ЛАЙТРУМ - БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ!

топ 100 блогов fotoforge15.07.2010 Я для знакомых фотографов составил руководство по настройке и управлению Лайтрумом.  Это не инструкция, а скорее описание своего личного опыта, составленное по принципу часто задаваемых вопросов. Никаких секретов я не раскрываю, неожиданности ждут только тех, кто не любит читать мануалы, особенно разделы про short keys, а также тем кто совсем на Вы с принципами дружбы графических программ и ОС. Ну и как всегда стоит оговориться, что мои выводы не являются единственно верным решением и не обязательны к исполнению.



Настройка каталогов и организация данных.

Под каталогами (Catalog) здесь мы понимаем библиотеки Лайтрума, каталоги (папки) файлов на диске компьютера здесь именуются фолдерами (Folders). Я несколько раз сталкивался с подобной путаницей в голове у юзеров, потому считаю важным это отметить. Каталоги лайтрума хранят все настройки макроса программы, который будет применяться к исходным файлам при запуске функции экспорта. В этом принципиальное отличие Лайтрума от Фотошопа – исходные данные остаются неизменными. И сохраняя каталоги Лайтрума, в любое время можно вернуться к их модификации. Главное не менять имена исходных файлов и фолдеров, чтобы легче их было потом находить и синхронизировать. Поэтому важно продумать и применять единую структуру размещения всех компонентов. Мой опыт использования привел к схеме описанной ниже.

Сперва о компьютере. Для повышения производительности системы наиболее эффективным решением является разделение файлов системы, исходных данных и каталогов на отдельные физические носители информации. Система - один hdd («винчестер»), raw - следующий hdd, Lightroom catalogs (он же swop-диск) - еще один hdd. Я пошел еще дальше и сознательно выделил отдельный диск для ВСЕГО выходного материала. Таким немудреным приемом я лишил диски с исходными данными проблемы с дефрагментацией как таковой. Они там лежат практически не шевелясь. А поскольку дисков с исходниками несколько штук, теперь они могут спокойно засыпать в случае, если не используются, что сказывается на тишине в комнате и температуре в корпусе системного блока. Из недостатков - это решение лишило меня удобства логичного и автоматического размещения выходного материала. Нельзя использовать настройку экспорта «Same folder as original photo».

Итак, мой компьютер физически построен так (PC):
Disk C: System;
Disk D: Edit/Out Data;
Disk E,F,..: In Data;
Disk S: Swap.

Диск для swap (temp, cache) специально обозван далекой буквой, чтобы не встревать поперек временами подключаемых extended-дисков. Это виндовая наследственность, которая иногда способна портить жизнь (DVD-ROM - Z:). Так вот. На swap-диске я создал фолдер /Lightroom Catalogs, куда ссылаю все создаваемые мной каталоги. Из-за обилия фотоматериала у меня их несколько. Репортаж, студия, свадьбы, театр, отдельно по каждому из мюзиклов и по крупным клиентам. Размещение исходных файлов на дисках hdd не всегда соответствует тематическому делению, например, репортажку и студию я сваливаю подряд в фолдеры по годам. Для свадеб своя папочка, для театров тоже, но это не суть принципиально. Тут есть только одна удобная зависимость: если сохранять исходный материал последовательно, то с течением времени можно изымать из корпуса компьютера hdd с самыми ранними данными и складывать их на полочку в виде архива. Эта операция будет логична и безболезненна для работы лайтрумовских каталогов.

Все о чем я тут рассказывал призвано ускорить работу системы и применимо в основном для стационарных фото-станций. Для ноутбуков и iMac в оригинальном исполнении все это пропускается.

