О введении на федеральном уровне ответственности за склонение женщин к аборту
general_ivanov1 — 16.10.2025

В Общественной палате Российской Федерации 15 октября прошли слушания по вопросу изменения федерального законодательства - "нулевые чтения" законопроекта "О защите женщин от склонения к прерыванию беременности".
В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Русской Православной Церкви, эксперты в области права и медицины, а также женщины, лично столкнувшиеся с давлением, принуждением к аборту со стороны медицинского персонала, работодателей или близких родственников.
Сейчас запреты на склонение к аборту установлены уже в 25 регионах страны (Санкт-Петербург, Республика Крым, Республика Мордовия, Республика Коми, Республика Хакасия, Красноярский край, Забайкальский край, Приморский край, Тверская, Курская, Псковская, Калининградская, Новгородская, Вологодская, Смоленская, Нижегородская, Пензенская, Рязанская, Орловская, Омская, Брянская, Кировская, Курганская, Воронежская, Астраханская области). И количество абортов в подавляющем большинстве из них реально снижается. По итогам 2024 года в Мордовии, например, число абортов снизилось на 51%, в Псковской области - на 24%, в Новгородской - на 17,8%; в Коми - на 16,2 %. Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы за сентябрь 2025 года, в Вологодской области 72,6% колеблющихся женщин отказались от детоубийства и решили рожать - благодаря качественной работе по консультированию беременных в состоянии репродуктивного выбора. Значительный рост отказов от абортов наблюдается в Омской, Тверской областях. А вот в регионах без соответствующих запретов (Мурманщина или Карелия, либо Новосибирская область) - ситуация наихудшая.
Проблема "имеет массовый характер", подчеркнула заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, член бюро президиума Всемирного русского народного собора, президент фонда "Женщины за жизнь" Наталья Москвитина. Будучи мамой пятерых детей, она добавила: "Первые трое из них могли не родиться, поскольку мне предлагали сделать аборт, и предлагали очень настойчиво".
Участники слушаний согласились с тем, что обязательно нужен федеральной закон, и поддержали внесение проекта на рассмотрение в Госдуму.
Проект федерального закона о защите женщин от склонения к аборту предполагает исключительно административную ответственность - введение штрафов от 50 тысяч до 800 тысяч рублей за "уговоры, просьбы, предложения, подкуп, обман или выдвижение требований, направленные на понуждение женщины к прерыванию беременности", сообщила Наталья Москвитина в интервью ТАСС: "По общему правилу законопроект предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 000 до 100 000 рублей; на должностных лиц — от 100 000 до 300 000 рублей. Действия, совершённые в отношении несовершеннолетней, в отношении двух или более лиц, в публичном выступлении, публично демонстрирующимся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет), с использованием служебной зависимости, — наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 000 до 200 000 рублей; на должностных лиц — от 100 000 до 500 000 рублей; на юридических лиц — от 500 000 до 800 000 рублей".
Как пояснила зампред профильной комиссии ОП РФ, "принятие закона безусловно может повлиять на климат в семье: зная, что склонение к аборту незаконно, члены семьи будут от него воздерживаться. Согласно исследованиям, более 70% российских граждан стремятся не нарушать закон вне зависимости от отношения к нему. Склонение к аборту — это уже агрессия, это посягательство и на ребёнка, и на здоровье женщины, и отказывать ей в правовой защите из-за того, что нарушитель её прав будет недоволен, по меньшей мере несправедливо по отношению к матери". В целом, принятие федерального закона необходимо "для сохранения единого правового пространства, предоставления всем беременным женщинам одинаковых гарантий права на материнство, одинаковой правовой защиты".

