Рождество с наилучшими
artyom_ferrier — 06.01.2019Доподлинно неизвестно, действительно ли Джизус умел ходить по воде, воскрешать Лазарей и превращать воду в вино. Но вот родиться на свет он умудрился воистину самым чудесным образом.
Если вдуматься, то современное летоисчисление,
Anno Domini, мы ведём
именно от рождения Джизуса. Ну то есть, от его материального
бэбификации в яслях через девять месяцев после визита голубя,
который был тоже он, Джизус, и был он послан своим Отцом Небесным,
который тоже он, Джизус — и не надо понимать, не для того в Никее
символ веры соорудили, чтобы препарировать его ланцетами и
пинцетами рационализма.
Логично было бы допустить, что первый день Новой Эры — это день рождения Джизуса. Но нет: он умудрился родиться дважды, и оба раза — на неделю мимо от настоящего своего дня рождения.
А всё почему? Да просто потому, что люди так возлюбили Джизуса, что хотят в его честь каникул никак не меньше недели. Они готовы спорить, когда правильнее отмечать его днюху — по георгианскому календарю или юлианскому, или по обоим, но с Новым Годом — совмещать точно откажутся.
Но что ж? Волхвов, вроде, было трое? И все — люди немолодые уже тогда. А уж лет через триста, когда потребовались их показания для уточнения обстоятельств — и вовсе могли путаться касательно стояния прочих звёзд вокруг Вифлиемской. Кто указал на 25 декабря, кто-то на первое января, кто-то на седьмое. Тогда всё логично.
Так или иначе, поздравим Джизуса с днюшечкой. В принципе, он был хорошим парнем. Немножко наивным — но хорошим. Думаю, отставной военный медик из легионной ауксильи. Многого насмотрелся, захотел сделать мир лучше, и действительно умел лечить людей, умел их утешать, давать надежду. Почему нет? Хороший медик, хороший психолог.
Ему, конечно, пеняют на то, что он развалил Пакс Романа — но, мы же прекрасно понимаем, что если империя разваливается лишь от того, что некий бродячий философ провозгласил себя Сыном Божьим (психотерапевтический приём куда старше Джизуса) — то проблема не в философе, а в империи.
Будем смотреть правде в глаза: она просто устала сама от себя, стала тяготиться своего обронзовелого величия. Утратила бесшабашную и разудалую лихость сшибок оптиматов с популярами, Гая с Суллой, Цезаря с Помпеем, Августа с Антонием, Веспасиана с Вителием, и т. п.
Вернее, сшибки продолжались, весь третий век — но уже как-то не залихватски, а уныло. И — во имя стабильности, во имя возврата к Золотому Веку Антонинов. А это — несвежо и тускло. От такой-то тоски зелёной — какой угодно самый иррациональный, самый абсурдный культ рано или поздно восторжествует. И велика мудрость Тертуллиана, безупречна квиритская его логика в формуле отказа от квиритства: «Верую, ибо абсурдно».
Ну да. В то, что не абсурдно, а доказуемо — нет нужды «верить». Это можно «верифицировать», когда оно поддаётся научной верификации. И тогда это Знание, а не Вера.
А истинно верить(!) - можно только в то, что абсурдно. Что не поддаётся осмыслению и доказыванию — тем и ценно в глазах верующего, сиречь желающего веровать.
Но вот почему человек может возжелать «веровать», а не «знать» — это сложный вопрос.
Не буду кривляться, я сам довольно иррационально желаю веровать в ценность человечества, в то, что оно заслуживает какой-то иной судьбы, отличной от гибели в термоядерном или бактериологическом апокалипсисе.
Почему? Что в том человечестве хорошего, чтобы верить в его ценность, чтобы желать ему сохранения и развития?
Да просто нравится — и желается, и верится.
Люди живые нравятся. Они прикольные. Они тем и классные, что действуют порой непредсказуемо, в нарушение инструкций из-за ерунды. Как тот мальчик, которого приставили к одной из первых паровых машин, откачивающей воду с угольной шахты, и его работой было перетыкать рычаг по окончании о-очень долгого хода поршня, чтобы с другой стороны его обратно паром давило, такая вот «артель Интенсивник», а пацану играть с дружками хотелось — и он там просто верёвочками рычаги связал, чтобы всё без него работало. Создал ИИ, можно сказать.
А когда взрослые инженерные гении посмотрели — был шок: «А чо, так можно было?»
Когда мне говорят, что человека скоро вовсе и на всех фронтах заменит ИИ — я не хочу в это верить. Да, просчитывать силу позиций в шахматах или го или в крестиках-ноликах — конечно, машина может это делать лучше человека. Это всего лишь скорость вычислений — по прописанным алгоритмам, в рамках очень простой задачи, которую в принципе можно задать очень простыми переменными.
Типа, там «Килл_Сара_Коннор». Когда переменная «живых Сар Коннор» равна нулю — мишн эккомплишд.
Ну и машина облажалась. Она, имея такие условия, и пошла тупо мочить всех Сар Коннор по телефонному справочнику. Не понимая, что Лос-Анжелес начала восьмидесятых — это, конечно, очень криминальный город, но всё-таки убийство там — довольно яркое событие. Их там примерно как в нынешней Москве тогда совершалось: одно-два в сутки. И когда за несколько часов убиты две тёзки — конечно, полиция обратит на это внимание. И даст оповещение для дальнейших возможных жертв.
Из человеков же — так облажаться мог только совсем уж конченный даун. Человек, даже если приехал из места, где все друг в друга стреляют, просёк бы, что здесь немного не так, здесь убийство всё-таки вызывает интерес полиции, поэтому надо скорректировать стратегию, чтобы бить сразу наверняка.
Ну да то лирическое отступление было, а что я хотел сказать — рано выбрасывать человека на помойку, когда он якобы будет заменен ИИ. Пока что — ИИ не способно нормально рулить ползающим роботом-пылесосом. Вернее, способно, если хозяева сделают ему «квадратише-практише» условия работы. А иначе — всё-таки человеки нужны, хотя бы дети, чтобы стулья убрать и на место поставить.
И Атлас от Бостон Дайнэмикс, гениальный, как и эта контора — на самом деле тоже не сможет сам по себе взять стулья и убрать их так, чтобы ковёр пылесосу предоставить. Когда он коробки всякие двигает и друг на друга пристраивает — он просто считывает QR-code, где ему подсказывают, что делать.
Нет, при всей математической одарённости АИ — на самом деле ему до реального интеллекта примерно столько же, сколько от нынешних субсолярных ракетных перелётов — до разварповки в пригородах Бетельгейзе.
Да, очень хорошие, очень полезные опыты делаются, какие-то наработки и получают узкоцелевое практическое применение, но в любом случае это человеку грозит не в большей степени, чем приспособление сначала волов и лошадей, а потом паровых машин к тому, чтобы крутить жернова да водяные качалки.
Ну и — ещё раз с днюхой, Джизус, когда б ты ни родился!
|
</> |