О фильме "Т-34"
artyom_ferrier — 10.05.2019Решил, по случаю праздника, посмотреть всё же этот фильм. Так как узнал нечаянно, что его сценарист и режиссёр — Алексей Сидоров, а это создатель «Бригады» (которая, что б там ни квакали всякие земноводные, всё-таки одно из сильнейших российских культурных явлений за последние десятилетия). Поэтому подумал, что и этот фильм может быть не так плох, как можно ожидать от новейших наших картин про «войну и немцы».
Ну что сказать? Морда Александра Петрова — была обнадёживающа. Этот парень мне приглянулся в своё время по куликовским проектам, а сейчас, когда он озвезденел — раздражает всё-таки меньше Козловского.
И первая сцена, где полуторка удирает от немецкого танка, - честно, понравилась. Есть саспенс, есть какой-то «изюм».
Правда, конечно, когда этот лейтёхат бросил грузовичок прямо на танк, чтобы проскочить мимо, ведь башню повернуть не успеет, подумалось: «А если танк вспомнит, что тоже умеет ездить? Один рывок наперерез — и он просто сомнёт эту полуторку».
Но, правда, дальше в фильме танки редко вспоминают, что умеют (или должны уметь) маневрировать в бою. Иные критики говорили, будто в фильме танковые поединки выглядят, как в WoT — нет, не выглядят.
Там-то — всё-таки быстро учатся, что нужно не только башню крутить, но и корпусом доворачивать, чтобы выцелить супостата. В фильме — нет.
Вот пробил стенку — упёрся в жопу вражеской Пантере. У неё вперёд орудие смотрит, у тридцатьчетвёрки назад. И начинают оба очень медленно и драматично разворачивать башни. Стоя на месте. В WoT — такого и в «песочнице» не будет, конечно.
Впрочем, «Пантеры» там появляются далеко не сразу. А сначала, по прибытии младшего лейтенанта в часть на чудом уцелевшей полуторке, - он, как единственный боеспособный командир, принимает единственный уцелевший экипаж.
Где сразу обозначает себя как крутой альфа-дог, знающий, что делает, всё под контролем. Штампы, штампы, штампы.
Состав экипажа — тоже не без того. Нарочитый белорус, нарочитый украинец — славянское братство. Хотя для полной каноничности — нужны грузин и какой-нибудь азиат.
Честно, это даже в «Стариках» (которые безусловно шедеврально) несколько напрягало, вот эта идея, что любой фронтовой коллектив обязательно должен быть живой аллегорией фонтана «Дружба народов» на ВДНХ. Может, оно и напрягало даже(!) в «Стариках» от того, что слишком много где ещё и более навязчиво продавливалось.
Ну а здесь, конечно, совсем уж карикатурно получается. Архетипичный «хохол» в порыве боя декламирует «садок вишнёвый коло хаты» (я не шучу), архетипичный «бульбаш»... на самом деле, по-моему, он немножко путается, то ли на трасянке ему говорить, то ли на суржике, но очень старается говорить «экзотично».
Сам фильм в целом, какое впечатление?
Пожалуй, никакое. Вот у него возрастной рейтинг указан 12+ и я согласен с цифрой, но не согласен со знаком. Должно быть 12-. Ну потому что всё очень уж как-то наивно и «пластмассово».
Понятно, что это, во многом, римейк советского фильма «Жаворонок», 64. Который тоже про то, как немцы (и тоже с не очень понятной целью) использовали для тестов и учений советские трофейные танки с пленными-смертниками, а один взял и вырвался. И пошёл куролесить по глубинному Фатерлянду, где и противотанковых средств-то никаких нет.
Ещё — есть переклички с другим малоизвестным советским фильмом, уже конца восьмидесятых, «Охота на единорога». Не про танкистов, а про лётчиков, где немецкие курсанты учились воздушным боям с разоружёнными советскими истребителями с пленными пилотами. А тем удалось таки надыбать боеприпас, зарядить пулемёты на одной машине, навести шороху и свалить. По очень отдалённым мотивам реального перелёта Девятаева.
Ну а здесь, в этом «Т-34» - совместили. Танк вырывается на волю — и с чудом (по немецкому раздолбайству) сохранившимся боеприпасом.
Если говорить о «Жаворонке», то фильм — не шедеврален. По очень простой причине: он очень хотел(!) быть шедевральным. Он очень, слишком явно готовился для международных фестивалей, там символизм на символизме, слишком нарочитые претензии на глубину и пафос. Это его портит.
Тем не менее, это довольно добротный, вполне художественный военный фильм. Там передано это настроение пленных, вдарившихся в бега на танке. В глубине души, всё они прекрасно понимают, что никуда не сбегут, ни за какую линию фронта. И ни в какой Чехии не спасутся (по хорошему счёту, там немецкие патрули ещё и поплотнее были, чем собственно в Райхе). Но — у них есть несколько часов воли и брони, чтобы немножко потроллить тевтонскую спесивую самоуверенность, взять небольшой моральный реванш за свои унижения и мытарства и просто повеселиться.