"Конечно, мы всецело поддерживаем данный закон. Я бы назвал его законом, который апеллирует к духовному выбору человека и который позволит нам противостоять глубинным корням того, что сегодня происходит (падение рождаемости и массовые аборты – Прим.). Понимаете, мы боремся с последствиями изменения сознания людей, а данный закон будет менять именно эту сферу", – отметил иерей Феодор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, член Синодальной комиссии по биоэтике, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Батюшка передал участникам обсуждения в ОП РФ слова поддержки от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии, настоятель Никольского собора в Павшинской пойме, секретарь Епархиального совета Одинцовской епархии, директор Фонда по восстановлению порушенных святынь Московской епархии, руководитель секретариата Всемирного русского народного собора: "Эта инициатива не ограничивает права женщин. Напротив, она их защищает. Она защищает женщину от шантажа, уговоров, психологического и экономического давления, когда её пытаются лишить права выносить и родить своего ребёнка. <...> Как государство может в полной мере защитить материнство, если остаётся пространство для давления на беременную женщину для склонения её к прерыванию жизни, которая уже зародилась внутри её? Предлагаемый проект закрывает эту правовую лакуну. Он становится тем самым инструментом, который превращает декларативную защиту в реальную и эффективную. <...> Предлагаемая инициатива — не панацея. Её принятие важно в рамках комплексного подхода, охватывающего весь спектр проблем, связанных с защитой семьи и детства, должна быть создана целая система поддержки, которая в равной степени защищает права и матери, и отца, обеспечивая тем самым прочный фундамент для благополучия каждой семьи. <...> Наши оппоненты, зачастую это — профессиональные юристы, ссылаясь на Конституцию России, говорят о том, что основной закон нашего государства защищает жизнь только с момента рождения. Но если мы обратимся к тексту с большим вниманием, то увидим, что Конституция не отрицает защиту жизни до рождения, в преамбуле Конституции РФ утверждается ответственность народа за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. Но о каком будущем поколении может идти речь, если мы не обеспечим самому первому, самому уязвимому его представителю — нерождённому ребенку — право на жизнь? Защита жизни до рождения — это и есть та самая ответственность перед будущим, о которой говорится в преамбуле".
МОО "Союз православных женщин": "Инициатором законопроекта выступил фонд «Женщины за жизнь» под руководством нашей дорогой Натальи Москвитиной. Благодаря этому закону удалось сохранить жизни тысячам малышей и поддержать беременных женщин. Региональные отделения Союза православных женщин вносят значительный вклад в эту работу. И сегодняшние общественные слушания — так называемые «нулевые чтения» — могут стать первым шагом к реальным изменениям в масштабах всей страны. <...> Мы всецело поддерживаем эту инициативу! Закон «О защите женщин от склонения к прерыванию беременности» должен стать общенациональным. Как отметил наш Президент: «Закон должен быть нравственным, иначе это плохой закон». Принятие этого закона на федеральном уровне станет важным шагом к оздоровлению нашего общества и улучшению демографической ситуации. Ребёнок — это бесценный дар Божий, и наш священный долг — сохранить и приумножить этот дар!"

Законопроект приветствовала Комиссия Государственного совета РФ по направлению "Семья". Об этом в обращении к участникам "нулевых чтений" заявил председатель комиссии, член Президиума Госсовета, глава Республики Мордовия Артём Здунов: "Вместе мы должны сформировать в обществе выбор в пользу жизни — отношение к беременности как к высшей ценности, объекту особой защиты и заботы. Принятие соответствующих законодательных решений на федеральном уровне играет здесь ключевую роль. <...> Мордовия стала первым регионом России, где два года назад был принят закон о запрете склонения женщин к искусственному прерыванию беременности, который получил поддержку религиозных и общественных организаций. <...> Все частные медицинские организации отказались от проведения абортов".
По его словам, закон "О защите женщин от склонения к прерыванию беременности" "позволяет усилить контроль, обеспечить проведение всех обязательных этапов доабортного консультирования, формировать на уровне женских консультаций положительные репродуктивные установки, чтобы как можно больше женщин смогли вовремя остановиться и не совершить роковой шаг. <...> Подобные решения являются фундаментом новых стандартов семейноцентричности, системы государственных мер, формирующих комфортную среду для ожидания и рождения ребёнка. В условиях «демографической зимы» склонение женщины к прерыванию беременности является не только нарушением её прав, но и угрозой для нашего общего будущего".

