О том, как формируются потребности на примере электромобилей

топ 100 блогов anlazz02.12.2023 На самом деле электромобили электромобили являются несколько более "старым" видом транспорта, нежели автомобили. Это - в целом общеизвестный факт, но имеет смысл повторить его еще раз. Итак, первый "экипаж, движимый электричеством, получаемым от аккумуляторов", появился в 1881. Напомню, что Бенц и Даймлер запатентовали свои "самобеглые коляски" в 1886 и 1885 годах соответственно - ко времени, когда "электрички" уже начали строить массово. Поэтому изначально казалось, что победит именно эта технология: против чадящих, тарахтящих, а главное - потрясающе ненадежных бензиновых машин электромобили начального периода выглядели просто блестяще.

Но уже в 1910 годах ситуация начала кардинально меняться. В том смысле, что если в конце XIX века электромобили и автомобили "делили" рынок примерно пополам (для США), в 1910 году "электрические машины" составляли уже только треть всех продаж, а к 1920 году исчезли практически полностью. Почему? Да по одной простой причине: дело в том, что гораздо выгоднее прямо переводить энергию, вырабатываемую от сжигания органического топлива во вращение колес, нежели вставлять в данную цепочку ряд дополнительных звеньев. В виде генератора-аккумулятора-электромотора, а так же сопутствующих им преобразователей с одного напряжения на другое. (А для зарядки АКБ еще и с переменного тока на постоянный. Впрочем, в ранний период в "сети" был постоянный ток, так что эта проблема отпадала, но уже с 1910 гг. началось триумфальное шествие "переменки".)

Ну, а самое главное: энергоемкость бензина составляет 45 МДж*кг. А энергоемкость аккумуляторов - для кислотных порядка 150 КДж*кг, для литиевых - 1,5МДж*кг. То есть, даже в случае применения последних придется возить с собой в 30 раз больше топлива. (Тут, конечно, есть еще разница в преобразовании - КПД ДВС составляе 30%, КПД электродвигателя - 90%, но для указанных величин это не особенно важно.) Поэтому как только надежность двигателей достигла определенного предела за счет совершенствования технологии, электромобили очень быстро начали сходить на нет. И уже в конце 1920 годов о них мало кто помнил.

Однако указанный критерий, конечно же, важен - но есть очень многие моменты, когда он перестает быть определяющим. Например - в случае, если экипаж используется для поездок на небольшие расстояния небольшого количества людей. Что с того, что современный легковой автомобиль может проехать на полном баке километров 500 и при этом перевезти полтонну груза, если "основное назначение" его - возить хозяина на работу и с работы по 30 км. в день с пустым багажником. А то, что "основное назначение" действительно является основным: средний пробег "кара" в день - именно 30 - 40 километров - стало понятным уже с в 1930 годах, после начала массовой автомобилизации.

Поэтому с этого времени предпринимались неоднократные попытки вновь ввести электромобили в оборот. Потому, что еще раз: эти машины, во-первых, проще и надежнее авто. А, во-вторых, потенциально дешевле - даже с учетом АКБ. Ну, и в-третьих: у них отсутствует "выхлоп" - не "в целом", "в целом" как раз загрязнение окружающей среды от угольных электростанций гораздо выше, чем от автомобильных моторов, но в "конкретном  месте". Поэтому очень многим казалось, что электромобили реально имеют все шансы "вернуться в строй" - да, не в виде "суперкаров", но, например, в качестве "ежедневного городского авто", в виде "развозных машин" (тут пробег выше, но не намного), и даже в виде такси. (Заряжать которых можно во время ожидания заказов.)

Но нет, все попытки оказывались тщетными. И в 1930 годы, и в 1950, и в 1960 - на фоне общего увлечения "технологиями" тогда казалось, что вот-вот, и начнется время электрических машин, и в 1970 после подорожания бензина, и в 1980 во время общего увлечения "экологией", и 1990, и в 2000 это сделать не удалось. Ну, вот не желал "обычный человек" брать рационально ему полезную и более дешевую в эксплуатации технику при условии, что она не выдает неких "предельных параметров".

