Сравнение функциональности RAW-конвертеров
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Сравнение функциональности RAW-конвертеров](http://i33.photobucket.com/albums/d82/podakuni/Tutorial/RAW_Courses.jpg)
Фото — ©
![Сравнение функциональности RAW-конвертеров [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
Более подробно эту и другие темы, связанные с
RAW-конвертированием, будем обсуждать на курсе Работа с
форматом RAW в фотошколе
"Фотопроекта".
Сразу хотел бы сказать, это не сравнение результатов
работы разных RAW-конвертеров. Это именно сравнение
функционала программ: что в них на мой взгляд является сильными
сторонами, а что — слабыми.
Ещё одно дополнение перед тем, как мы начнём. Сразу отметаю
всякие вопросы, типа: "а почему эта программа рассмотрена, а вот
эта [здесь название RAW-конвертера] нет? Он тоже хороший!". Моя
позиция такова, что на сегодняшний день есть только три реально
мощных и конкурирующих друг с другом RAW-конвертера: Apple
Aperture, Phase One Capture One и Adobe Photoshop
Lightroom. Ну и ещё особняком стоит RPP, но про него
как-нибудь в другой раз, потому что он заслуживает отдельной
статьи. =: ) Всё остальное, на мой взгляд, по функционалу либо
очень бедное, либо корявое, либо ничем таким не выделяется, за что
его можно было бы ценить. Можете оспорить, охотно выслушаю ваши
соображения в комментариях. =: ) Такой вывод я для себя сделал на
основе соотношения многих факторов: юзабилити, скорости работы,
приемлемости качества результата, дружелюбности к пользователю,
дополнительных возможностей и так далее.
Adobe Photoshop Lightroom версии 3.0
Отрадно видеть, что, вопреки некоторым мнениям, Adobe не совсем
уж наплевать на Lightroom и они его улучшают. Хотя, конечно, делают
это намного медленнее, чем того требует рынок профессиональной
фотографии. Скорее они идут на поводу массовых запросов обычных
пользователей, что, в общем-то и понятно с коммерческой точки
зрения.
?
1. К несомненным и очень жирным плюсам Lr можно отнести
очень удобный и понятный интерфейс программы:
2. Второй неоспоримый плюс Lr — это реализация системы
каталогизации, сортировки и поиска файлов. На сегодняшний день это
одна из самых мощных и удобных систем такого рода. Для тех, у кого
большие библиотеки файлов — вещь просто незаменимая:
3. Реализация инструментов Crop & Straighten. Нигде я не
видел более удобного решения этих постоянно возникающих
вопросов:
4. Ещё одна мегаполезная вещь в Lr — это система History &
Snapshots. Наглядно и с большой пользой для дела. Ни у одной
программы из вышеописанной троицы нет таких удобных штук:
5. Ну и конечно, знаменитые инструменты Lr для
редактирования отдельных областей фотографии — Graduated Filter и
Adjustment Brush! Именно эти инструменты вывели в своё время работу
в RAW-конвертерах на новую высоту, значительно уменьшив обращение
фотографов к Photoshop-у. И именно эти возможности внесли
колоссальный вклад в лидерство Lr на рынке RAW-конвертеров:
6. Ну и нововведения тоже радуют. =: ) Модуль коррекции
дисторсий, привносимых объективами в картинку, хоть и "съедает"
детализацию, но работает довольно хорошо, наравне с новыми
"шумодавом" и Post-Crop Vignetting:
7. В финале хочется упомянуть, что в Lr очень удобно
реализована система работы с группами кадров, так что обработка
большого количества фотографий становится если не совсем простой,
то уже не такой тяжёлой и обременительной, как в других
RAW-конвертерах.
?
К минусам Lr можно отнести все старые болячки:
1. Плохая работа с отдельными цветами. То, что сейчас есть —
это всё-таки пока костыль, а не инструмент работы с раздельными
цветовыми каналами. И это особенно заметно если нужно
корректировать близкие цвета, например — поправлять цвет кожи
людей, сфотографированных на фоне розовой стены: тот
инструментарий, что сейчас есть в Lr, не будет разделять эти цвета,
даже если они на глаз и разные.
2. Крохотное окно для тональной кривой (спасибо, что хоть
нормальная мастер-кривая появилась, а то ведь позорище было!) и
недоступность поканальных кривых. Не совсем удобные боковые панели,
в которых нужно прокручивать инструменты вверх-вниз (это ложка
дёгтя в удобном интерфейсе).