Да, еще один момент! Нужно не забыть и перенести кэш модуля Camera RAW все на тот же swap-диск (Edit/Preferences/File Handling/Camera Raw Cache Settings). Иначе по умолчанию временные файлы будут тормозиться на системном диске. К тому же необходимо увеличить минимальный размер этого кэша. Логика тут следующая: если вы работаете с последовательностью кадров, например, со свадьбой со средним количеством снимков выбранных для обработки в 500 штук, то кэш для RAW нужно увеличить хотя бы до 5Gb. 1Gb - 120 кадров 12 мпкс. камеры (зайдите в папку кэша и посмотрите на размер файлов, чтобы сделать расчет для своей камеры). Увеличив размер этого кэша вы гарантируете отсутствие его пересчета при работе с заданным количеством файлов при работе со своей последовательностью. Но как только вы уходите в другой фолдер (съемку) ваша текущая запись кэша при переполнении начинает перезаписываться кэшем новых файлов и вернувшись к первому фолдеру (съемке) Лайтрум будет вынужден пересчитывать кэш заново. У меня выставлено значение 50Gb. 

Там же в Preferences/Presets/Location стоит указать хранить свои Presets в одной папке с каталогами. Если вы любите искать в сети и использовать чужие сервисные наработки – эта галочка в настройках избавит вас от нудного поиска места их хранения.

В Preferences/Interface отметьте Zoom clicked point to center – в результате куда тыркните курсором туда и увеличится.

В настройках каждого каталога Edit/Catalog Settings выбираем в какой момент запрашивать сохранять резервную копию (Backup). У меня стоит Every time Lightroom exits. Я не сохраняю backup при каждом выходе из Лайтрума, но так оно мне чаще вспоминается, что надо бы. И тут еще один важный момент! По умолчанию Лайтрум предлагает хранить backup во вложенной папке текущего каталога. Это вред. Вред не производительности, а сохранности. Помните, у нас один дядька по телевизору все про диверс… яйца в одной корзине говорил? Вот это оно и есть. Backup каталогов нужно хранить на физически отдельном диске. Я их храню на системном в User/Lightroom Backups. Стоит помнить, что туда временами надо наведываться и вручную удалять старые копии.


Поскольку мы все еще в настройках каталога, пара слов про XMP (Extensible Metadata Platform). Файл этого формата с расширением .xmp способен хранить все настройки, которые вы изменили или применили в Лайтруме для конкретного исходного файла. Отличие XMP от каталога в том, что это универсальный, читаемый множеством программ формат. Например, этим файлом можно сопроводить ваш RAW-файл, отдавая заказчику. Который, открывая его в том же Фотошопе, получит все ваши лайтрумовские настройки, но и сможет их изменять. Потом с помощью XMP можно экспортировать и импортировать рейтинг, метки, ключевые слова файлов хоть в Bridge, хоть в ACDSee. В настройках каталога можно выбрать «Automatically write changes into XMP» и файл с именем исходного и расширением .xmp будет автоматически сохраняться рядом с raw. Советую это делать обдуманно. Зачем мусорить, если не используете? Так как в любой момент для выбранных файлов можно нажать Ctrl+S и этот файл тут же сгенерируется.


Теперь об управлении средой.

Самые часто используемые модули Лайтрума – это Library и Develop. Долгий способ переключения - Ctrl+Alt+1,2. Запомните три клавиши: D – переключает в Develop, а в Library – G (режим сетки), E (текущий кадр).

Включение выключение фильтров (флаги, звездочки, цветовые маркеры). Раньше от «продвинутых» юзеров в поддержку Адоби был шквал запросов о вдруг пропавших картинках. Все из-за того, что народ забывал о включённой фильтрации. В третьей версии нас избавили от этой проблемы тем, что удалили память о фильтрах на корню. Теперь фильтрация автоматом выключается при покидании фолдера. Быстро включить – Ctrl+L.

Управление панелями. Верхняя панель прячется/появляется - F5. Кнопки F6,F7,F8 – нижнюю, левую, правую панели. Так же стоит обратить внимание на возможность настройки появления/пропадания боковых панелей при клике/наведении мыши. Нажмите правую кнопку мыши на полоске со стрелочкой для нужной панели и выберите удобный вариант.

Tab – быстро включает/выключает обе боковые панели. Shift+Tab – вместе с нижней и верхней панелями.

Кнопка T в режиме Grid (G) или Loupe (E) включает/выключает различные полезности для настроек. Там вы найдете переключение типа сортировки файлов по имени или времени создания. Это важно для снимающих один сюжет двумя камерами.

