О страдании

Буддизм называют религией преодоления страдания. Но на самом деле «страдание» – слишком сильное слово. Будда не называет жизнь страданием (как нередко трактуется первая благородная истина). Он говорит о ДУКХЕ. Смысл этого понятия тоньше. Оно относится ко всем неудовлетворительным состояниям и переживаниям, многие из которых не являются болезненными на явном уровне. Поэтому, даже если вы не испытываете в своей жизни на данный момент явных страданий, неудовлетворительные состояния в ней все равно присутствуют по самому факту пребывания в сансаре. Мы имеем тело, которое стареет, болеет и умирает, и ум, переживающий тревожность, страх и гнев.
Будда описывал три вида дукхи. Первый – это ДУКХА БОЛИ: физические и умственные страдания, которые считает нежелательным каждое существо. Второй вид дукхи – это ДУКХА ПЕРЕМЕН. Под этим понимается то мирское счастье, к которому так стремятся люди. Большинство людей не признает, что мирское счастье имеет неудовлетворительную природу, хотя многие религии с этим согласны. Все что приносит нам удовольствие, – пища, общение с друзьями, похвала, приятная музыка, – если мы продолжим к ним прибегать, в конечном итоге принесут дискомфорт и утомление. Будда говорил, что за ТРИШНОЙ (жаждой, влечением) всегда скрывается МАРА (демон смерти). Третий вид дукхи присутствует только в буддизме. Это ВСЕПРОНИЗЫВАЮЩАЯ ДУКХА ОБУСЛОВЛЕННОСТИ. Она состоит в наличии у нас тела и ума, над которыми вы не властны, и которые находятся под властью неведений, омрачений и загрязненной кармы. Люди пытаются улучшить свою ситуацию, сосредотачивая свои усилия на устранении ДУКХИ БОЛИ. Однако суть проблем может лежать гораздо глубже, – в ДУКХЕ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ.
Когда Будда говорит о том, что открыт путь преодоления ДУКХИ, преодоления страданий, то речь в первую очередь идет о ВСЕПРОНИЗЫВАЮЩЕЙ ДУКХИ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ, которая была признана основополагающим неудовлетворительным состоянием. Думаю не приходится сомневаться, что дукха боли, физическая боль присутствует и у самых просветленных. Хотя и переживается она ими, наверное, иначе. Шуньята-пустота – это не то, что устраняет боль от пореза, а то что устраняет боль на экзистенциальном, личностом уровне, боль от сознания неудовлетвортельности своего пребывания в этом мире как такового. Конечно, есть люди, которых все удовлетворяет и они очень довольны своей жизнью. Но ДУКХА ПЕРЕМЕН коснется и их. Они начнут искать причины своих проблем и несчастий, но если не осознать ВСЕПРОНИЗЫВАЮЩЕЙ ДУКХИ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ, то все это будет лишь пиками и падениями колебаний в сансаре. Будда предлагает так постичь свое существование, чтобы все это не имело значения, чтобы счастье имело НЕОБУСЛОВЛЕННЫЙ характер. Это и есть НИРВАНА.
|
</> |