Это, кстати, и к автомобилям относится: всегда удивляла та дрочка - по другому не скажешь - на "время разгона до 100 км/ч у негоночной техники. Потому, что для нормальной городской - да и междугородней езды - этот параметр, наверное, последний по значимости. Разве что "стритрэйсеры" должны обращать на него внимание - но нет! "Слабые авто" всегда оказывались внизу "покупательского внимания" - несмотря на то, что объективно они были наилучшими. (А вот автомобили с завышенными - относительно условий их использования - параметрами, наоборот, всегда вызывали повышенное внимание, включая и покупки. В том смысле, что люди залезали в кредиты - но приобретали вожделенную "тачку" с огромным расходом топлива и прочим "оверсайзом".)

Короче, электромобили закономерно "пролетали", несмотря на все свои реальные преимущества. Потому, что они совершенно не вписывались в ту систему "формирования потребностей", которая и правила бал на "авторынке". Потому, что люди "не просто так" отдавали последние деньги за "крутую машину" - а делали это благодаря очень сложной и мощной системы "формирования потребностей". Коя "рисовала образ" "крутого парня" именно с "роскошной тачкой" в гараже. Да, это не фордовские, мерседесовские и тойотовские инженеры обеспечивали нужные параметры машин - это Голливуд, глянцевые журналы и популярные певцы определяли: куда все это пойдет.

Вот, кстати, забавный пример подобного: когда инженер Делореан решил создать свою "инженерно-рациональную машину"  DMC-12, он - совершенно закономерно - "пролетел". В том смысле, что - несмотря на множество реальных преимуществ - этот автомобиль оказался никому не нужен. (И он разорился.) Как говориться: не первый и не последний. В смысле - инженеры пытались "выйти из тренда" все время "массового автомобилизма", начиная с 1930 годов. И всегда - да именно ВСЕГДА - это проваливалось. Потому, что важнейшим лицом в деле продаж машин является не инженер, и даже не директор по маркетингу, а кинорежиссер.

Так вот - к величайшему сожалению для Делореана этот самый режиссер обратил внимание на его творения уже после разорения и закрытия производства. Да, речь идет о Роберте Земекисе и его фильме "Назад в будущее". Который превратил DMC-12 из очередного примера лузерства в культовую машину - которой она остается и по сей день. Как говориться: случись это на три (! всего три!) года раньше - и "Делореан" мог бы стать примером бизнес-успеха с миллионными продажами. Но нет - не повезло!

Так вот, возвращаясь к нашим баранам - в смысле, электромобилям - стоит сказать, что с ними случилось то же самое, но только "в положительном ключе". В том смысле, что когда Запад в виде своих "лучших люде" в начале 2010 годов решил - после долгого перерыва - обратиться, наконец-то, к "физическому производству", и вновь вернуть себе место "мастерской мира", он в качестве одной из базовых технологий для этого выбрал именно "электромобилизм". Расчет был простой: автомобили "классические" азиаты, конечно, делают лучше и дешевле. Но вот новую технологию-то они освоить не смогут - они будут ждать, пока "белый человек" ее обкатает и внедрит. ("Эти косоглазые обезьяны не способны на творчество!".)

А значит, США и Европа будут иметь фору, которая и станет способом вернуть былое превосходство. (Это относится и ко всей "зеленой дури" вообще.) Поэтому была начата массированная и крайне дорогостоящая программа формирования потребности в данных вещах. Именно так: для пропаганды электромобилей были задействованы не только "обычные" рекламные каналы. Нет, в нее были введены "научные" и "научно-популярные" центры, масса "обычных блогеров" (кои, например, доказывали, что "вопрос энергоемкости" не важен), различные "медийные лица". Более того: была развернута необычайно мощная программа субсидирования, в результате чего, например, зарядка электричеством на начальном этапе оказалась бесплатной. (Ну, а почему бы нет? Все равно электричество делается из "русского газа", а русским можно просто не заплатить.)