В режиме Develop я использую Solo Mode для правой панели (правая кнопка мыши на любом заголовке правой панели). Переключение между панелями Ctrl+1,2,3,4,5,6,7. Там же можете отключить не используемые.

Я собирался здесь отмечать только особенности не лежащие на поверхности, но при первом размещении этой статьи в своем блоге начал получать от читателей список часто используемых сокращений, как будто бы я их не знал и забыл упомянуть )). Хорошо пусть он будет, вдруг кому так легче до него добраться.

R – кадреж, Q – лейкопластырь, M – градиентный фильтр, K – кисточка.
V - перевод в ч.б.
Ctrl+` - создание вирт.копии,
\ - фильтры для поиска,
N - режим сравнения нескольких изображений,
С - сравнение до и после обработки.
Ctrl+Shift+C - копировать настройки, Ctrl+Shift+V - присвоить настойки одному или группе выделенных файлов (кнопки Copy/Past в Develop, также работают и в Library).
Про кнопки P и X для маркирования файлов я конечно знаю, но предпочитаю не использовать. См. ниже в описании. 

Если вы заставите себя на практике использовать этот список сокращений, скорость обработки большого потока изображений существенно ускорится. Выпишете их на стикер и приклейте к монитору.
Распечатайте или хотя бы просмотрите полный перечень у производителя:
help.adobe.com/en_US/Lightroom/3.0/Using/WS18e2013dd74eab5fe275e2711d1b186fe9-8000.html 




Ну и напоследок чуть более детально о моей технологии работы в Лайтрум.

Я не использую диалог импорта в Лайтруме для сбрасывания файлов с флэшек на hdd. Во-первых, это дольше; во-вторых, при перезаписи меняется дата создания файла на диске. Не время съемки, а именно время записи на диск. Сохранив ее неизменной я получаю возможность выбирать временные промежутки съемки прямо в программе файл-менеджере, не обращаясь к программам, читающим EXIF файла. Флэшки сейчас пошли здоровые, на 16Gb влазит несколько дней съемки, мне так легче их сортировать. 

Для перезаписи и вообще для работы с файлами на дисках компьютера использую Total Commander. В нем можно настроить не изменять время создания файлов и так же управлять буферизацией, ускоряющей перезапись как таковую. Помимо этого там куча довесов для упрощения работы с архивами, ftp-соединениями, имеется очень крутой инструмент для пакетного переименования, изменения атрибутов, времени создания и т.п. радостями системщика.

Сливаем флэшку на диск. Импортируем данные в каталог. Кстати, важная рекомендация! Не создавайте список каталогов с исходными данными в корневой директории диска. Всегда только во вложенном фолдере!
Например, E:\my.photo.2010 
и только внутри – E:\my.photo.2010\2010.05.27 Свадьба Маши и Саши.

Наличие общего головного фолдера облегчит вам возможную пересинхронизацию всех вложенных данных в случае изменения имени (буквы) физического диска. Не нужно будет синхронизировать каждую папку по отдельности.
И на предложенный мной формат даты в имени вложенного фолдера тоже обратите внимание. YYYY.MM.DD – только эта последовательность принимается и воспроизводится компьютером в списках в правильной возрастной последовательности.

Импортируем в Лайтрум с параметром Add. Я сразу присваиваю значения копирайта в поле Metadata. Надо заранее составить и сохранить соответствующий файлик в Metadata/Edit Metadata Presets. Также у меня выбрано значение автоматически генерировать стандартное превью для всех импортируемых файлов. Это происходит относительно быстро.

Следующий этап – выбор картинок (что пойдет в работу, что на выброс). В режиме Library, стрелками вправо и влево, листаем подряд картинки и помечаем те, что понравились – Ctrl+стрелка вверх, те, что на выброс – Ctrl+стрелка вниз. Важные дубли и спорные не трогаю. (upd) Почему я не делаю этого соответствующими кнопками X и P? Мой способ мне кажется более быстрым, он "слепой". Используется одна рука и она не путешествует по клавиатуре. Безусловно, что это преимущество будет оценено теми, кто работают с большими массивами данных. 

