О телесериалах в целом (и GoT, конечно же)

Давайте немножко отвлечёмся(на секундочку) от «Игры престолов» и поговорим о сериалах как таковых.
Вернее, о чём могу говорить я — так это о собственном их восприятии. О том, какие меня зацепили — и до какой степени. Но тут, правда, нужно делать поправку на то, что иногда у меня случается наплыв всяких мелких бытовых дел, вроде спасения галактики, и приходится отвлекаться от сериала, а потом бывает под вопросом, вернусь или нет.
Но вот упомяну несколько англоязычных, которые произвели хорошее впечатление в последние годы. Занятно, что многие из них — производства HBO.
“Викинги». Отсмотрел первый сезон, не без удовольствия, но на втором, честно, уже немножко заскучал. Нет, всё добротно, красиво — но просто надоели чуток. Всё режут да режут друг дружку, предают да кидают — и для них-то оно увлекательная рутина жизни, поскольку они в гуще всего этого, но я всего лишь зритель. Хотя, может, и продолжил бы смотреть — но отвлёкся тогда.
«Чёрное зеркало». Посмотрел первую серию — и вроде ничего, жёсткий такой стёб с элементами зоофилии. А вторая — как-то никак не зашла. Бросил. Может, и зря, может, потом бы и привык, но — у меня маловато свободного времени, чтобы «приучать» себя к тому, что сразу не зашло.
«Во все тяжкие» (Breaking Bad). Вот тут — просмотрел все сезоны с интересом. И мне, в общем-то, не важно было, чем кончится (ясно, что ничем хорошим), но занятно было просто смотреть.
«Рим». Тоже — с неослабным вниманием просмотрел оба сезона. Хотя, должен признать, всё же много есть откровенно «клюквенных» таких ходов, сюжетных твистов, сделанных лишь затем, чтобы удивить зрителя, но абсолютно нереалистичных. Ну вот этот парень, который Цезарь — он, вроде как, опытный политик, большой интриган, и знает, сколько у него врагов. Совершенно невероятно, чтобы он, как лох, подставился, придя в сенат без охраны и позволив себя заколоть. Тем не менее, сериалу можно простить такое насилие над логикой, за общую его добротность.
«Westworld”. Интересно, стильно. Посмотрел первый сезон — а когда вышел второй, то вот как-то не раскачался. Может, потом как-нибудь.
«Лучше позвоните Солу». Спинофф-приквел от Breaking Bad. Нормально сделан, но, честно, борьба адвоката за права престарелых — дело социально полезное, однако не очень увлекательное при взгляде со стороны. Серий пять осилил — ну и это не упрёк шоу, это просто дело вкуса.
«Клан Сопрано». Честно, вообще не зашло. Посмотрел первую серию, воздал должное игре актёров, работе операторов и всё такое, но, как бы, это совсем несерьёзно для реальной драмы про мафию — и недостаточно смешно для пародии на «Крёстного Отца».
А вот недавно решил посмотреть совсем уж «палеолит», «Друзей», которых раньше видел очень «урывочно», но и сейчас посматриваю по две-три серии за раз, для поднятия настроения.
Ну и ещё Саут-Парк, конечно. Правда, последние сезоны — уже немножко так блекловато воспринимаются, по сравнению с более ранними, где были просто шедевральные серии. А здесь решили нанизывать серии сезона на единую сюжетную линию, и это имеет свои плюсы, но имеет и жирные минусы. Да и вообще, запарили эти ребятишки сидеть в четвёртом классе последние десять лет.
И вот как на этом фоне лично для меня смотрится Игра Престолов, которая «убита», «разрушена», «погублена» этими «ленивыми» и «тупыми» D&D?
Да охрененно смотрится. То есть, при первом просмотре — некоторые места казались затянутыми, нудноватыми или натужными. Ну, похождения Арьи в Бравосе в этой школе мокрушников-тихушников, вояж Джона с другими «воронами» за Стену (кроме, конечно, сцены в пещерке с тёплой ванной), дорнская линия с этими довольно дурацкими «змейками». Некоторые моменты с Дейнерис казались излишне пафосными — но они такими и создавались, именно чтобы обрисовать её характер и подготовить зрителя к тому, что она может учудить во имя высоких идей.
