О скорочтении 2022

топ 100 блогов kajaleksei12.07.2022 Оригинал взят у О скорочтении 2022 kajaleksei в О скорочтении и личной информационной безопасности июль 12, 2013, 19:20
план_по_завоеванию_мира

Прочитав недавно несколько заметок о чтении, задумался, что собственно мы понимаем под «чтением»? Ведь механическое прочитывание текста, без его понимания, усвоение и запоминание технической информации, построение и усовершенствование научных моделей мироустройства, при чтении научно-технической литературы, и образное эмоциональное восприятие художественной, все обозначается одним словом.

Зачастую, это вызывает недоразумение, некоторые люди, научившись складывать слова, считают процесс чтения освоенным в совершенстве и в дальнейшем берут в руки книги только по необходимости, стараясь обходится разнообразными медийными информационными полуфабрикатами.

И если сам процесс освоения различных способов чтения происходит сейчас самопроизвольно, при наличии достаточной практики, то навык «быстрого» чтения вырабатывается по особой методике путем целенаправленных тренировок.


Несмотря на очевидную, казалось бы, пользу от «быстрого» чтения, т.е. возможность многократного ускорения поглощения огромных объемов информации, эта методика вызывает и некоторые сомнения в ее целесообразности.

Некогда, в юности, я и сам освоил скорочтение, однако практиковал его недолго. Будучи большим любителем художественной литературы, неожиданно обнаружил, что подавив однажды артикуляцию при чтении, гораздо труднее оказалось подавить чтение без артикуляции. Это препятствовало получению удовольствия от книг, и приложив некоторые усилия, я от этого навыка сумел избавиться и никогда об этом не жалел.

Основные проблемы при «быстром» чтении обнаружились такие:

1. Человек постоянно ведет внутренний диалог с собой, именно эти диалоги и остаются в памяти, как собственные мысли. При скорочтении, информация из книги поступает в нашу память сразу, не только минуя предварительную обработку сознанием и увязку с ранее полученными знаниями, но и обходя своеобразный «файрвол» критического анализа, препятствующий проникновению в наш внутренний мир разнообразных информационных вирусов и ядов, очевидного вранья, заблуждений и прочего хлама. Это опасно и может привести к заражению, как сознания, так и подсознания вредоносными информационными структурами и последующим серьезным проблемам эмоционального, нравственного и интеллектуального плана. Даже в классических книгах полно всякой зловредной дряни, способной ввести в заблуждение и нанести нашему бессознательному существенный урон. Не говоря уже о современной литературе, иногда полностью состоящей из одной только дряни. От такого нефильтрованного потока может серьезно постарадать даже телесное здоровье, не говоря уже о душевном.

Проблема еще и в том, что результат такой «записи» в наше сознание ничем не отличается от воспоминаний собственного внутреннего диалога и практически неотличим от собственных мыслей. Таким образом чужие, привнесенные извне знания и мысли поневоле сразу же становятся «своими».

Кстати, похожий процесс происходит и при прослушивании аудио-книг, которые тоже запоминаются подобно нашим собственным мыслям, но там есть хотя бы «маячок» в виде голоса чтеца, обычно позволяющий отличить в воспоминаниях услышанное извне от звучания голосов собственного внутреннего диалога. Вероятно, и внушаемость у «скорочтецов» существенно повышается, особенно при воздействии с помощью злонамеренно особым образом сконструированного печатного текста.

2. Вдумчивый анализ данных, происходящий в процессе «медленного» чтения, позволяет установить их логическую связь с уже известной информацией и, выделив элементы новизны, усовершенствовать с их помощью уже ранее сформировавшиеся в сознании модели явлений и процессов. При скорочтении модели считываются в первозданном авторском виде, и никак не увязываются с ранее изученной информацией. При этом проблематичным становится не только критический анализ этих моделей, но и их взаимодействие. Это не только забивает память «сырыми» бессмысленными данными, вызывая информационную перегрузку, но и способствует формированию «кластерного» мышления, включающего в себя множество не связанных между собой и, зачастую, противоречивых моделей.

3. Анализ текстов, при «медленном» чтении, приводит к стимуляции собственного внутреннего диалога. В результате соединения ранее известного с новыми знаниями достигается синергетический эффект, приводящий к рождению новых знаний и многократно увеличивающий пользу от вновь полученной информации. При скорочтении новая информация только накапливается, а не суммируется и никаких новых знаний не появляется. Мало того, большая часть из воспринятой информации оказывается пассивной и никогда не используется на практике, бессмысленно пропадая в глубинах памяти.

4. При скорочтении, по моему собственному опыту, полностью исключается эмоциональное восприятие текстов, что чрезвычайно важно при чтении художественной литературы. Собственно, смысл в чтении художественных произведений, особенно лирики, и состоит в наслаждении тонкими эмоциональными переживаниями, которые авторы вызывают своим словесным искусством. Навык скорочтения, при активном применении, затрудняет, а то и вовсе исключает возможность «медленного» чтения, таким образом, лишая его обладателей возможности получать эстетическое наслаждение в процессе чтения.

На мой взгляд, навык скорочтения имеет смысл освоить только при необходимости, при этом его применение следует очень тщательно контролировать. На практике, оно целесообразно только в ситуациях, когда есть насущная необходимость быстрого механического запоминания больших массивов информации, например, непосредственно перед сессией или важным экзаменом.

В связи с потенциальной опасностью скорочтения, значительно повышающей нашу уязвимость для информационной агрессии, если жизненной необходимости нет, читать лучше «медленно».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Йоу! Я сделал это! Оказалось, все совсем не страшно. И документов не нужно практически никаких )) Я им приволок заверенную копию трудовой, 6 фоток 3.5х4.5, анкету в двух экземплярах, короче полный пакет бумаг, включая анализы )) Оказалось, нужна только анкета и паспорт. Даже копию с паспо ...
"Павел Хорошев. Мы , конечно, ни на какие 40, и ни на 100 лет не отстали (ни в генетическом, ни в социальном, ни в культурном смыслах) от европейского населения. Пробел гораздо более драматичный, не менее полутора тысяч лет". ...
 Когда Сашка плачет от того, что не хочет идти в детский сад, я чувствую панику и ощущаю себя плохой матерью. "У тебя ребенок плачет! Как, как ты могла допустить такое, ехидна? Он хочет быть с тобой, а ты его в детское дошкольное учреждение ...
Вынесенная в заглавие фраза - "Продаются детские ботинки, неношеные" - часто приписывается Хемингуэю и приводится как пример англоязычной малой прозы. Лаконичный текст намекает, что ботинки остались не ношенными, потому что ребёнок умер - и тут все начинают рыдать. Кстати, Хемингуэй ...
Всё же не удержусь, выложу несколько своих снимков с фестиваля, на который я не попал, «Времена и эпохи». Три дня пытался, но всякий раз из-за разных обстоятельств, оказывался опоздавшим; иногда это было почти смешно: только я ступил на Страстной бульвар (площадка «Первая оборона ...