--------------------
Председатель Общества "Царьград" Константин Малофеев: "Среди обратившихся за абортом женщин в среднем по стране от детоубийства в сентябре 2025 года отказались 28% — в 2024 году было 25%. Сколько это спасённых жизней — узнаем после публикации статистики абортов 2025 года. Если, конечно, такая публикация будет. Росстат последовательно засекречивает всю неудобную статистику. В 2024 году исчезли данные по миграции. В 2025-м — по рождаемости и смертности. <...> Рост числа отказов от детоубийств радует. Но есть сила, которая этому росту препятствует. Имя ей — частные абортарии. После того как государство осознало проблему, «рынок Молоха» захватывают частники. Восемь лет назад они делали 17% всех абортов в России, в прошлом году — уже 38%. И они своих клиенток от операции не отговаривают. Хотя обязаны как минимум предоставлять «дни тишины» между принятием решения и операцией. Росздравнадзор установил: кабинеты психологической и медико-социальной помощи присутствуют в 9,5% частных клиник с лицензией на детоубийства. Почти всегда они работают чисто формально. 78% клиник готовы осуществить аборт без соблюдения сроков тишины и/или рекламируют аборты на своих сайтах. Это не значит, что на них нет управы. Правильные главы регионов добиваются того, что клиники добровольно отказываются от бизнеса на абортах. Но в большинстве случаев «Васька слушает да ест». Поэтому добрым словом и прямым запретом можно добиться большего, чем просто добрым словом. К концу 2023 года после прозрачных намёков со стороны губернатора Глеба Никитина в Нижегородской области почти все частные клиники отказались от лицензий на детоубийство. Общее число абортов в регионе стало снижаться. Тогда Заксобрание Нижегородской области предложило распространить позитивный опыт на всю Россию — внесло законопроект о федеральном запрете абортов в частных клиниках. К инициативе присоединился Патриарх Кирилл, написавший проникновенное письмо спикеру Госдумы Вячеславу Володину. Но Комитет Госдумы по охране здоровья немедленно дал отрицательную оценку — дескать, «необходимо сохранение права выбора гражданином РФ врача и медицинской организации для искусственного прерывания беременности» (серьёзно, они так и написали). А через полгода подоспело и правительство с ещё более эффектной формулировкой: законопроект «нарушает права женщин и коммерческих медучреждений». Нарушает право на убийство. Священное право, на страже которого стоят Минздрав и Комитет Госдумы. И мы даже знаем, сколько жизней они теряют. В 2024 году частники убили 128 тысяч детей — по 350 в день без выходных и праздников. Если бы даже средние по России 28% женщин после беседы с психологом отказались от аборта, нас сейчас было бы на 36 тысяч больше. Население приличного райцентра — например, Ялуторовска или Беслана. Это невидимая бесланская трагедия, которая происходит каждый день. И остановить её можно только одним путём. Запрет проведения абортов в частных клиниках должен быть принят немедленно".
Крым стал первым российским регионом (далее - Вологодская область, Мордовия, Коми, Смоленская и Липецкая области, Хакасия), где частные клиники добровольно отказались от проведения абортов и сдали лицензии. "Все частные медицинские организации в Крыму к началу 2025 года отказались от практики прерывания беременности", - сообщил министр здравоохранения республики Алексей Натаров в пресс-центре РИА Новости Крым. По словам главы ведомства, процесс был постепенным: к концу 2024-года 99% частных клиник уже прекратили оказание данных "услуг", а в этом году таких клиник не осталось совсем: "Существовала одна медицинская организация, которая двигалась не совсем в контексте. Однако планомерная, системная работа привела к тому, что мы сегодня не имеем ни одной медицинской организации частной формы собственности, которая проводит аборты".
Как сделать день рождения незабываемым: идеи и советы
просто так
У клана Николаевых еще есть что конфисковать
Восьмой дом. Продолжение 15
Японская посылка - распаковка
Как сварить варенье без сахара, или Kanonen statt Butter
ноты вижу вижу мрак: "Хармс. Жизнь не Фокус" в Музее Анны Ахматовой
Мимо окон прошла боком и опять понравилась (с)
Внуковский учебно-тренировочный центр № 21