Потом, однако, при повторном просмотре (а иногда — и более чем повторном) — даже скучные эти места как-то «наполнялись», когда начинал больше обращать внимания на детали, и выяснялось, что там всякое «жу-жу-жу» неспроста.
Что до последних двух сезонов — ну, хочется покрутить пальцем у виска, лишь когда речь идёт о военном планировании и тактике. Там — совершенно фантастические какие-то вещи случались.
Вроде того, что шестьдесят тысяч войска запирают восемьдесят тысяч в осаждённом городе, тут на помощь осаждённым подходит ещё двести тысяч, осаждающие сами оказываются в кольце, но тем не менее умудряются наголову разбить противника, взять город и множество пленных.
Впрочем, нет, это в «Риме» было. Осада Алезии.
А в «Игре Престолов» - ну, в баталиях тоже случались довольно удивительные вещи. Которые иначе как магией объяснить нельзя, но толком не объясняется (впрочем, и Цезарь не объяснил, какую магию использовал против галлов).
Иногда же — присутствует, как мне кажется, и некоторый элемент издевательства. Но не над здравым смыслом и не над ожиданиями фанатов — а несколько более широкого плана и глубокого уровня.
Ну вот не секрет, что нашествие Долгой Зимы и Короля Ночи, общей лютой угрозы, перед которой все должны сплотиться — воспринималось как метафора Глобального Потепления. Использовалась аллегорически борцунами с Глобалвормингом — напропалую. И не важно, что там зима, а здесь жара, а важно, что общая угроза, очень страшная, и всё надо бросить на алтарь борьбы с нею.
Честно, то, как легко грохнули этого Короля Ночи — расстроило не только левачков, топящих за борьбу с ГП, но и моего Лёшку. Он ожидал чего-то более эпичного, чем девочка с ножичком. Да и тактика защитников Винтерфелла расстроила его как довольно квалифицированного «тоталворриора».
Но мы поговорили, и он признал, что в этом что-то есть. Мол, люди — вы дурачки, чи шо? Ну какая, нахрен, погибельная угроза для всего живого на Вестеросе? Вы представляете, сколько раз это могло затеваться в прошлом, нашествие нелюди и «наледи» - а Вестерос всё жив-здоров. Значит, каждый раз что-то останавливало это нашествие. И пофиг, чего-то там всякие пророчества про Азора-Ахая гласят — и при самой дебильной тактике жизнь сумеет за себя постоять против нежити.
Собственно, как и с Глобальным Потеплением. Какие, нахер, катастрофические последствия повышения уровня углекислоты? Бывали моменты, когда этот уровень превышал нынешний на порядок и более. А жизнь на Земле — процветала в такие моменты.
То есть, конечно, художественное творение такого уровня — не опускается до прямых аналогий с актуальными нашими делами. Как и «Властелин Колец» не презентует себя как конъюнктурную аллегорию Второй Мировой. Но некоторые деликатные параллели — всё же есть в обоих случаях.
И нужно понимать, что журналистская и критическая общественность — она в основном представлена людьми довольно левых взглядов, которые активно топят за борьбу с Глобалвормингом.
Поскольку же они не конченые идиоты, всё же — они прекрасно поняли намёк от HBO и D&D. Что это — бунт против «линии партии». Вот это «зевотное» усилие, достаточное для сокрушения такого страшного-страшного Короля Ночи, чья угроза выстраивалась семь сезонов. И напоследок — цветочек из-под снега, когда Джон с одичалыми идут на север. Ведь зима отступает, потепление идёт, и потепление — это хорошо, а не плохо.
Это они поняли — и потому так ярятся. По идеологическим, а не художественным причинам.
То же самое — и образ Дейнерис. Сильная женщина, икона феминизма, освободительница рабов, защитница угнетённых, мудрая правительница, грозная и строгая, но справедливая... И «вдруг» - она оказывается маньячкой, которая под «освобождением» понимает полное подчинение людей под страхом неминуемой, тотальной и лютой расправы.
Недопустимый, конечно, афронт для тех, кто верил в торжество социальной политики от Дейнерис Таргариен, изначально барышни в высшей степени сострадательной и благонамеренной, верящей в свою светлую звезду и великую судьбу.