3. Слишком малый набор параметров, которые можно менять при
помощи Graduated Filter и Adjustment Brush (всего лишь 7:
Exposhure, Brightness, Contrast, Saturation, Clarity, Sharpness и
Color):
Phase One Capture One Pro версии 5.0.33
Продукт вышел давно и уже снискал себе славу чуть ли не самого
крутого RAW-конвертера по качеству работы. Если честно, то прямо уж
такого сильно отличного от других участников теста качества я не
наблюдаю (в чём-то лучше, в чём-то хуже), но это тема для другого
разговора, как я уже говорил раньше. Хотя многие вещи действительно
на мой взгляд выполняются деликатнее, чем у конкурентов (например —
повышение чёткости картинки или борьба с хроматическими
абберациями).
?
1. К плюсам однозначно можно отнести гибко настраиваемый
интерфейс. Можно самому, в произвольном порядке (что бывает весьма
важным в работе), набирать нужные вам для работы инструменты:
2. Гигантский плюс С1 — это модуль Color Editor, что в
режиме Basic, что, тем более, в режиме Advanced. Это те
инструменты, которых мне очень-очень не хватает в других
программах. Цвета можно выбирать очень точно пипеткой, можно
задавать разброс редактируемых цветов и мягкость границ
редактирования:
3. Колоссальный плюс C1 в удобных и точных инструментах
Curves и Levels (поканальных):
?
К минусам С1 можно отнести следующие вещи:
1. Низкая скорость работы, увы. С ним хорошо делать 5-50
кадров, но если речь идёт о 100-500 и более, то C1 начинает сдавать
свои позиции. Хотя, конечно, "пятая" версия этого продукта просто
реактивная по сравнению с "четвёртыми", но осознание этого факта не
сильно помогает в работе с большими проектами.
2. Низкодетализированная прорисовка картинки при
редактировании параметров в программе. Как только двинешь
какой-нибудь движок, так на экране пару мгновений видишь превью
низкой детализации. Это очень напрягает, особенно при работе с
большими массивами фотографий:
3. Отсутствие каталогизации как класс. Не то, чтобы это меня
сильно уж печалило, но с большими объёмами файлов работать будет
очень сложно.
4. Отсутствие возможностей работы с отдельными зонами
изображения. Это самый большой и жирный минус С1. То есть, если
где-то что-то выбилось в картинке, то надо будет либо приводить всё
изображение по всей фотографии к единому знаменателю
(соответствующему выбившейся области), либо делать два "перегона"
одной карточки и потом в Photoshop-е складывать результат из двух
картинок...
Apple Aperture версии 3.0.3
С недавним обновлением до "третьей" версии эта программа
совершила мощный рывок вперёд. Смотрите сами.
?
1. Интерфейс довольно удобен, но не более того. Что радует —
так это большое количество доступных инструментов, которые тоже
можно выводить на панель в произвольном количестве:
2. Самые удобные в трио поканальные кривые (хе-хе, особенно,
если учитывать что в Lr до сих пор только одна мастер-кривая):
3. Но! Главный плюс не в том, чтобы сделать картинку,
например, ярче при помощи кривых. Это сейчас могут все. Самый
большой козырь Aperture в том, что любой вышеописанный инструмент
можно "повесить" на кисти (локальные воздействия):
4. И при этом, у самих кистей огромное количество грамотно
реализованных настроек:
5. Модуль работы с цветовыми каналами тоже решён неплохо.
Конечно, не так, как у С1, но тоже с выбором цвета пипеткой и с
редактированием разброса цветов:
6. Но и это всё меркнет с той же самой возможностью
"посадить" и этот инструмент на кисти:
?
Минусов у современной Aperture не так много, но главный на сегодня
это:
1. Aperture работает только на Mac! Мне-то это всё равно,
как вы понимаете. =: ) Но если бы не было этого ограничения, то Lr
пришлось ох, как не сладко в конкурентной войне.
2. По скорости работы Aperture проигрывает Lr (хотя и
немного выигрывает у С1), что для такого уровня продукта не есть
гуд.
Некоторые выводы
Здесь, в этом разделе, содержится моё личное мнение. =: )
Дополняйте или опровергайте, я буду только рад вашим
соображениям!
Во-первых — конечно, любой материал здесь не означает, что нужно
срочно бросать все остальные RAW-конвертеры и переходить только на
один из этой троицы. Работайте на том, что вам удобно, понятно,
доступно (нужное подчеркнуть). =: )
Во-вторых, я бы на сегодня назвал победителем по функционалу
Apple Aperture. Если бы ни "одно но", связанное с ограничениями по
аппаратно-программной части и скорости работы.
В-третьих, сам я работаю попеременно во всех этих программах,
используя каждую под свои задачи: C1 под единичные проекты, в
которых много возни с цветом и если потом карточки всё равно будут
редактироваться в Photoshop-е; Lr — под массовые обработки больших
потоков; а Aperture — для творческих экспериментов. =: )