О значении Девятого Мая
artyom_ferrier — 08.05.2019
9 мая каждого года мы отмечаем действительно очень значительное военное событие, ставшее, без преувеличения, судьбоносным для истории Европы и мира.
Некоторые говорят, что это день скорби, когда положено лишь оплакивать павших и просвещать друг друга на предмет того, как ужасна война.
Иные же говорят, что это радостный день победы, ибо если б победила та сторона, а не эта, то многие люди вовсе не родились бы, а родились бы какие-то другие люди.
Я же считаю, что это день победы здравого смысла над авантюризмом и самоуверенностью. Конечно, жаль павших воинов с обеих сторон (ведь того требуют приличия, несмотря на давность лет), но этот поход на Восток не мог кончиться иначе, нежели разгромом завоевателя. Не мог и не должен был.
Сложно сейчас, в наши дни, судить о моральности экспедиции Красса в парфянские земли. В те времена оправданием агрессии могла служить сама по себе её физическая возможность. Но что точно, Красс сильно переоценил именно эту возможность. И тем совершил преступление против логики, которое никогда не должно оставаться безнаказанным.
Он, Марк Лициний, был талантливый бизнесмен и ловкий политик, но никудышный военный лидер. Что он мог бы понимать и не лезть туда, где мало смыслил — когда б не тщеславие и не головокружение от победы над Спартаком.
В Парфии, однако, его ожидала не пёстрая люмпенская вольница, собранная из Юпитер знает кого, а вполне профессиональная армия, хорошо снаряжённая и подготовленная к действиям в специфических местных условиях.
Зная это, было безумием тащить легионы в ближневосточные пустыни. Пусть и лучшая пехота на земном шаре, они были бессильны на открытом пространстве против стрелковой конницы.
А если уж и нападать на конницу легионами — следовало придать им множество скорпионов, которые одни только и могли оказать эффективное противодействие катафрактариям.
Следовало нанять тех же нумидийцев, чтобы обеспечить легионам конное прикрытие, по мобильности не уступающее противнику.
Красс не позаботился об этом — и результат закономерен. Девятого мая 53 года до Вифлеемской Звезды в решающей битве при Каррах парфянский полководец Сурена с десятью тысячами конницы наголову разгромил шесть римских легионов.
Это было не только одним из самых горьких военных поражений во всей римской истории (для сравнения, в Тевтобургском лесу Варр потерял всего три легиона), но и краеугольным камнем в фундаменте римско-парфянской дружбы во все последующие века.
Римляне потом не раз и не два (а этак дюжину раз) силились взять реванш, порою даже захватывали Ктесифон, столицу Парфянского царства, но парфяне уже убедились в том, что могут побеждать римлян, а потому не намерены были становиться римской провинцией ни при каких обстоятельствах.
И для Рима поражение при Каррах имело, если вдуматься, не столь трагические последствия, как может показаться на первый взгляд. Ведь если б Крассу удалось тогда покорить Парфию — Рим гораздо раньше сделался бы «суперимперией», которая неизбежно обречена была скатываться в деспотизм просто в силу своей административной громоздкости.
Так же для Рима сохранились не только непокорённые, сравнимые по экономическому и военному могуществу конкуренты, в лице парфян (а конкуренция — всегда хорошо), но и возможности здорового социально-политического развития, когда общественные деятели руководствуются личными амбициями, а не унылой пошлой заботой о «стабильности державы».
Без этого, без самозабвенной грызни элит — не было бы того классического задорного Рима, который мы знаем и любим. Поэтому, может статься, Риму пошёл на пользу первый и потому определяющий провал в покорении Парфии. Сопутствуй Крассу удача — Рим мог бы скатиться в доминат гораздо раньше.
Поэтому, хотя обычно я «болею» за римлян (воздавая, впрочем, должное достойным их противникам), но в данном случае — молодец Сурена. За него стоит поднять бокал-другой.
Ну и та победа, что состоялась тоже девятого мая, но в двадцатом веке — примерно та же история. Тоже победа здравого смысла над самоуверенным авантюризмом.
Действительно, если громогласно провозгласить урождённое превосходство своей нации и заявить претензию на мировое господство этой нации — не стоит потом удивляться, что тебя пинают со всех сторон, и даже непримиримые дотоле враги объединяются ради этого увлекательного занятия.
Не так уж важно, что в числе победителей оказались большевики (включая моего дедулю), а важно, что побеждён был национал-социализм.
Да, лишь одна из форм социализма, отправленная в утиль первой (ну, после анархо-социализма в духе Сен-Симона). Но лучше, чем ничего. Прочие формы социализма — присоединялись к тому кладбищу идей по очереди, а иные — до сих пор в очереди. Но та война показала, что даже таким работящим и креативным ребятам, как немцы, не удалось сделать нечто путное на основе социалистической идеи.
И есть вещи, которые доказать может только война.
Один мой приятель сказал как-то: «Война, безусловно, ужасна, но не будь войн — миром безраздельно правили бы пиздоболы. И нынче-то шелкопёры и пропагандоны слишком много о себе думают, но не будь хотя бы теоретической угрозы проверки их краснобайства военной практикой — мы бы очень быстро превратились в первобытные племена под властью шаманов с их песнопениями. Очень убедительными, до тотального оргиастического экстаза — покуда не приходит дядя в пробковом шлеме да с револьвером и не дырявит тому шаману башку нафиг. И не важно, какие были права у того дяди, чтобы так делать, и был ли он нравственной личностью. Важно, что у него был револьвер. Как продукт цивилизационного развития, основанного на науке, а не пиздобольстве».
Так или иначе, в этот день я пью за здравый смысл.
|
</> |