Прогулочный маршрут. Начало
in_es — 15.11.2025
Иногда ко мне приезжают родственники или гости нашей страны и я с
удовольствием веду их по когда-то составленному мною маршруту. Он
начинается от жд станции Тель Авив Ха-Шалом. В той или иной мере я
рассказываю о первых тель-авивских небоскребах под названием башни
Азриэли. Они поразили мое воображение, когда я впервые приехала в
Тель Авив из Беер Шевы вместе с детьми на мастер-класс Ицхака
Перлмана. Это было примерно в 1999 году. (Он собрал в филармонии
учащихся музыкальных школ Израиля: 80 виолончелистов и порядка 200
скрипачей и разучивал с ними Канон Пахельбеля и "Весну" Вивальди).
И меня поразили эти небоскребы: один в виде цилиндра - круглая
башня, другой в виде треугольной призмы и третий в виде
параллелепипеда (кирпича). Теперь-то я время от времени хожу в
ресторан на 49 этаже круглой башни и регулярно в спортклуб на 3
этаже, поскольку живу в километре от него. А тогда это было первое
самое высокое здание в Израиле (сейчас занимает 8 место по
высоте).О башнях Азриэли я обычно рассказываю, что с определенного ракурса они выглядят как раскрытая книга, и это отсыл к национальной идее (народ Книги, хотя мы сами шутим, что мы народ одной книги - кулинарной).
Находясь у жд станции над шоссе Аялон, я обязательно рассказываю, что некогда это была широкая река, разливавшаяся до самого Гиватаима, а в окрестностях была плодородная почва, поэтому когда мы поднимаемся к Сароне, то становится ясно, почему немецкие поселенцы выбрали это место для своих сельскохозяйственных угодий. В период дождей эта река разливается и сейчас, затапливая шоссе и железную дорогу вследствие плохо очищаемых водостоков.

В Сароне я рассказываю о темплерах, немцах-протестантах, которые во второй половине ХIX века построили эти красивые, уютные домики, завели механизированное хозяйство, выращивали виноград и производили вино, по качеству сравнимое с французским (когда во Франции выдался неурожай винограда, в начале ХХ века, был объявлен конкурс на поставки из-за границы, и выиграло вино темплеров из Сароны).

Также темплеры разводили цитрусовые плантации. Они экспортировали в Европу цитрусовые, оливковое масло и мыло. По границам своих владений они высадили кипарисы, а для осушения болот эвкалипты. Некоторые эвкалипты растут до сих пор.

Подробно о темплерах и их деятельности в Сароне я писала ТУТ. Темплеры (не путать с орденом тамплиеров, с которыми у них, кроме происхождения названия, нет ничего общего) представляли собой крайнее течение в популярном среди лютеран Германии XVIII-XIX веков движении пиетистов.
«Храмовое общество» (Tempel означает храм) было основано в середине Х1Х века лютеранским священником Кристофом Хоффманом (1815—1885).
Хоффман отвергал любую церковную обрядность, превыше всего ставя личное переживание веры в Бога. Постепенно он пришел к мысли о построении идеального общества, живущего по строгим религиозным правилам по образцу ранних христианских общин, возникших среди евреев в первые века нашей эры. Причем жить следовало в Палестине, как можно ближе к Иерусалиму, и будет это общество, "народ Бога", вести праведную жизнь и ожидать прихода Мессии. Кроме Тель Авива, поселения темплеров есть в Хайфе, Иерусалиме и некоторых других местах.
Хотя об этом в Израиле не очень любят вспоминать, вклад темплеров в развитие Палестины огромен. Именно примером темплеров были вдохновлены первые еврейские поселенцы, когда пытались поселиться на трудных для проживания землях: темплеры первыми доказали, что европейцы могут здесь жить.
Отношения между евреями и темплерами были не дружескими, а скорее коммерческими, ведь секта жила очень обособленно. Тем не менее евреи очень многое почерпнули из опыта темплеров - в виде заимствования методов работы с землёй, в строительстве, даже в повседневной жизни.
Темплеры нередко пользовались услугами еврейских врачей. Один из них, доктор Исидор Эжен (Ицхак) Мамлюк жил в Гиватаиме на улице Патай 11 и ездил на ослике в Сарону. Тут он высадил аптекарский огород, который был любовно возрожден в 2013-14 годах. Календула, мята, герань, лаванда, розмарин и другие лекарственные растения и приправы росли на красивом участке с табличками. К сожалению, спустя 12 лет от этого огорода не осталось и следа. Почему? Как? Кому мешало? Все равно в Сароне есть садовники, там цветут много разных красивых цветов, кустов и деревьев, за которыми есть уход. Почему нужно было уничтожить аптекарский огород в Сароне, непонятно.
Не менее значительны достижения темплеров в градостроительстве. Строительство они вели строго по заранее составленному плану - здесь жилые дома, здесь общественные, а здесь мастерские, и это выделяло немецкие поселения среди хаотичных восточных построек. Улицы в темплерских посёлках, если только тому не препятствовала уже сложившаяся застройка, пересекались друг с другом строго под прямым углом, образовывая в плане крест.
По всему Израилю теперь растут эвкалипты, впервые посаженные в 1872 г. темплерами для осушения болотистых почв, и повсеместно использованные затем еврейскими поселенцами (первыми стали высаживать эвкалипты для осушения почв французы в Алжире).
Особое внимание уделялось зеленым насаждениям, планировкой которых занимался садовый архитектор Иоханнес Лемле. Впервые в Палестине был применен комплексный подход к озеленению пространства: в общественных местах была высажена средиземноморская сосна (Maritime Pine, она же приморская сосна), вдоль пешеходных дорожек - пальмы вашингтония, границы жилого посёлка были очерчены рядами кипарисов. Идея использовать кипарисы для обозначения границ затем была применена в еврейских поселениях. Помимо этого, темплеры высадили саженцы тополей, тутового дерева, редких видов пальм, кактусов и других видов деревьев, до этого неизвестных в Палестине.
Sarona - это искаженное библейское Шарон (Сарон, שרון); на иврите буква "шин" может читаться, как "с" и как "ш".
Точное местоположение сказочно плодородной земли Шарон в библии не указано, и о нём можно только гадать. Евреи назвали долиной Шарон равнину севернее Тель-Авива, между нынешними Герцлией и Нетаньей, а темплеры вот эту местность у берегов реки Аялон, в одном часе ходьбы от Яффо.

