О "зубожилости"

топ 100 блогов artyom_ferrier05.02.2019

Почитывая украинскую блогосферу, год назад впервые встретился с несколько озадачившим меня словом «зубожилый». По контексту было понятно значение - «изнурённый бедностью человек».

Задумался над этимологией. «В смысле, как говорят «кожа да кости», так здесь - «зубы да жилы»? Или имеется в виду, что он вынужден глодать зубами жилы, когда ничего другого к столу не имеет?»

Но секунд через десять сообразил всё же: это «убогий» с приставкой «с», которая в западнорусском (далее в белорусском и украинском) приобрела озвончённый вид. Соответственно, буквально «зубожиння» - «субоживание». А по-русски - «обнищание».

Ну и в заметке, которую я читал, речь шла о том, как демагоги от политики спекулируют на том самом «зубожинне» простого народа, который изнемогает и плачется на собственную нищету.

Подумалось: эка невидаль! Да этот простой народ — веками только и знает, что скулить на свою нищету. Но если раньше его стенания всё-таки не лишены были некоего художественного драматизма, да и было хоть какое-то здравое основание в подобных сетованиях, когда простолюдинов действительно немножко дискриминировали и притесняли, то уж после устранения сословных препон в наступившем буржуазном мире открытых возможностей - это просто пошлость, когда кто-то скулит на то, какой он бедный.

Ну да, можно говорить, что своей бедностью он позорит звание человека, но, с другой стороны, это свободное общество, и если человеку угодно быть бедным — это его выбор. Может, не такой, чтобы внушать уважение, но — у человека могут быть причины, чтобы жить не напрягаясь и не стремясь к богатству. Да, иногда и с определённого предела – The pursuit of happiness just seems a bore.

Вот только я никогда не понимал, какого чёрта эти нищеброды требуют от прочих людей такого внимания к своему состоянию и задают столько идиотских вопросов.

“А как вы прикажете мне жить с тремя детьми на триста долларов в месяц».

Отвечаешь: «Да никак я вам не приказываю жить. Это вообще не моё дело. Но могу дать совет: попробуйте зарабатывать хотя бы три тысячи — и многие проблемы рассосутся сами собой. Когда же вы полагаете, что вам мало средств к достойному существованию — может, стоило бы вспомнить о контрацепции, прежде чем и детей своих ввергать в вашу нищету? Их-то — за что?»

Но такие здравые ответы — лишь разъяряют нищебродов, поскольку они никогда не допустят мысли, будто бы сами могут быть виноваты в своей мизерабельности (если б могли допустить — не были бы нищебродами, in the first place).

Ну и я не знаю, пожалуй, ни одной сколько-нибудь развитой страны, где бы не звучал этот стон на убогую народную долюшку.

Чёрт побери, даже в грёбанной Финляндии, где абсолютно зажравшиеся «бедняки» катаются, как сыр в масле, - и то есть социалистические демагоги, вопящие про то, как буржуины «грабят простой народ, лишая самого необходимого».

И только в КНДР, пожалуй, простые люди счастливы на всю голову (поскольку за недостаточное изъявление восторга — можно по той голове получить). Но в странах, где есть хоть какая-то свобода слова — мы непрерывно слышим эти завывания про нищету простого народа. И эта музыка все фальшивей, всё гнусавей с каждым десятилетием — однако ж, многие почтенные буржуа, не наделённые моей толстокожестью, стесняются её игнорировать. Хотя, вообще-то, давно пора бы.

Когда в действительности давно уж никто не притесняет этот абстрактный «простой народ», давно не мешает ему становиться «менее простым» - это исключительно его проблемы, когда он продолжает прозябать в бедности.

Впрочем, и «бедность», конечно, понятие очень растяжимое и относительное.

Да, в этом мире не так много людей, способных подарить Феррари дочурке на sweet sixteen. Но с другой стороны, возможно, этот мир и не стал бы лучше, если б его заполонили отвязные малолетки на строптивых спорткарах.

Но обычно, конечно, под «бедностью» подразумевается нечто другое. Обычно — под этим подразумевается, прежде всего, недоступность полноценного качественного питания.

И вот сколько я смотрю на человечество — столько изумляюсь: как, блин, они умудряются в двадцатом и даже в двадцать первом веке до такой степени бедствовать?

