О стратегическом просчёте Владимира Путина
a_nalgin — 11.04.2019Если бы российский президент Владимир #Путин в 2014 году присоединил бы Крым к России «правильно», то уже в сейчас или в недалёком будущем #Америка могла бы признать российский суверенитет над спорным полуостровом.
Бред?
Отнюдь. Вполне логичный вывод из громкого заявления главы Госдепа #США Майка Пенса на сенатских слушаниях в Вашингтоне. Осталось только разобраться, каким должно быть «правильное» присоединение чужой территории по версии американской дипломатии.
Очень многие считают, что признав суверенитет Израиля над Голанскими высотами, аннексированными в 1967 году, Белый дом создал очень плохой прецедент. Особенно в части государственной принадлежности Крыма, который многие в мире также считают аннексированным. В ответ на подобного рода критику Майк Помпео сказал буквально следующее:
Эти ситуации совершенно различны. Израиль получил Голанские высоты из-за того, что он находился под атаками. Он оборонялся… Израильтяне взяли эту территорию, чтобы продолжать защищать себя… Россия, напротив, не была в позиции обороняющегося. #Россия в удобный для себя момент решила отнять землю у народа, который не представлял для нее никакой угрозы.
И второй момент. Это вопрос практической политики. Если всё именно так, и за агрессию не надо платить в том смысле, что если вы атакуете, затем теряете часть своей земли в результате того, что напали, а потом получаете её обратно просто потому, что не преуспели в атаке, это очень плохая система.
Совершенно очевидно, что позиционирующий себя эрудитом глава Госдепа, во-первых, слишком вольно обращается с историческими фактами. Израиль присоединил Голаны по итогам Шестидневной войны 1967 года, где он, именно он был агрессором (моментом начала войны считается израильский авиаудар по аэродромам египетских ВВС рано утром 5 июня 1967 года). Ссылки на то, что именно с Голан Сирийская армия обстреливала Израиль, несостоятельны: стрельба в основном велась по израильтянам, которые тихой сапой осваивали земли в серой зоне у демаркационной линии, разделявшей два государства. О реальном характере этих обстрелов свидетельствует низкое число их жертв – около 140 человек за почти 20 лет. При этом незаконность присоединения Голан неоднократно признавалась резолюциями Совбеза #ООН.
Во-вторых, из путанных объяснений Майка Помпео следует, что США считают аннексию допустимым в практической политике способом наказания неудачливого «агрессора». Это нечто новое в международном праве, которое до сих пор ставило во главу угла территориальную целостность, а не справедливое возмездие. Впрочем реалисты давно уже смирились с тем, что современное «международное право» – это по большей части право силы, а вовсе не сила права. Что бы ни говорили по этому поводу политики.
Но главное, что Майк Помпео фактически обрисовал, как мог бы выглядеть «правильный» #Крымнаш, чтобы его можно было признать законным. Кремль должен был дождаться столкновений между сторонниками и противниками независимости #Крыма от Украины, нападений на российских военных и гражданских в Севастополе и других городах, человеческих жертв, угроз и ультиматумов от Киева и лишь затем – применять силу. Тогда – в рамках практической политики – переход полуострова под российскую юрисдикцию можно было бы и признать… спустя полвека. То есть, поступив с Крымом по-своему, Владимир #Путин совершил стратегический просчёт.
В общем, США открыли очередной «ящик Пандоры». А России остаётся разве что подождать полвека и посмотреть, что там будет с практической политикой в Вашингтоне.
Вот только… дождётся ли?