Впрочем, не первый такой афронт в истории «фэнтази» (честно, применительно к вещам такого уровня — лучше бы избегать решётки жанровой классификации).
Это очень созвучно тому, что сказал Гэндальф Фродо, когда тот предложил ему взять Кольцо. «Конечно, я сумею всех защитить и спасти — чтобы сделать их своими рабами». Ну и самому стать рабом своего Всевластья.
У Дейнерис вместо Кольца — драконы. Тоже абсолютное оружие, позволяющее всех спасти, всех защитить, сокрушить всех врагов — чтобы самой стать заложницей своей «великой миссии».
И если Гэндальф просто обозначил, будучи мудрецом, что так будет даже с ним и потому не может он взять Кольцо, то на примере Дейнерис — показали, как именно оно происходит. Очень хорошо показали. Очень достоверно. Если же кто-то не понял и не ожидал такого «поворота» в её персонаже, что вот только-только будто бы она радела за всё хорошее и светлое, за «да не прольётся слезинка ребёнка», а тут палит почём зря Королевскую Гавань, со всеми детьми всех сословий — ну, словами Рэмзи Болтона, you haven't been paying attention, и создатели тут точно не виноваты.
Так или иначе, чисто художественно — шоу выше всяких похвал. Во всяком случае, лучше очень многих других шоу, которые тоже хороши, но всё-таки понравились меньше. А тут, если что-то и «проседает» - то не до оскомины всё же. И даже элементы «фан-сервиса» - довольно изящно и мило вкручены. Не в ущерб смыслу и сути творения, не в ущерб его философской смелости, являющей собой изрядный вызов тоталитарному социалистическому мейнстриму, который слишком обнаглел даже в США и нуждается в хорошем пиздинге.
Ибо социализм, теократическая деспотия, оправдываемая «заботой об общем благе» — это извечная угроза для свободного развития человечества, и она всегда должна пинаться, насколько возможно (создатели сериала, возможно, не согласятся с тем, что на месте Дейнерис Таргариен в нашем мире должна оказаться Оказия-Кортес — и я не стану с ними спорить).
В общем, «Игра Престолов» - это реально очень круто, от первой серии и до последней. В моём восприятии.
Когда же слышишь нытьё вроде «Ай, финал так порушен, против наших ожиданий, что теперь ясно: мы зря потратили восемь лет своей жизни» - недоумеваешь: «Чел, ты больной, что ли? Кто тебя за какое место тянул, тратить время своей жизни на просмотр сериала? Это — развлечение!»
Ну и вот я, повторю, посмотрел целиком только первый сезон «Викингов». А потом — как-то наскучило, приелось. Но от того, что я посмотрел — получил удовольствие. За что благодарен создателям.
То же самое могло быть и c “Игрой Престолов», если б не пришлось, не зацепило. Но — зацепило. Хотя, естественно, в первых сезонах — я смотрел этот сериал, вовсе не парясь тем, кто там окажется, в конечном итоге, на Железном Троне.
«О нет! Роберт Баратеон погиб на охоте. А Джоффри — такой засранец. А Станнис — вроде как и правильный наследник, но слишком уж солдафон. И война между ними будет. Как это отразится на качестве питания и продолжительности жизни простых людей Вестероса?»
Да хуёво отразится, знамо дело. Но — это будет интересное зрелище, окей. Мы увидим много страданий людей, как «сложных», так и простых, мы получим возможность «послезиться», а значит — духовно возвыситься. Для этого ведь и существуют что реальная история, что фэнтазийные драмы. Чтобы мы смотрели — и сопереживали.
И облом был бы, если б там во втором сезоне кто-то очень правильный сел бы на Железный Трон и прекратил бы эту увлекательную бойню, на которую нам так приятно смотреть, тешась своим состраданием.
Но вот создатели протянули восемь сезонов, которые все были весьма интересные. Даже последние, где затруднительно было уже вводить каких-то новых важных персонажей, а нужно было закруглять, замыкать имеющиеся линии.
И когда говорят, что последние серии восьмого сезона были «провальные» - ну да. Именно по этой причине они побили абсолютные рекорды просмотров. «Мыши плакали-кололись». И - «ебу и плачу».
|
</> |