
О неинтересных текстах 2022



Как-то решил на основе собственного опыта сформулировать основные критерии плохого текста (хотя, сам им нередко соответствую, но стараюсь избегать:).
Неинтересный текст, т.е. чисто технически, независимо от содержания, вызывающий отрицательные эмоции (раздражение, усталость, скуку и т.д.), это такой текст, который:
1. Не позволяет сформировать никаких зрительных образов (не будит воображение).
2. Не вызывает никаких ассоциаций и воспоминаний.
3. Труднопроизносимый (содержит "неприятные" слова и их зубодробительные сочетания).
4. Непоследователен, мысли невзаимосвязаны, раздроблены и изложены вразнобой независимо друг от друга (мысли скачут).
5. Рваная стилистика, разные части текста написаны в разных стилях, одновременно используются слова, характерные для разных стилей (если это не является художественным приемом).
6. Много "воды", т.е. "лишних" (описательных и связующих) слов не несущих смысловой нагрузки (опытные риторики иногда сознательно используют избыток "воды", чтобы "утопить" в ней отсутствие мыслей и слабые аргументы).
7. Используется много длинных и сложных слов, специфической (мало кому известной) терминологии и/или аббревиатур (кстати, аббревиатуры портят любой текст, даже техническую документацию, поэтому их лучше вообще никогда не использовать).
8. Избыток местоимений и союзов (когда их много, становится утомительно отслеживать, к кому и чему они относятся).
9. Недостаток или избыток пунктуации (даже если формально, и к месту, т.е. по всем правилам).
10. Недостаток или полное отсутствие живой речи (диалогов или хотя бы монологов).
11. Слишком длинные и сложные предложения (парадокс, но текст из простых коротких предложений читать гораздо легче и приятнее, чем из длинных и сложных:).
12. Сплошной текст, без разбивки на абзацы, главы, разделы, тома и т.д. (не знаю, существует ли научно обоснованные критерии и уровни деления текста, но делить его обязательно нужно).
Причем, даже самые замечательные мысли могут быть убиты неудачной формой их изложения.
Другие мои заметки на эту и сходные темы:
|
</> |