О сексуальноси - наследственность и культура
marigranula — 09.04.2020 Тема сексуальности человека привлекает внимание как ни одна другая. Я решил внести свои пять копеек :).Для биолога, сексуалность человека содержит множество загадок, это как пазл, который никак не складывается. Мне показалось, что можно логически связать существующие данные о человеческой сексуальности, если предположить следующее:
У приматов расчесывания друг друга и выкусывания из шерсти (social grooming) играют очень важную роль, через social grooming создаются альянсы, восстанавливаются разорванные конфликтами связи, определяется доминирование. У современного человека же, особо расчесывать нечего - волосы есть на голове ну и немножко на груди и спине. Я предполагаю, что манипуляции с гениталиями начали использоваться у человека как social grooming [*]. То есть, сексуальные практики человека могут иметь две разные генетически-детерминированные мотивации - собственно генитально-генитальный секс для зачатия и разнообразные манипуляции с гениталиями как social grooming, призванные упрочнять отношения между разными людьми. Нужно заметить, что генетически заданная мотивация для генитально-генитального секса не могла быть собственно зачатие, она сродни стремлению пометить партнера путем секса.Это объясняет и то, что мужчины вообщем не стремятся оплодотворить как можно больше женщин - рабовладельцы не пытались совокуплятся со всеми рабынями и феодалы со всеми крепостными крестьянками.
Именно эта раздвоенность и объясняет странное положение клитора. Клитор расположен так, что он плохо стимулируется в процессе генитально-генитального секса. Почему? Если он вообще не нужен, то почему он не исчез? А если нужен, то почему так странно расположен (заметим, что у многих, если не у большинства плацентарных млекопитающих он расположен более "удобно" для стимуляции пенисом)? Я предполагаю, что клитор нужен не для репродуктивного секса, а для social grooming.
Переход к жизни в более многочисленных обществах универсально приводил к тому, что культурные нормы накладывали жесткие ограничения на все формы сексуальной активности. Все общества, начиная от христианских и кончая социалистическими (за исключением краткого промежутка после социалистической революции) запрещали почти все в отношении секса, за исключением петтинга и генитально-генитального секса между разнополыми взрослыми интимными партнерами. Все остальное - например петтинг между сотрудниками, родителями и детьми и т.д. были просто немыслимы. Любые формы петтинга всегда были делом интимным. Эти формальные и неформальные запреты практически вытеснили social grooming и породили распространение самой простой и труднее всего контролируемой формы сексуальности - мастурбации. Но изначально, напомню, нерепродуктивный секс был способом взаимодействия нескольких человек, и поэтому он не особо предназначен для "персонального" использования. Вспомним, что, например, трудно пощекотать самого себя. Соответственно, мастурбация породила необходимость в воображаемом партнере (человек, как известно, исключительно хорош в деле самообмана). Я предполагаю, что концепция сексапильности и красоты возникла именно для мастурбации - на протяжении человеческой истории, обычно у человека не было особого выбора в партнере, и он зависел в первую очередь от статуса предполагаемого партнера в иерархии, от его имущественного положения и практических умений, но не от его внешних данных. В последствии, дискурс сексапильности стал распространятся и на секс с партнером, а не только мастурбацию.
В этом смысле, поскольку social grooming у приматов происходят между представителями своего так и разных полов, то нет оснований полагать, что человек является гетеросексуальным по определению. Или точнее, та мотивация, которая проистекает из желания "пометить " партнера, может и является гетеросексуальной, но вторая явно нет.
Какие культурные силы исказили настолько сильно изначально заданные мотивации сексуального поведения понять довольно трудно, хотя одна из возможных - то, что секс начал использоваться как символ доминирования (вспомним примеры из лагерной жизни, право первой ночи, и столкновение Гильгамеша и Энкиду). И это использование сделало сексуальное поведение строго ограниченным определенными рамками.
ps По этому поводу есть много литературы, но я ее не стал приводить - вряд ли кто-то ее будет всю читать :)
*Сексуальные активности используются, кстати, бонобо в качестве social grooming.