ноты вижу вижу мрак: "Хармс. Жизнь не Фокус" в Музее Анны Ахматовой

На выставку по датам уже не попадал, но удалось оказаться на вернисаже, не ограничиваясь самодеятельным цирком во дворе Фонтанного дома, и посмотреть ее не просто в числе самых первых посетителей, но именно в таком формате, в каком только и есть смысл ее посещать - кроме меня в выставочном пространстве работала только съемочная группа какого-то местного ТВ, остальные гости вернисажа отправились дальше в малый зал смотреть перформанс, а прочих еще не запустили, и когда они пошли валом, как лосось на нерест, эти мамаши с дитями, младенцами на руках, старухи и служанки... впору было выбрасываться из окошка, но я оценить задумку кураторов успел и двигался в направлении противоположном к выходу. В принципе мило, симпатично - хотя рассчитано либо на "индивидуальное посещение", либо, в крайнем случае, на семейно-дружеские группки с минимальным, опять же, количеством народу, если считать по головам - иначе эти ящики из "загипсованных" комодиков не откровешь, не подлезешь в окошечки заглянуть, а к тому, собственно, выставка, которую правильнее охарактеризовать как "тотальная инсталляция", целиком и сводится; миниатюрные инсталляции, встроенные в "тотальную", сопровождаются, конечно, текстами - и Хармса, и Введенского, Заболоцкого, Олейникова... но двойственную задачу с обязательным "подтекстом", сдается мне, реализовать не удалось, "цирк за колючей проволокой" - это в отношении Хармса, Введенского, Заболоцкого, тем более Олейникова - да, конечно, и уместно, и справедливо, но слишком уж, во-первых, сужает их восприятие, а во-вторых, диссонирует с показательной ставкой на "детскость" творчества ОБЭРИУтов, эксплуатирует давно расхожие штампы их восприятия через наивно-поэтический "абсурд", где радость самого факта бытия вытесняет ужас сути этого самого бытия... Впрочем, о том можно спорить, и сделан проект всяко тоньше и бОльшим пониманием предмета, чем спектакли, к примеру, Романа Муромцева, грубо и тупо эксплуатирующие самый поверхностный, вульгарный слой творческого наследия ОБЭРИУтов, без малейших попыток погрузиться в него всерьез -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4986508.html
- но что, на мой взгляд, если не бесспорно, то неприятно лично мне - неизбежное (может и вынужденная отчасти) заигрывание Хармсом и за счет Хармса - а также Введенского, Олейникова, далее везде - с детской аудиторией, как сейчас принято и положено, с "семейными ценностями"; при том что Хармс, известно, детей ненавидел, и даже если предлагал травить их в шутку, то все-таки рассматривал подобную возможность... да и то сказать - что-нибудь ведь надо же с ними делать?!



































