Boring but not so tedious Company

топ 100 блогов artyom_ferrier21.12.2018

На днях Маск презентовал первый законченный участок своего туннеля в милю длинной и проехался по нему на Тесле.

Что ж, рассматривать это как средство борьбы с городскими пробками — вероятно, шутка. Ну, сколько нужно будет строить этих подъёмников, чтобы хоть немножко разгрузить трафик? И как организовывать развязки, как раскидывать потоки под землёй? Теоретически-то возможно — но страшно подумать, сколько тысяч(!) миль этих туннелей придётся проковырять под мегаполисом, чтобы это как-то разгрузило улицы на поверхности. Уж многоярусные надземные этакады — дешевле обойдутся. А ещё того скорее — люди пересядут на электрокоптеры за то время, что будут отрываться эти туннели.

Значит ли это, что проект Boring Company - «маниловщина»?

Не думаю. Вот гиперлуп — скорее да, чем нет. Просто потому, что пока не просматривается платёжеспособный спрос на сверхскоростной поезд в вакуумной трубе. Ради прихоти нетерпеливых туристов — просто глупо совершать такие гигантские вложения в стационарную транспортную структуру, лишённую гибкости. Поэтому Маск бросил в массы идею с гиперлупом — но сам лично не особо-то ею занимается, всё больше другим предоставил.

А здесь, с этими туннельчиками — потенциальный заказчик просматривается (и очень мощный). Поэтому Маск двигает эту тему сам.

Да, есть случаи, когда очень полезно иметь под мегаполисами пусть не то чтобы полноценную транспортную сеть, способную продублировать весь трафик, но, скажем так, достаточно заглублённые и крепкие ходы сообщения, позволяющие оперативно доставлять автомобили в нужное место и поднимать на поверхность.

Какие случаи? Ну, например, воздушный взрыв мощностью пару сотен мегатонн в десятке километров над городом.

Скорее всего, он снесёт все наземные постройки практически полностью. А даже если нет — вскоре улицы покроют осадки, пребывание на поверхности будет иметь однозначный финал.

Но имея уже готовую подземную инфраструктуру на значительной глубине, крепко отстроенную — можно успеть, при своевременном оповещении, эвакуировать этими подъёмниками хоть какую-то часть населения, а впоследствии — проводить спасательные операции из «глубины».

Да, одно время казалось, что подобные угрозы остались в прошлом — но сейчас фишка легла так, что с ними вновь приходится считаться. Для чего, конечно, желательно заблаговременно отрыть побольше ходов и помещений в земной толще под ключевыми городами (тут как раз ценно, что туннели, которые роет Маск — сравнительно малого диаметра, четыре метра: так крепче будет, а при надобности их можно укладывать «пучками», но не разрушая стенки).

И, конечно, желательно объяснять это борьбой с пробками, чтобы лишний раз не нервировать публику. Впрочем, когда есть военный заказ — гражданское применение пойдёт бонусом для тех, кто купит «клубную карточку тайного массонского туннеля» (как в одной серии Симпсонов).

Другой плюс для Маска — сама «угроза» создания сети подземных туннелей будет побуждать людей покупать электрокары, поскольку туда, естественно, будут допускаться только они (ДВС — мигом превратит этот «муравейник» в душегубку). Не то, чтобы сейчас Тесла испытывала какие-то проблемы со сбытом, но лишний раз подогреть спрос, причём, долговременно — не помешает. И Маск — мастер на такие «позиционные» штуки в маркетинге.

А ещё — он действительно очень плотно и плодотворно дружит с американской (и не только) военщиной. Что, разумеется, хорошо для всех (кроме упырей, имеющих какие-то причины бояться американской военщины).

Тесла — это не только прикольные электромобильчики, это и обкатка технологий для создания малозаметной (в инфракрасе) военной техники. Не знаю, когда начнут поставляться Семи коммерческим дальнобойщикам, но армии машины на его базе поставляются уже сейчас, для испытаний.

Спейс-Икс — это не только коммерческие запуски и поставки на МКС. Это возможность оперативного восстановления и наращивания военных спутниковых группировок (для чего многоразовые ракеты были бы ценны, даже если б они стоили вдвое-втрое дороже одноразовых, но они, к тому же, стоят ещё и дешевле).

Ну а «Скучная» Компания — это отладка технологий глубокого бурения и создание подземных убежищ на случай, если станет совсем весело. Поэтому, думаю, тут с финансированием проблем не будет, даже если срок окупаемости затеи как «лифта против пробок» будет стремиться к бесконечности. Тут немножко другое применение просматривается.