Теперь Сарона - излюбленное место отдыха тель-авивцев, а когда мы переехали в центр страны, в 2004 году и еще до 2008 года тут были непроходимые заросли, в которых прятались заброшенные и полуразвалившиеся домики. В этих зарослях находились места встреч израильской разведки, а на краю стояли жалкие бараки, в которых располагались редакции радио и телевидения. На моих глазах началась и была произведена реставрация местности. Домики отреставрированы, некоторые перенесены на другие места, облагорожена местность - пруды с лилиями и золотыми рыбами, розы, стрелиции, канны, цитрусовые, плюмерии, жакаранды... Вокруг европейского оазиса выстроены многоэтажные жилые дома.
После посещения Сароны я обычно веду гостей по улице Каплан, у темплеров называвшейся Зеештрассе, поскольку она вела к морю, к зданию израильского филармонического оркестра, Гейхал а-Тарбут. Мы проходим мимо Дома журналистов (редакции радио и ТВ давно переехали в Иерусалим) и видим первую типографскую машину, выставленную на всеобщее обозрение прямо под открытым небом.
Перейдя из-за строительства метротрамвая перекопанную нынче улицу Ибн Гвироль, мы поднимаемся по улице Дизенгоф к зданию Израильского филармонического оркестра и заходим во дворик, общий для него, выставочного зала Елены Рубинштейн и театра Габима. Там создан оазис с сикоморами и глицинией, мостиками и скамеечками.
При входе во дворик покрытая покрывалом собака
При выходе из дворика в здании театра Габима, на углу, располагается кафе "Бабка". Там есть туалет, который всегда нужен прогуливающимся, а также большой выбор салатов, закусок, выпечки и кофе.
Пройдя через площадь Габимы и оглянувшись,
мы оказываемся на бульваре Ротшильда. Это его окончание. Когда-то, лет 12 назад я была здесь на экскурсии по теме Баухаус. На самом деле баухауса больше на улице Дизенгоф, просто по бульвару Ротшильда приятнее гулять. А застроен он домами в разных стилях, и больше всего эклектики. Первоначально бульвар был засажен эвкалиптами, но эти деревья цветут во время обычных для Израиля весенних хамсинов и это создавало эффект ингалятора. Поэтому было решено их вырубить и посадить другие деревья. У площади Габимы это фикусы, а затем - делониксы королевские с их причудливо изгибающимися ветвями. Когда в июне-июле делониксы цветут, это создает невообразимую красоту: алые цветы, гроздьями покрывающие всю дерево, контрастируют со светло-зелеными яркими перистыми листьями. Но даже и не во время цветения делониксы декоративны благодаря своим извилистым стволам.
Продолжение следует
|
|
</> |
Домашний интернет от «Мегафона»: актуальные тарифы и выгоды
Л.Грот о подлинной сути "норманнской теории".
Доброе утро!
Германия. Холодный душ для США. Их опасный проект не выдерживает критики...
Волшебная дверь на вторник 21 октября 2025
Россия. Тюмень. Часть 1. Июль 2021
Сыроежка розовая
Особняк Новокрещёновой
Type O Negative - Slow, Deep and Hard, 1991

