «господин», то он, как правило, оказывался в
нищете, а то и просто умирал.) Поэтому вывод о том, что в этой
жизни главнейшие показатели определяются некими «внешними» и
«непонимаемыми» силами, становился более, чем естественным.
Разумеется, сейчас-то понятно, что никакой «магии» тут нет, и что
причина этого в том, что для иерархической борьбы – то есть,
главного качества, необходимого элитариям – нужны совершенно иные
качества, нежели для рядового работника. И что само существование
классового деления однозначно ухудшает жизнь большинства – но при
этом улучшает «выживаемость» социума в целом. Но, понятно, что
тогда – в течение тысяч лет классовой истории – подобный вывод
сделан был не мог.
Однако можно сказать больше. А именно: даже сейчас для принятия
подобной идеи требуется однозначный выход за пределы «обыденных
представлений». Поэтому даже сейчас подавляющая часть человечества
предпочитает оставаться в рамках магического мышления – по крайней
мере, в отношении социальных проблем. И единственное, что тут
поменялось – так это то, что вместо традиционных отсылок к
мифологическим существам и ритуалам «новая магия» использует
«псевдонаучные понятия». Относящиеся, в основном, к «психологии» –
науке, которая в современном мире прочно заняла место религии.
Разумеется, это не психология, как таковая – т.е., не наука,
которая занимается изучением психики – а похожая на нее «отрасль
решения жизненных проблем». (Ее еще можно называть
«поп-психологией», но это не совсем верно.)
В любом случае, понятно, что когда какие-то авторы или коучеры
призывают «думать, как богатые, для того, чтобы стать
богатым» (и вообще, когда кто-то «учит думать для успеха»),
то это – в чистейшем виде магическое мышление. Поскольку фактически
подобные действия не отличаются от действий жрецов и «мистиков»
прошлого.
И вот тут-то мы и подходим к той самой теме, с которой все и
началось. А именно – к проблеме отрицания образования, связанной с
отрицанием идеи «демагизации», «расколдовывания Вселенной». Дело в
том, что для разумного существа очень тяжело жить в мире, где одна
часть – условно говоря, «естественно-научная» - расколдована, а
другая – социальная – остается погружена в мистический морок.
Подобное состояние вызывает «когнитивный диссонанс», и хотя с
последним можно, в общем-то, жить, но особо комфортной эта жизнь
быть не может. Поэтому требуется или пойти дальше, и перейти к
«расколдовыванию» социальных основ бытия.
Со всеми вытекающими последствиями, которые состоят в осознании
деструктивности господствующих отношений для 99% людей, а так же в
осознании невозможности достичь пресловутого «успеха» - то есть,
продвижения по социальной иерархии – честным трудом. (В
действительности – как уже неоднократно говорилось – этот самый
зависит исключительно от случайного стечения обстоятельств. Начиная
с возможности родиться в «правильной семье», и заканчивая
возможностью выигрыша на бирже, которая ничем не отличается от
возможности выиграть в казино.)
Ну, или же – можно вернуться к прежнему, «мистическо-чудесному»
восприятию мира. Не важно, существующему – в
консервативно-традиционном виде, где господа есть «основа
общества», дарованная ему божествами, коих надо холить и лелеять
как носителей «высшей культуры». (А не то придут злые
революционеры-сатанисты, и все порушат.) Или же в виде
«либеральном», в котором «наверх попадают самые активные,
инициативные и творческие, те, кто не поленился оторвать жопу от
дивана». Но тогда, понятное дело, придется отказаться от
«естественно-научного» представления о Вселенной, со всеми ее
законами сохранения и невозможностью создавать дворцы по щелчку
пальцев. То есть, придется отказаться от мысли о том, что деньги
«создаются бизнесменами» путем нажатия кнопки на компьютере. (Или
подписания договора на деловой встрече.) После чего с легкостью
переконвертируются в материальные блага – машины, дома, заводы,
дороги и т.д. Поскольку это получается не трансмутация даже, а
прямое использование заклинаний, причем, на порядки круче, чем в
«Гарри Поттере».
То есть, отказ от всеобщего образования является необходимым для
оправдания существования конкурентно-иерархического устройства
мира. Именно поэтому все апологеты последнего традиционно выступают
в пользу «необразования», приводя разнообразные примеры успешных
людей, которые не закончили вуз или, даже, школу. (Начиная с
Эдиссона и заканчивая Биллом Гейтсом.) Кстати, о том, сколько этих
«успешных» получило «вышку», обычно не говорится – хотя их число,
как минимум, не меньше. (Скажем, Маск и Безос в вузах учились, и
очень успешно.) Впрочем, в данном случае это вторично, поскольку –
как уже было сказано – пресловутый «успех», прежде всего, есть
случайная величина, которая может «упасть» и на Philosophie Doctor,
и на человека, имеющего лишь начальное образование. (В
действительности «модные вузы» имеют смысл только потому, что туда
изначально поступают люди «из нужных семей».)
Ну, а о выводах из всего, сказанного выше, надо будет говорить уже
отдельно. Тут же можно только еще раз указать, что подобная
«дискредитация образования» - а точнее, его материалистической
формы – происходящая сейчас практически по всему миру, уже
фактически дошла до «точки», после которой поддержание сложной
системы общественного производства становится невозможным. Что, в
свою очередь, проявляется через многочисленные кризисы и катастрофы
в системе базового обеспечения т.н. «развитых стран». Что, как
говорится, намекает…
По крайней мере, на то, что период, когда классовое разделение
обеспечивало устойчивость, давно уже закончился.
|
</> |