О советских "Мальборо"
oadam — 19.11.2011Помнится после Олимпиады-80 в СССР в свободной продаже появились финские лицензионные «Marlboro», «Kent», «Camel» и «Bond» в мягкой упаковке, все по одной цене – в рубль (после подорожания 1982 года – в полтора). Ныне это вполне распространенные сигаретные марки тогда считались символом роскошной жизни и до этого продавались только в магазинах сети «Березка» да на черном рынке (кроме «Bond» который в СССР почему-то никогда не котировался).
А вот «Marlboro» тогда считались пиком крутости! Я курю «Marlboro» уже много лет (не всегда, конечно, – иногда с перерывами на года), так почему бы не поговорить о моей любимой табачной марке?
Если кто не знает я люблю курить, и не я один – по советским слухам именно «Marlboro» предпочитал и мой любимый генсек Леонид Ильич. Слухи врали – в предпоследние годы жизни Брежнев курил отечественные сигареты «Новость», эксклюзивный вариант которых для него изготавливали на специальной производственной линии, а в последние годы не курил вообще.
А с «Marlboro» в СССР начиналось все в далеком 1975 году, когда состоялась стыковка между советским и американским космическими кораблями «Союз» и «Аполлон». В память об этом событии Совет министров поручил Главтабаку разработать и запустить в производство соответствующую марку сигарет. Как и в космической программе, в этой работе должны были участвовать советские и американские специалисты и было заключено соглашение с Philip Morris. Так появились сигареты «Союз–Аполлон», производство которого было сначала развернуто на московской фабрике «Ява», а в 1977 году – уже на пяти советских табачных фабриках (Москва, Ленинград, Кишинев, Баку и Сухуми) и популярность которых в СССР была очень высока за счет налета «заграничности» и первой в СССР твердой пачки. Увы, но качество «Союз–Аполлон» постепенно менялось не в лучшую сторону, хотя их и сегодня кто-то курит.
Но Philip Morris появился на советском рынке именно в этот период не только благодаря совместному советско-американскому космическому полету. В начале 70-х сигареты «Marlboro» стали наиболее продаваемой маркой в мире, а в 1975 году они обогнали на американском рынке своего последнего конкурента «Winston». Просторы СССР оставались весьма лакомым кусочком для Philip Morris и запуск сигаретной линии «Союз–Аполлон» стал своего рода пробным камнем перед выходом на советский рынок бренда «Marlboro». И к 1981-му году переговоры между Philip Morris и Главтабаком завершились успехом, были разработаны госты, прейскуранты и технические условия и сначала из молдавского табака, а потом и из его смеси с американским на Кишиневской табачной фабрике начался выпуск сигарет «Marlboro».
Советского человека всегда манило все импортные, а «Marlboro» манило особенно – они стали одним из символов роскошной жизни. Да это и не мудрено – реклама «Marlboro» появилась на сумках-торбах и полиэтиленовых пакетах, выпускаемых в Союзе цеховиками, гораздо раньше самих сигарет.
За «Marlboro» выкладывали довольно большие по тем временам деньги, но ценили не так качество, как саму марку (говорят, что первые «Marlboro» из молдавского табака были лучше чем последующие со знаменитым табаком вирджинским). К тому же считалось, что в СССР не могут делать ничего хорошего, в том числе и по лицензии, поэтому за «настоящее», привезенные из-за «бугра» моряками-«загранщиками» «Marlboro» продолжали давать от 3-5 рублей за пачку или продолжали покупать их в «Березке».
Бывало и обратное – для того чтобы продемонстрировать эффектнейший жест 80-х годов, и достать из кармана пачку «Marlboro», в пустую пачку из-под нее некоторые (да и я, было дело, чего скрывать?) запихивали болгарские сигареты.
А помните знаменитую сцену в комедии «Спортлото–82», когда Сан Саныч сосредоточено достает себе из пачки «Marlboro» сигарету, а в ответ на вопрос Степы: «Сан Саныч! Закурить не найдется?» протягивает ему мятую пачку «Примы»? Так это сцена из жизни – довольно многие тогда носили хорошие сигареты для себя, а дешевые для таких вот просьб.
Ну оно и понятно: пачка «Marlboro» в день – это 45 рублей в месяц, что для обычного советского человека было дороговато. Поэтому я, как и многие использовал «Marlboro» как лакомство – первая утренняя сигарета с чашечкой кофе, сигарета в баре за коктейлем девочку соблазнить (т.е. где-то пачка в неделю в самые денежные мои времена) а в рядовых случаях дымил болгарскими. А в самые безденежные свои времена я курил… Но не будем о грустном.
Так вот, растягивал я, так сказать, удовольствие хотя сигарета «Marlboro» тогда выкуривалась гораздо быстрее чем сигарета какого-нибудь «Космоса». Да и слабее она была, кажется… Делались эти сигареты под присмотром американских специалистов по их технологии и если оставить на краю пепельницы только что начатую «мальборину» – из неё через какое-то время получался аккуратный столбик пепла. Наши-то, советские, гасли сразу после того, как курящий переставал затягиваться. Секрет самопроизвольного тления заключался в бумаге, пропитанной раствором селитры. Кстати говоря, эта исключительно вредная для организма химия используется производителями табачных изделий и в наши дни, а советские сигареты без неё, оказывается, были «здоровее».
А еще «Marlboro» давали взятки и рассчитывались за услуги (в разумных пределах, конечно). Помните фильм Рязанова «Служебный роман»? Так вот, та сцена где Самохвалов дарит секретарше Верочке блок «Marlboro» – это чушь собачья. Фильм вышел в 1977 году и в то время на чёрном рынке блок «Marlboro» стоил рублей 30. Зарплата секретарши была рублей 90. Ну кто бы стал ни с того, ни с сего дарить секретарше треть ее зарплаты? Да она бы и за пачку «Marlboro» отдалась бы Самохвалову сразу же в его кабинете!
Кто не знает, есть еще телеверсия спектакля «Сослуживцы», где Самохвалов дарит секретарше всего одну пачку «Marlboro» и это выглядит более правдоподобно (правда и там обошлось без постельных сцен и Верочка не благодарит Самохвалова должным образом).
Кстати, «Marlboro» засветилась и в других, далеко не последних лентах советского кинематографа. Кроме уже упомянутых мной «Спортлото-82» и «Служебный роман», оно мелькало в «Иван Васильевич меняет профессию» (когда Милославский поет песню о счастье) и в одной из серий «Следствие ведут знатоки» (в сцене где нехороший директор ресторана (Леонид Броневой) на допросе у хороших милиционеров курит «Marlboro»). Тогда это было ярким режиссерским ходом, и в советском кино «Marlboro» стало составляющей образа отрицательного персонажа.
Но я никогда и не настаивал что являюсь персонажем положительным…
|
</> |