Сам я 76-го года и родился в одном из самых враждебных к личному благополучию государств в истории, в Советском Союзе. Которое знаменито было тем, что всякое частное предпринимательство до последних своих лет рассматривало как тяжкое преступление, а в наиболее оголтелые свои периоды — буквально обирало людей с применением насилия так, как не делал ни один самый свирепый лендлорд, как не всякий средневековый оккупант делал в три дня на разграбление захваченного города.

Но если говорить о позднем Совке восьмидесятых, который я застал лично и хорошо помню, то, должен признать (несколько «крамольно» для либерала), что в нём можно было жить. Уж во всяком случае, проблемы с продовольственным самообеспечением — решить было можно.

Хотя, конечно, проблемы были — и такого рода, что современным жителям постсоветских стран просто непонятны.

Вот, скажем, сравнивают цены на основные продуктовые позиции тогда и сейчас, и чисто по ценам — удобен будет коэффициент 100. Во многих случаях мы получим очень близкие соответствия, если просто разделим современные цены (российские, но и украинские нынешние довольно близки после пересчёта по курсу) на 100. То есть, что сейчас в рублях — при Совке примерно столько бывало в копейках.

Ну, что-то подешевле (скажем, треску за пятьдесят рублей — сейчас вряд ли найдёшь по самым «щедрым» акциям), что-то подороже (сахар за девяноста четыре рубля — тоже не найдёшь, максимум за пятьдесят). А в целом — порядок, думаю, понятен.

Куры (венгерские и югославские, «цивильные») - три сорок, три семьдесят за килограмм. Сейчас столько стоят окорочка и бёдрышки (да и то после сильного подорожания курятины в прошедшем году), но тогда просто не было в продаже отдельно грудок, окорочков, бёдрышек. Зато были советские «синенькие» цыплята по рупь семьдесят пять — но это больше из разряда вивисекции, нежели гастрономии. Серьёзно, никто не понимал, как можно умучить курицу до такого «бухенвальдского» состояния.

Мясо в государственных магазинах (а магазины все были государственные) — по два рубля и свинина и говядина, притом, что сейчас говядина стала стоить ощутимо дороже свинины. Тогда как при Совке, напротив, свинина, когда без костей в корытцах, бывала по три сорок. С другой стороны, и советская говядина — это не совсем то же, что сейчас, от полугодовалых «целевых» мясных бычков, а вот что-то вроде коровы из «Швейка».

С мясом, при этом, имелась та проблема, что оно бывало в продаже далеко не всегда. Даже в Питере, откуда я родом, и который по снабжению уступал разве лишь Москве и закрытым военным городкам.

То есть, нельзя сказать, будто бы наличие мяса (или венгерской куры) было большой редкостью в восьмидесятые. Но не было редкостью и его отсутствие. Когда приходишь в магазин — а в мясном отделе в лучшем случае «рагу» из сплошных костей.

Да и в том, что продавалось как мясо — запросто могли преобладать кости, если не водить знакомства с мясником (у нас — был знакомый мясник, чьего сынишку я подтягивал по инглишу).

На рынке у частников — мясо было всегда, но по таким ценам, что обескураживали простых советских граждан. Рублей по восемь. Это считалось изрядным пижонством, закупаться на рынке.

В целом же, на самом деле при наличии денег и связей — всё можно было «достать». Но, конечно, пожелание «чтоб ты жил на одну зарплату» - реально звучало как проклятье. И, да, это довольно экзотично по меркам нормальной человеческой экономики, когда ты приходишь в магазин, а продавец, вместо того, чтобы пытаться впарить тебе товар, прячет его от тебя под прилавком, чтобы толкнуть налево.

Вместе с тем, несколько преувеличенными выглядят заявления, будто бы в советских магазинах сплошь были пустые прилавки (как вариант — заставленные консервами с ламинарией).

Даже в конце восьмидесятых — макароны и крупы всё-таки лежали в магазинах всегда. Поэтому предположение, что советские граждане эпохи развитого социализма рисковали прямо-таки опухнуть с голоду — несколько преувеличенное.

Но с мясом и птицей — действительно бывала напряжёнка.

Однако ж, это имело решение. Во всяком случае, для наше профессорской семейки, располагавшей дачей около десяти соток.