И в «Жаворонке» - не было любовных линий на почве всепоглощающей страсти, внезапно обуявшей персонажей. Вообще как-то без баб в танке обошлись. Нет, я не мизогинист, но есть такие локации, где всё же томным барышням не место. Нутро танка с четырьмя потными мужиками — одна из таких локаций.
Ну и многие сцены в этом «Т-34» — так или иначе взяты из «Жаворонка». Вроде затаривания снедью и пивом в каком-то милом заштатном городишке. Хотя в «Жаворонке» - это было напряжённей. Там даже статую Арминия (наверное его, ведь любой мужик с мечом и в шлеме на центральной площади в Германии — это Арминий, верный сын германского народа, героический предатель Рима) повалили, чтобы показать немчуре, кто теперь в городе хозяин.
В «Т-34» шоп-тур беглых советских танкистов по немецким тылам выглядит примерно так. «О, вы русские туристы? Конечно, мы всегда хотели продавать вам капусту, колбаску, пиво и костюмы. Странно, что давно ваши не захаживали. Как война?»
Впрочем, понравилась сцена, где барышня-переводчица, взяв увольнительную из лагеря смерти (не спрашивайте, не спрашивайте) встаёт на автобусной остановке, а местные фрау морщат нос: «Фи, как же достали эти концлагерные унтерменши, ездить на одних автобусах с нами! Почему мы не можем сделать сегрегацию, как хотя бы в Америке?»
А она, типа, такая гордая: и вовсе я не с вами, бюргерши затрапезные — вот мой(!) автобус. Хотели сегрегации? Так слушайте лязг её гусениц.
И тут подкатывает Т-34, и фрау в шоке, даже в обмороке.
Ну, на зрительский рейтинг «12-» - вполне нормально.
А какие у меня(!) впечатления от этого фильма? Да не стошнило — и ладно.
Обычно — тошнит от «патриотического» новейшего российского кинца. А тут — нет.
Да, вот этот реальный рыжий пермский пацанчик, Антон Богданов — он всегда забавный. Хотя такой танковый экипаж, чтоб там ещё были Наумов и Селиванов — это уже перебор был бы, наверное, да?
И ещё в защиту реалистичности фильма должен опровергнуть одну претензию, какую доводилось видеть. Что будто бы воздушная разведка, поиск беглого танка, осуществляется на каком-то совершенно убогом самолётике, каковой один только внешний вид — поклёп на Люфтваффе.
Да это Fi-156 Шторьх. Великолепный многоцелевой лёгкий самолётик. Вот как в Союзе По-2 был, так у немцев — Шторьх. На десять лет более поздний дизайн, потому более совершенный во многих отношениях — а в принципе это оказался «финальный» тип лёгкого полутораплана, который и сейчас в большом фаворе. Ну, та же Сессна-172 - можно сказать, развитие Шторьха.
Фильм, впрочем, не о самолётиках, а о танках — ну и нельзя сказать, чтобы он совсем скучным был.
Нет, он не настолько динамичен и интригующ, как лучшие стримы WoT.
Нет, он не настолько графически хорош, как трейлеры современных военных игрушек, ибо использовал трейлеры игрушек пятилетней давности, а главное — слишком навязчиво использовал такие вещи, как слоу-мо расходящихся и «целующихся» снарядов.
Но я посмотрел его и не сблевнул.
А потом почитал рецухи на него и дискуссии, типа, что больше оскорбит ветеранов, этих святых людей, которые отдавали свои жизни, чтобы мы могли жить.
То ли их больше оскорбляют такие фильмы, то ли придирки к таким фильмам.
За всех ветеранов не скажу, но знаю мнение моего дедули, который прошёл от Сталинграда до Бреслау — и его я застал, в восьмидесятые, в уже сознательном своём, но ещё не совсем маразматичном его возрастах.
Когда он слышал по ящику, как какая-нибудь дикторша славила ветеранов за то, что «они жертвовали собой, чтобы мы могли жить», дедуля кивал: «Да конечно, цыпочка. Вот прям сидели в окопах — да и думали: как бы этак пожертвовать своими никчёмными жизнями, чтобы на нашем гумусе могла расцвести аж целая ты».
Думаю, самое оскорбительное для ветеранов — представлять их простодушными маньяками, которые будто бы всё готовы были положить на алтарь великого служения всяким абстракциям, вроде людей, которые нихрена ещё не родились.
Нет, всё проще. В твоей стране у власти какое-то говно, но тут приходит забугорное говно, и хочет власти для себя в твоей стране, - и приходится разбираться в сортах говна, топча невинную трясину говнодавом.
Впрочем, то уж философия.
P-s.: Да, но фильм "Белый Тигр" Шахназарова - гораздо лучшее
впечатление произвёл в своё время. Приплетение некоторой
мистической компоненты к патриотическому кинцеводству - это реально
смело было, а местами даже изящно.
И там танковые "пляски" бывали драматичней и "хореографичней",
реально.
|
</> |