
... извращения (424) OV-10A Bronco

переделка боковика из Варпайнта на «Бронко»

OV-10A-40 сер.№ 68-3785 (зав.№ 321-111), очевидно, из состава 23-го TASS / 56-го SOW, на котором в начале 1975 командир указанного авиакрыла колонел Перри Дж. Дал совершил свой последний, 102-й боевой вылет в Юго-Восточной Азии.
нередактированный вид сверху оттуда же

Перри Джон Дал, 1923 г.р., канадец по рождению и американец по гражданству (родители перебрались на юг, когда он был младенцем).
В 1940 во время учёбе в последнем классе школы записался в Национальную Гвардию Вашингтона (который штат) и был определён в состав 41-й пехотной дивизии.
Потом начал учёбу в университете, но после начала войны мобилизован.
26.9.42 году записался на лётную подготовку по линии армейского резерва и 22.6.43 получил «крылья» военного лётчика, потом ещё пару месяцев тренировался, после чего получил строевое назначение.
Звания: 17.6.40 – рядовой <2-го класса> Национальной Гвардии; 1942 – курсант (рядовой?) резерва; июнь 1943 – 2-й лейтенант резерва; февраль-март 1944 – 1-й лейтенант; где-то зимой 1944/45 – капитан; в 1954-55 гг перевёлся из резерва в регулярные офицеры USAF; 7.2.55 – майор; 28.2.66 – лейтенант-колонел; 18.9.69 – колонел.
Части и кампании (1): В конце лета 1943 получил назначение в вооружённую «Лайтнингами» 55-ю FG (штат Вашингтон), но в августе-сентябре не пошёл с ней в Европу, а был оставлен в США для последующей отправки на Тихоокеанский ТВД.
В октябре 1943 убыл в состав 5-х ВВС, имея за плечами 329 ч 40 мин налёта (113 ч 35 мин «перво-пилотского» и 216 ч 5 мин курсантского).
С 26.10.43 служил в 432-м FS / 475-й FG, с 9.11.43 участвовал в боевых вылетах на P-38 модификаций H, J и L и одержал 7/0/1 победу.
10.11.44 сразу после последней победы столкнулся с самолётом ведомого и с ожогами лица, правой руки и спины выпрыгнул из горящего истребителя. К исходу следующего дня доплыл на своём спас.плотике до берега Лейте, где ему посчастливилось встретить филиппинских партизан.
Через пару недель, когда его ожоги частично зажили, начал участвовать в рейдах против японцев. И один из этих рейдов пошёл плохо: оба приставленных к тему «телохранителя» погибли, а остатки группы вынуждены были разбежаться по джунглям. Неделю пытался добраться до основной базы отряда, но вместо этого наткнулся на американскую развед.группу. У тех была радиостанция, и 10.12.44 за лётчиком прилетела «Каталина».
Потом вернулся в свою часть и 15.1.45 возобновил участие в боевых вылетах. Летал на «Лайтнингах» моделей J и/или L, одержал ещё 2/0/0 победы.
В апреле 1945 повышен до «операционного» офицера группы.
В июне 1945 завершил «боевой тур», совершив по разным данным 158, 226, или 280 боевых вылетов.
Победы: 1-я – 9.11.43; 4-я и 5-я – 3.4.44; 9-я – 28.3.45. Всего воздушных побед 9/0/1.
После демобилизации вернулся в университет и 29.11.45 записался в резерв USAAF (позже USAF).
Закончив обучение, несколько лет проработал журналистом, пока 16.2.51 не был снова призван на активную службу по «корейской» мобилизации.
Служил на различных нелётных должностях:
С февраля по сентябрь 1951 на Kelly AFB;
Потом до июня 1954 на авиабазе Châteauroux-Déols во Франции;
С июня 1954 по август 1957 снова в США на Norton AFB.
Во время последнего назначения принял предложение о переводе из резерва в регулярный состав USAF.
С августа 1957 по июль 1958 проходил годичный курс обучения в Air Command and Staff College.
Далее служил в штабах различных соединений и объединении ПВО в США и Европе, а с июля 1966 в штабе USAF в Пентагоне.
Потом вызвался добровольцем на участие во Вьетнамской войне.
Части и кампании(2): с июня 1970 по июнь 1971 воевал на OV-10A в составе 19-го TASS / 504-й TASG [Tactical Air Support Squadron и такая же Group], вероятно, будучи там сверхштатным офицером, ибо звание у него было уж слишком высоким.
Вернувшись в США, до начала следующего вьетнамского «тура» служил в руководстве US Air Force Academy.
А с 15.7.74 по 3.2.75 командовал 56-м SOW [Special Operations Wing], в котором снова летал на «Бронко», благо в составе крыла был один сквадрон на них.
Суммарно в двух «турах» набрал 102 боевых вылета.
Награды (в порядке старшинства и без учёта коллективных, «кампанейских» и за выслугу):
– Silver Star (SSM) – 16.6.45;
– Legion of Merit (LOM) – при выходе в отставку;
– Distinguished Flying Cross (DFC) – за Вторую Мировую;
– Bronze Star (BSM) – вероятно, за Вьетнам, но не уверен;
– Purple Heart (PH) – за ранение 10.11.44;
– две Meritorious Service Medal (MSM) – учреждена в 1969 за небоевые заслуги;
– шестнадцать Air Medal (AM) – вроде, 10 за WW2, остальные послевоенные (все, или почти все за Вьетнам);
– Air Force Commendation Medal (AFCM) – за Вьетнам.
После возвращения из Вьетнама опять служил в штабах разных объединений ПВО США.
30.6.78 вышел в отставку, всего за время службы в USAAF и USAF успев полетать на 19 типах военных самолётов.
В начале

Колонел Дал вернулся из последнего боевого вылета...

... и чуть отойдя от машины, начал отмечать шампанским благополучное завершение своего «тура».
И, до кучи, фотография из архива аса:

OV-10A-25 сер.№ 67-14650 в стандартной «вьетнамской» окраске.
|
</> |