Опять же, ради справедливости, к восьмидесятым не было ничего особо сложного в том, чтобы обзавестись участком в дачном или садовом товариществе.

Да, изначально они распределялись по линии ведомств, среди своих, но к восьмидесятым сложился и вторичный рынок. В конце же концов, при желании можно было и снять участок на лето у какой-нибудь бабушки, которой самой уже не с руки им заниматься. Но у нас, так или иначе, была собственная дача — и мы её использовали настолько интенсивно, насколько может советская интеллигенция.

Конечно, огород с огурчиками-помидорчиками в теплицах, кабачки, капуста, зелень-мелень, пара соток под картошку.

Почвы у нас там, в Ленобласти, не бог весть какие урожайные, но картошки, кажется, в принципе нельзя снять меньше тонны с сотки (это я махнул, пожалуй; примерно столько сейчас собирается на моей латифундии, а тогда - килограммов триста выходило). Во всяком случае, нашего урожая, забуртованного в торфе, всегда хватало не только что нашему семейству на год, но и раздавались мешки всем Батиным знакомым с филфака, всем Матушкиным из клиники.

При этом картофель — нельзя назвать «дефицитом» при Совке. Но, скажем так, он был продуктом сезонно-переменного качества. Осенью — вполне съедобный. А вот к весне поближе — в магазинах продавались пусть по десять копеек кило, но весьма убогого вида промороженные потрескавшиеся корнеплоды. Поэтому своя картошка была весьма кстати. А уж молодая непосредственно летом — так вовсе деликатес.

Трудозатрат картофель требует очень небольших. Я и в двенадцать лет запросто, не напрягаясь вспахивал эти две сотки за пару дней майских праздников. Последующий уход — минимальный. Окучивать да следить за колорадами.

Огурцов же и помидоров мы собирали столько, что в Батином гараже до сих пор громоздятся банки различной литровости. Сотни их (а были — тысячи).

Но по мере нарастания успехов Партии и Правительства в выполнении государственной Продовольственной Программы, то есть, по мере того, как всё реже попадалось в магазинах что-то мясное — мы решили узаботиться и этим вопросом.

Впервые мы взяли цыплят в 88-м. Двадцать бройлеров по полтинничку, столько же яйценосных леггорнов по двадцать пять копеек. Суточных, конечно.

Несушек мы взяли, в общем-то, лишь по той причине, что были предупреждены об уязвимости бройлеров, а потому хотели, чтобы выжил хоть кто-то.

До того мы не имели ни малейшего представления о птицеводстве, Интернета тоже не было — но кое-как вооружились советами людей, которые имели хоть какой-то опыт.

Вынужден признать, уязвимость бройлеров подтвердилась: мы потеряли семь из двадцати, всех — в первую неделю. Как выяснилось, просто переохладили их, не зная, что в детстве им нужна температура под тридцатник. Больше таких ошибок не повторяли.

Тем не менее, нам вполне хватило и тех тринадцати, что выжили и к июлю (будучи взяты в мае) достигли пары кило живого веса.

Да, это очень медленный набор массы бройлерами по современным меркам, но, во-первых, мы были неофитами, а во-вторых, сейчас есть сомнения в том, что тогдашние советские кроссы были чисто мясными, а не мясояичными. Возможно, советская куродельная промышленность и не рисковала связываться с чистыми бройлерами по причине их повышенной прихотливости — вплоть до девяностых, когда начали строить фабрики по проверенным американским технологиям.

Тем не менее, нам вполне хватило курятины и на лето, и на месяцы после. Самый крупный бройлерный петух к концу сентября вымахал до четырёх с половиной килограммов. Леггорны, конечно, были куда щуплее, как им и положено, но тоже вполне годились в суп, уж точно превосходя своих синеньких собратьев с государственных птицефабрик.

Вообще, это был не только питательный, но и познавательный, и эмоционально насыщенный экспириенс. Домашняя живность хороша тем, что, глядя на неё, не только предвкушаешь гастрономическое удовольствие, но и восхищаешься этим чудом живой природы.

Впоследствии мы увеличивали свой животноводческий размах. На лето девяносто второго (что был уже не совсем Совок, но снабжение только-только начало выправляться, потому по привычке мы решили позаботиться о себе сами) мы взяли аж сотню бройлеров, двадцать утей, две дюжины кролей.