А вот с гиперлупом — честно, я не вижу ни коммерчески оправданного применения, ни военной значимости. Платформа с танком — туда по-любому не пролезет. И грузы с такой скоростью таскать — никому нафиг не нужно. Да и людям, пассажирам — честно сказать, такие скорости тоже не нужны. Во всяком случае, не до такой степени, чтобы оплачивать повышенную прыть из своего кармана.

Иногда, конечно, это делают правительства, но скоростные пассажирские поезда при этом — всё больше понтоватая игрушка, нежели проект для жизни сей. И даже китайцы, очень серьёзно увлекшиеся, по неискоренимой своей непрактичности, скоростными дорогами — всё-таки делают их на обычном полотне, которое, в случае чего, можно использовать для нормальной логистики. Единственный рабочий маглев — держат как выставочный экземпляр, но расширять, мягко говоря, не торопятся. А уж кто возьмётся вкладываться в гиперлуп — трудно даже представить.

Если говорить о сверхскоростном пассажирском транспорте, то куда интереснее выглядит другая идея Маска — суборбитальные перелёты на BFR.

Здесь — по крайней мере возможна приятная гибкость. В какой-то из точек назначения случилась некая неприятность, место утратило туристическую привлекательность? Не беда, можно перенаправить потоки. «Подвижной состав» (то есть ракеты) — не привязан к маршрутам, ты не имеешь «жёстких» и очень дорогих каких-то путей, твои затраты в той стрёмной местности — только терминалы.

Совсем не то же самое, как если б ты вложился по полной в вакуумную линию на курорт — а там то ли высокодуховные какие-то троглодиты пришли к власти, то ли борцуны за социальную справедливость, то ли местный вожачок окончательно съехал с катушек. И — прощай инвестиции, как это было с Кубой, как это было с Ираном, как это вполне может быть даже с Калифорнией (ну, теоретически, если они не излечатся от своей уже невыносимой левизны и не угробят социалистическим маразмом в целом очень классный штат).

Ракеты — можно переориентировать на другие терминал. Но, конечно, это дело не самого ближайшего будущего, пассажирские перевозки на BFR (или что там будет к тому моменту?) Сначала потребуются сотни, если не тысячи, удачных стартов и приземлений. Столько, сколько ни одна отдельно взятая модель ракеты ещё не производила.

Ведь это для космоса полсотни успешных запусков — уже круто. Одна авария на эти полсотни — так, досадное, но терпимое недоразумение.

Но представьте, что бы думали о пассажирском лайнере, имеющем по одному крушению на каждую тысячу рейсов. Да это был бы серийный убийца. Поэтому, наивно ждать начала пассажирских суборбитальных перевозок вскоре после релиза BFR. Лет десять — в лучшем случае.

Впрочем, у неё как раз будет время проявить себя как челнок для сборки орбитальных баз. Энергетических, индустриальных... военных. Это и будут тысячи ходок для оттачивания надёжности. Это и будет основная, весьма востребованная работа BFR. А доставка туристов из Парижа в Бангкок (если кому приспичило сравнить бордели так быстро, чтобы не выветрилась память об ощущениях) — как бонус в не самом ближайшем будущем. Тем не менее, в принципе-то тема реальная.

И с этими туннельчиками Boring Company – тоже. Проблема пробок — в грядущие лет двадцать может решиться и сама переходом на электрические «леталки» того или иного формата, по мере облегчения аккумуляторов, а вот бомбоубежища и сети их коммуникаций должны быть под землёй.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Эквадор, Франция, Мальдивы, Панама и Кения - эти люди приехали к нам из разных уголков планеты, но у них есть одна общая черта - забавное мнение о России и русских, которое наверняка вызовет улыбку у каждого. Имя: Милена Виверос Страна: Эквадор Возраст: 24 года Срок пребывания в Р ...
В связи с новостью, я с удивлением узнал, что сейчас общежития платные. Плата там небольшая, но тем не менее. Я учился в первой половине 90-х, общежитие было бесплатным и даже платили стипендию. Опять же, небольшую, но для студента значимую. Часто встречал мнение, что вот, американцы ...
Постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что «друзья и союзники» США не виснут на самолетах. Об этом сообщает РИА «Новости» . Накануне появились кадры, на которых ...
Раз уж пошла такая пьянка, я решила вспомнить таки всех, кто затронул мое сердце своей красивой мордашкой харизмой и мужской привлекательностью в уходящем году. Посмотрев на фотки, я пришла в недоумение - настолько эти мужчины все разные - и по ...
Роковые и неотразимые — это перверзники, нарциссисты, как их называет автор. По сути, это манипуляторы. Откровенно говоря, мне читать было неинтересно, особенно после книги «Беги» ...