Пустота в буддизме

Начитавшись Пелевина можно прийти к неверному пониманию пустоты в буддизме. В буддизме пустота — это не пустота в расхожем смысле, это не небытие. В буддизме пустота — это сеть взаимозависимостей, безсущностная по своей природе. Например, если верить физике, то мы все состоим из атомов, а атомы из квантов. Мы просто система какой то взаимозависимости квантов и поэтому пустотны. В буддизме аналогично, только вместо квантов — поток дхарм. Поэтому, например, классик отечественной буддологии Ф. И. Щербатский вместо "пустоты" в своих работах по буддизму использовал термин "относительность". На видео Геше Дордже Дамдул, эксперт в Мадхьямике, разъясняет этот вопрос.
Ниже прекрасные комментарии под видео от Александра Z
"Пустота - это состояние свободы ума от концептуального мышления и концептуального мировосприятия. Взаимозависимое существование - это означает отсутствие каких либо объектов в Реальности как отдельных действующих единиц, но по-сути существуют лишь неразрывно друг с другом связанные процессы. "Объектность" в восприятии мира мы получаем в результате субъективного восприятия Реальности, из-за привязанности к телу и отождествления себя с телом, т.к. если есть субъект восприятия, то процессы воспринимаются как объекты. Такое восприятие порождено эгоцентризмом - концентрации сознания на своем теле, как точке отсчета, поэтому кажется, что если есть одна "точка", то все остальные точки - нечто отличное. Когда мы перестаем фокусироваться на этой "точке", оказывается, что сознание не имеет границ, и воспринимает мир как единое целое, в котором нет объектов, но есть лишь взаимозависимые процессы, и сознание способно воспринимать их напрямую без концептуальных построений. В этому суть Всезнания. Все объекты пусты - означает, не то, что ни чего нет, а то, что мы из-за эгоцентрического восприятия процессы ошибочно наделяем "объектными" свойствами, и полагая, что процессы существуют как объекты, опираемся на них в своей жизни. Но любой процесс изменчив и непостоянен. В этом суть непостоянства. Процессы ведут себя не так, как мы от них ожидаем: возникают, развиваются, и исчезают, поэтому когда мы опираемся на них как независимые объекты - то страдаем из-за лишения опоры, т.к. нет объектов, а процессы изменчивые и непостоянные.
Нигилистическое восприятие, в отличии от восприятия пустотного является видом концептуального восприятия, которое гласит, что "ни чего нет", и все воспринимаемое - иллюзия. Пустотное же восприятие - это надконцептуальное восприятие, и не использует умственные построения и шаблоны для оценки Реальности. Пустотное восприятие означает отсутствие объектных шаблонов, концепций, которые мы накладываем на процессы в Реальности.
Если же попробовать описать Реальность, которая воспринимается в "пустотном" состоянии, с приложением сердечного элемента, то можно приблизительно сказать так: "Реальность удивительно и невыразимо Красива, гармонична и неразрывна. Каждое движение в ней подобно волшебной иллюзии, и сознание, воспринимающее Реальность присутствует в ней так же нераздельно, как неотъемлемая её часть. Все есть Сознание, и Сознание есть все. Но "Сознание" - это остаток концепции, поэтому то, что есть на самом деле - это Нечто неописуемое, и имеющее названия, неотъемлемые свойства которого Абсолютная Любовь ко всему, полная Ясность восприятия всего, Сила, неописуемая Радость и Сострадание. Это и есть то, что называют "полное Просветление"."
|
</> |