На удивление — вырастили вообще без потерь и к концу сезона встал вопрос, куда девать «урожай». Ни сожрать столько самим, ни раздать знакомым — не представлялось возможным.

Но мне удалось впарить полсотни бройлеров знакомым ребятишкам, державшим кафе-бистро на райцентре, в обмен на почти новый мотоцикл Ява-638. Добротная была машинка — и, как меня заверили, не угнанная, хотя без документов.

Я, правда, совсем не успел поездить на этом моцике, поскольку лето кончилось, а следующим я перебрался в Москву поступать в Универ.

На том закончилась и наша животноводческая эпопея. По вполне банальной причине. После либерализации цен довольно быстро наполнились полки магазинов, за прошедший год укрепилась убеждённость, что так теперь будет всегда, что вот приходишь в магазин — а там прямо лежат товары, как в какой-нибудь Европе, и нужны только деньги, чтобы их покупать.

Деньги же — всё легче было зарабатывать. То, что всякие нытики представляют «кризисом» девяностых — на самом деле было экономическим бумом. В страну хлынула валюта, состояния делались в считанные дни (правда, и терялись порой тоже очень быстро).

Я тогда не спешил обогащаться, решив немножко помаяться «бедным студенчеством», но в принципе вынес ту убеждённость, что если в мегаполисах как-то совсем не сложится — то всегда можно забуриться куда-нибудь в богом забытую деревню, взять заброшенный надел практически даром, и уж с обеспечением себя продовольствием проблем не будет точно. Я же не какой-нибудь колхозник — я профессорский сынок, поэтому на земле работать умею.

Однако ж, обстоятельства сложились иначе, и к агробизнесу я вернулся только на исходе нулевых, уже в несколько ином качестве.

Что же до бедного студенчества в первый мой год в Москве — да, порой поджимало. Ну то есть, когда дня за три прокутить гонорар за очередной перевод — потом приходилось перебиваться с макарошек на картоху. Но при этом было понимание, что сам и виноват, когда решил пошиковать. Как было и понимание, что в любом случае заработаешь на жизнь. Ну нет заказов на переводы или рецензии, или задерживает издатель оплату, сам имея трудности — пойдёшь, разгрузишь фуру-другую, и на неделю скромной жизни хватит.

Потом, конечно, когда завербовали мальчонку в Корпорацию, к которой имею честь принадлежать и сейчас, там другие дела пошли, другие нолики в платёжных ведомостях, но я всегда осознавал, что уж пропитанием сумею себя обеспечить при любом раскладе. Если что — в деревню, лопату в руки, сажать картоплю, растить курей. Этот вариант — всегда под рукой. И в Союзе, и, тем более, в Пост-Союзе.

Возможно, в тридцатые — нас бы и «раскулачили». В семидесятые — может, и докопались бы до нецелевого использования участка и «нетрудовых» доходов. Слухи, во всяком случае, ходили, что такое бывало. Что наезжали и на деревенских, имевших «слишком много» кур, а тем более коров и коз.

Но в восьмидесятые клыки у советской бестии порядком стесались, хватка ослабла. В принципе, всем уже пофиг было, кто чем занимается на своей земле. Вот только желательны были гарантии, что Советская Власть не вздумает снова окрепнуть и взяться за старое, объявив очередной «угар НЭПа». Можно сказать, они были получены в такой мере, в какой это в принципе возможно. Даже нынешнее путинское «усиление государства» - в реальности смехотворный фарс, который и близится к завершению, и уж точно не мешает мелкому натуральному хозяйству на селе. Тем более сомневаюсь, что нынешний киевский режим как-то слишком навязчиво вмешивается в отношения селян-дачников с их курочками и козочками.

Поэтому, когда я слышу, что кому-то не хватает еды или он не доволен её качеством — это вызывает лишь недоумение.

Не доволен? Ну так пойди и сделай такую еду, какой будешь доволен. Это совсем несложно.

На что начинается балабольство вроде: «А почему я, такой-то специалист высокого класса, должен ковыряться в земле?»

Я бы поставил вопрос по-другому. «Почему Я должен выслушивать твоё спесивое нытьё и брать себе в голову твои дурацкие проблемы?»