Итогом всего этого оказалось то, что электромобили - впервые за 100 лет - начали обгонять по продажам своих бензиновых собратьев. Хотя "с технической точки зрения" для них ничего не изменилось. Но техника - это не просто вторично, а глубоко вторично в "плане продаж". А вот то изменение психологии, выведение "владельцев электрокаров" в качестве "крутых пацанов" - то есть, лиц с "высокой популяционной ценностью" (по Мараховскому) - это первично и бесценно. Поэтому рынок электромобилей растет, а рынок автомобилей - падает, хотя все недостатки "электрической технологии" остались на месте. Более того: электромобили продаются сейчас дороже, чем автомобили со сходными параметрами - и оказывается, что цена тут вообще не имеет значения. (На самом деле она всегда "при рынке" намного менее значима, нежели принято считать. Но об этом надо говорить уже отдельно.)

Правда - вот ирония Истории - главная цель в виде "возвращения производства на Запад" тут так и не была достигнута. Потому, что оказалось, что азиаты "в техническом плане" гораздо более продвинутые, нежели сами "белые люде". И могут развернуть производство электромобилей и комплектующих для низ гораздо быстрее, нежели официальные обладатели "высокого интеллекта и свободы творчества". (В результате чего даже те электрокары, что производятся на территории ЕС или США имеют "начинку", сделанную в Китае, Южной Корее, Тайване или, в крайнем случае, Японии.)

Ну тут уж ничего не поделаешь: если десятилетиями "белые" специализировались на магии-обмане, то почему они должны лидировать в производстве. Но вот обмануть покупателя, подсунуть ему гораздо менее "продвинутую" (по параметрам) технику в виде более "продвинутой" в данном случае удалось идеально. Впрочем, ладно - как уже было сказано, эти самые "параметры" для среднего горожанина - последнее, что должно его интересовать. А так, электромобиль в любом случае пригоден для перевозки его зада на 30-40 км. в день без особых проблем. (Ну, если не брать северные районы, конечно - но их можно честно не брать, там мало кто живет.)

Так что можно сказать, что "пластмассовый мир" в очередной раз победил, в очередной раз показав: что реально нужно "потребителю на рынке". ("Чувствовать себя как можно более крутым" - если кто не понял.) Со всеми вытекающими отсюда последствиями...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пролог Еще бывает вкус детства. Это запахи и вкус блюда которое ты помнишь из детства. У меня такого блюда никогда не было. Любимого не было, а вот не любимое есть. Из школы меня забирал дед. У него было странное представление о еде. Сначала мы шли с ним в магазин, там он покупал мне ...
«Правильное засыпание» – это наука, которая требует к себе не меньшего внимания, чем «правильное пробуждение». По статистике, большая часть людей просыпается в том же настроении и с теми же мыслями, что и засыпает. Именно поэтому очень важно засыпать правильно. Время года играет немал ...
Ну вот, начинаю, можно сказать, с юбилейной фотографии - 100 , практически треть. Могу сказать, что это уже вошло в привычку, без каждодневной фотографии никуда. Одна из сегодняшних, будет поводом для рецепта, ну да вы сами все увидите и прочитаете ...
Минутка   просвещения. Все  вы  знаете,   что     укропских        ТЦКашкников  сейчас  все  называют   "людоловы" .   Однако      не   ...
Пам’ятаю, рік тому нам обіцяли Європу. Обіцяли європейські зарплати, скасування віз, свободу слова, справедливе судочинство, прозорість і контрольованість влади, остаточну перемогу над корупцією. Ну там ще багато чого обіцяли. У мене є лише одне питання: де? Де це все? Чи то я дебіл чи то ...