Еще одна тонкость. В Windows есть встроенная функция контроля залипания клавиш. Включается она пятикратным нажатием клавиши Shift. Что это дает? Дает удобство использования клавиши Ctrl при листании и селекции снимков. Двойной клик и Ctrl залипает (эффект подтверждается соответствующим звуком). И дальше весь процесс листания и выбора происходит без необходимости физически удерживать кнопку Ctrl. Это реально удобно и быстро, попробуйте. Стрелки вправо, влево – листание. Вверх, вниз – Flagget (P), Rejected (X). 
Главное не забывать контролировать отключение этой функции!!! 

На слабых компьютерах, для существенного ускорения прорисовки картинок при листании, следует отказаться от разворачивания окна программы на весь экран. На этом этапе выбора это часто допустимо. Сожмите окно хотя бы на треть, увидите, на сколько все станет быстрее.   

Затем фильтрую (выделяю) помеченные флагом (Ctrl+стрелка вверх) и отстраиваю для них full size preview.

Дальше более тщательная выборка с присвоением рейтинга звездочками (цифровая клавиатура в режиме NumLock, клавиши 0,1,2,3,4,5). Цветовые маркеры (там же: 6,7,8,9) я обычно оставляю для деления по месту, жанру, цвету или чб. Этот этап уже может быть совмещен с редактированием изображений. Используя клавишу Shift вы маркируете и переходите к след. кадру. Это же правило работает для практически всех т.с. помечающих клавиш, например, вместе с B - для помещения в Quick Collection. 

Инструменты я не буду описывать. Этот вопрос легче всего решается привычным методом тыка. Повторюсь, все, что выше это не инструкция по применению Лайтрума, это перечень маленьких секретов, обычно скрытых от недотошного пользователя. 


Все. Кстати, заметьте, мне кажется я удачно обошелся без единой картинки-иллюстрации =))


P.S. Про использование программируемой клавиатуры, например, для сокращения комбинаций клавиш доступа к разделам настроек в Develop (Ctrl+1,2,3,4,5,6,7). Я очень долго подбирал клавиатуру с боковым вертикальным размещением программируемых кнопок. Большинство производителей клавиатур эти кнопки размещает в верхнем ряду над функциональными F1-F12. Это неудобно, приходится махать рукой и подолгу держать ее на весу. Я перепробовал всем известные клавиатуры от Logitech и пару моделей от отечественной фирмы Oklick. В обоих случаях программное обеспечение, осуществляющее перехват управления, забирает на себя огромное количество процессорного времени. Тормоза и зависания гарантированны на любом самом производительном компьютере. А в варианте с Oklick прибавляется низкое качество изготовления. Купил две их клавиатуры, у обеих хотя бы одна клавиша сразу не отрабатывала клик, а через некоторое время программируемые клавиши у модели 400M разбалтываются и начинают задевать друг друга при нажатии. Вывод: я пока не нашел удачного решения этой задачи и вынужден заниматься пальцатой эквилибристикой.   

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ник Бостром предположил, что мы с большой долей вероятности существуем в мире-игре, созданном программистами будущего. https://habr.com/ru/post/516598/ Илон Маск, который, может быть и пройдоха, но отнюдь не глупец, предположил, что вероятность этого близка к ста процентам. ...
Не могу не высказаться, случай экстраординарный!!!!! Сложно представить Шойгу ...
  И тот  и другой, так высунули свои языки, что любой желающий может подойти и подёргать:) Ну а Чумак предлагал воду. Полезную, минеральную, да ещё и заряженную его волей и добрыми мыслями:) ...
Вадик вчера, крайне возмущенно: "Зачем ты раскрутила весь рулон туалетной бумаги, разорвала ее и раскидала по полу?!" Ну, то есть понимаете, каким уровнем самосознания интеллекта я обладаю в его глазах, если из всех обитателей нашего дома он в этих действиях заподозрил именно меня?! ) ...
#хроникикороны Как бы ни бурчал я на местные порядки "мирного времени", надо отдать должное: Германия в условиях пандемии ведет себя образцово. Несмотря на неразбериху и панику первой недели, немцы сумели быстро собраться, взять себя в руки и начать бороться с проблемой - Из пяти тысяч ...