Ей-богу, если б нормальные люди научились погрубее посылать нахуй обнаглевших напыщенных нищебродов, не сумевших заняться сколько-нибудь востребованным трудом и занять сколько-нибудь достойное место в жизни — этот мир был бы гораздо лучше.

Нет, я понимаю ещё советских пенсионеров, которые честно откладывали свой заработок на книжку — а потом их вклады сгорели в гиперинфляции.

Да, трагедия. Хотя, конечно, очень предсказуемая за несколько лет даже до павловской заморозки. И по хорошему счёту, несколько опрометчиво складывать все яйца в одну корзину. Можно было хоть часть зафиксировать в золоте.

Но проблема-то скорее не в том, как бы советским гражданам раскидать свои накопления, а в том, что они, за редкими исключениями, по-любому были мизерны. Просто, в целом это была нищая страна — которая всё тужилась изобразить из себя сверхдержаву, покуда не надорвалась.

У нас тоже сгорело на книжках тысяч сорок рублей, но это, ей-богу, уже и в девяносто втором было курам на смех. Я тогда присматривался к компьютеру для себя (чтобы не клянчить каждый раз у Бати), так сорок тысяч в салонах стоила IBM XT, а двушка — сто двадцать.

Понятно было, что на советских заначках далеко не уедешь, даже если б удалось их как-то сохранить, как-то вывезти из-под обвала рублёвого навеса.

Впрочем, эта потеря, советских вкладов, - было ничто по сравнению с теми новыми возможностями к обогащению, какие открывались. От государства же, по хорошему счёту, и тогда, и сейчас я желал лишь одного: чтобы оно поменьше лезло в мои дела и не дай бог не вздумало проявить заботу о моём благосостоянии. Ну ибо — хватит уж, семьдесят лет было той заботы, от которой спасение выпадало лишь там, куда это государство не могло дотянуться.

Поэтому, что я думаю, когда слышу от вполне вроде бы зрелых и дееспособных людей стенания о том, как им плохо живётся, как им чего-то недодают? Я вспоминаю анекдоты моей юности. Типа, «Ну это ты зря: заставлять себя надо». Или: «Шёл голодный девятнадцатый год. Хлеба не было. Масло мазали прямо на колбасу».

И если девятнадцатый реально был голодный, когда большевики раздолбали всю инфраструктуру и убили обмен между городом и селом своими продотрядами, то в девяностые — ничего и близко подобного не было. Тем более — нет сейчас ни в России, ни в Украине.

Нынешние «бедняки», со своими разожратыми, а зачастую и окосевшими от пьянства физиономиями, выглядят так, что дедуля Маркс очень удивился бы, узнав, что это «пролетариат». И это давно уже пошлейшая, паскуднейшая профанация, все эти унылые завывания о «скорбной доле простого народа».

Ей-богу, даже в нынешней России, несмотря на все происки совкового реваншизма, всё-таки человеческая рыночная экономика, где уровень жизни определяется, в общем-то, теми усилиями, которые прилагает чел для повышения того уровня.

Если эти усилия близки к нулевым — ну, неудивительно, что и благосостояние примерно там же. Это не только неудивительно, это и справедливо. Рынок — это и есть единственное мерило справедливости, а вовсе не средство «сделать хорошо всем и каждому».

И если кто-то всерьёз считает уровень жизни в постсоветских странах очень низким — ну, попробуйте найти, скажем, горничную с проживанием, питанием и за оклад меньше штуки баксов.

Попробуйте найти приходящую няню для ребёнка за ту зарплату, которая значится «средней» (то есть, для России — тысяч тридцать рублей в месяц).

Вот один мой приятель, строитель средней руки, обзаведясь вторым ребёнком, пригласил ту же няню, которая уже занималась первым. Хорошая, ответственная тётка с Волыни. Тогда, пять лет назад, он платил ей полтинник. Сейчас захотела семьдесят, но как встал вопрос о проживании летом на даче — заявила: «Я не для того уехала из деревни, чтобы в деревне оказаться». Пришлось докинуть до сотки. Вот такая вот «нищая хохлушка из бедствующей Западной Украины». Ну, надо полагать, там совсем «швах» с работой и доходами, когда няни оттуда за такие «копейки» подряжаются.

При этом скажут: «А вот есть много людей, которые работают и за пятьсот баксов в месяц, и за меньшее, при этом — специалисты с высшим образованием».

Ну, есть. Но для них было бы комплиментарнее считать, что они просто энтузиасты своего дела и бессребренники, нежели то, что их дипломы и их «экспертиза» просто не настолько востребованы, как труд горничной или няни, а они допустили промашку, потратив время, а то и деньги, на обзаведение дипломом.

Но если они недовольны своей жизнью — то, повторю, куродельный промысел на деревенском участке, какой можно купить или снять за сущие копейки, никаких специальных дипломов не требует.

В действительности, даже смешно, с каким ничтожным багажом знаний по сельхозу наше семейство взялось в своё время за это дело — но вполне преуспевали. Хотя даже комбикорма для птицы не использовали. Так, пшено по 32 копейки килограмм или ячневую крупу по 18 копеек (они и сейчас примерно столько же стоят, только в рублях). Ну, картошку варёную в мешанку добавляли. Ещё в одном озерке там водились в изобилии мелкие ротанчики, которые чуть ли не на голый крючок бросались, за час их запросто можно было полсотни надёргать. Потом через мясорубку — и тоже в кашу. Очень способствовало набору веса.

Сейчас, конечно, это и комическое воспоминание, наши шестисоточные экзерсисы, но и ностальгическое. В конце концов, труд на земле — не то что «облагораживает», но всё-таки «гармонизирует», умиротворяет. Вот взвешиваешь тех же курей — и видишь, как достигаешь некоего ощутимого и полезного результата. Чего, конечно, не скажешь про многие работы за «среднюю зарплату», которые обычно и появляются в нашем мире ради «создания рабочих мест» как такового.

Нет, чтобы заработать на Феррари, разводя курей и кролей — конечно, придётся приморочиться несколько больше, чем доводилось нашему профессорскому семейству. Однако ж, на чём проще всего сколотить более-менее приличное состояние что в России, что в Украине, не прибегая при этом к слишком злостному какому-то криминалу — так это, пожалуй, на сельхозе.

Конечно, я слышал и жалостливые истории про то, как кто-то вздумал податься в фермеры, набрал кредитов, а потом прогорел — но я, честно сказать, затрудняюсь себе представить, как это возможно. Вот как не представляю себе, каким образом можно утонуть, находясь в сознании — так и без понятия, как можно прогореть на сельхозе в странах с практически дармовой землёй (не важно, в собственности или в аренде).

Ну, только если прибыль официально светить и налоги платить, наверное. Но в каких академиях идиотических наук такому учат?
В нашем мире "социальной заботы" - следует очень щепетильно относиться к уплате налогов. Ведь они могут пойти на подкуп избирателей путём ещё большего растления обнаглевших попрошаек, а значит, будут способствовать ещё большей деградации человеческого материала. Долг сознательного буржуа - стремиться поменьше давать денег своему правительству, покуда оно не бросит дурную моду транжирить их на крайне сомнительную благотворительность.

.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И вообще, судя по всему, русские в Донецке потерпели поражение. Временное, надеюсь. Аэропорт в руках украинцев. А теперь давайте расскажите мне про то, что не надо убивать всех украинцев с оружием в руках. Онижедети. Им запудрили мозги. А я вас, пидорасов, послушаю. Убивать всех. Укра ...
At a point in the German lines where "no man's land" was narrow, Captain Reddemann had his men install large flamethrowers in spas pushed to within 40 meters of the French forward trench. Куда-куда немцы установили огнемёты? ...
Света просила передать. "Друзья, журнал prokopchick временно удален. На мое решение повлияли исключительно внутренние причины. Мне нужно написать книгу. ЖЖ меня отвлекает. Я люблю вас всех и надеюсь, что мы встретимся через тридцать дней, когда я ...
Разбираемся в приметах о чёрных котах и кошках!   Самая известная примета: если черная кошка перебежала дорогу, добра не жди.   Особенно плохо, если кошка бежала «за пазуху», т.е. по направлению к застежке на одежде. Чтобы предотвратить ...
В США выпустили юбилейную монету к 75-летию со дня победы во Второй мировой войне, однако СССР в числе победителей не оказалось. «После четырех долгих лет войны и жертв союзники наконец одержали победу. Величайшему поколению настало время торжествовать и размышлять о потерях и ...