О Портрете Элизы Паренской
volynko — 04.11.2021О марках Польши, выпущенных в 1968-10-01 из серии «Польские картины (1968)» писал ранее в посте Польская живопись "Еврейка с лимонами" Сегодня перейдём к следующей марке номиналом — 1,35 zł , c польской картины "Портрет Элизы Паренской" Станислава Выспянского, номер по каталогам: Mi:PL 1867, Sn:PL 1605, Yt:PL 1717, Sg:PL 1847, AFA:PL 1753, Каталог польских марок (Fischer) PL 1720
Станислав Выспянский — польский драматург, поэт, архитектор, живописец, плодовитый портретист, дизайнер интерьеров и мебели. Польский художник и писатель пьес и стихов.
Выспянский родился в Кракове.
Еще в школе все знали, что Выспянский и Мехоффер в будущем станут художниками.
В октябре 1887 года он стал учеником Краковской школы изящных искусств.
В то же время Станислав начал изучать философию в Ягеллонском университете.
Из-за избытка занятий молодой студент и вскоре отказался от посещения большинства лекций в Краковском университете, за исключением лекций по искусству эпохи Возрождения с профессором Марианом Соколовским, выдающегося историка в области искусства и музеев.
В зимнем семестре 1889 года Выспянский пришел в эти классы в компании Яна Матейко.
Мастер очень быстро увидел потенциал Выспянского и явно поддержал его, который сделал все, чтобы не разочаровать своего учителя. Выспянский в Школе изящных искусств был одним из лучших и самых прилежных учеников, что удивительно, если упомянуть его нежелание учиться в течение предыдущих 12 лет.
Искусство, однако, было настоящей страстью Станислава Выспянского, и в первый год он посвятил целых 80 часов изучению работ Альбрехта Дюрера на школьном курсе истории искусства (и стоит добавить, что он делал это также по воскресеньям и в праздничные дни).
Во время учебы в области искусства Выспянский очень заинтересовался сохранением произведений искусства. Вместе с профессором Владиславом Лущкевичем он совершил несколько инвентаризационных экспедиций.
Во время этих путешествий он сделал множество набросков и рисунков, за которые, вернувшись, даже получил награду Польской комиссии по исследованию истории искусства.
С сентября 1889 г. Выспянский работал художником при реставрации костела Святой Марии. Его покровители — Ян Матейко и Тадеуш Стриженски - позаботились о том, чтобы он получал вознаграждение за свой труд.
Выдающийся польский архитектор Тадеуш Стриженский отложил часть зарплаты своего подопечного на эти деньги, а также на стипендию, которую он получил от Матейко в 1890 году, Выспянский получил возможность отправиться в образовательную поездку за границу.
1890 году, Выспянский получил возможность
отправиться в образовательную поездку за границу.
Тогда было целесообразно, чтобы каждый молодой
образованный человек прошел так называемую
«Гранд-тур» - долгое путешествие по важнейшим
городам Европы. Организатором поездки был Тадеуш Стриженский -
именно он составил план путешествия Выспянского.
Станислав Выспянский посещает крупнейшие центры европейской культуры и наследия. Он путешествует по Италии, Швейцарии, Франции, Германии и Чехии.
После поездки, по возвращению в Краков Выспянский чувствовать себя неудовлетворенным.
Он вернулся в институт, но не посещал занятия. Посетив крупнейшие европейские культурные и художественные центры, он понял, что дальнейшее образование в краковской школе не поможет ему развиваться.
Однако вскоре Ян Матейко нанял его и Мехоффера для росписи гербов и эмблем в церкви Святой Марии, а вскоре и для дизайна витражей. Возможно, таким образом он хотел на время задержать самых талантливых учеников. Действия Матейко не увенчались успехом. Мехоффер ушел первым. Выспянский присоединился к нему в марте 1891 года.
С 1891 по 1894 год он работает во Франции. Наконец, тяжелое финансовое положение заставило его вернуться в Польшу в октябре 1894 года.
Первые месяцы в Польше для Выспянского проходят в застое, но в конце концов он получает свои первые заказы. 1895 год - важный период в жизни Станислава: умирает его дядя Казимеж, рождается его первый ребенок - дочь Хеленка - и он получает важный заказ на изготовление полихромии для францисканской церкви.
В 1896 году Выспянский создал экспрессионистские иллюстрации к «Илиаде» Гомера , а в 1897 году он стал одним из основателей Общества польских художников «Штука». Он также сотрудничал с журналом «Życie», важным журналом для молодой Польши, отвечая за графический дизайн журнала.
В связи с созданием проектов церкви Выспянский начинает работу над так называемым Гербарий - собрание рисунков цветов и растений. Художник интересовался этой темой с раннего детства и, как видите, никогда не покидал ее. Гербарий был создан в 1895-97 годах и являлся своеобразным шаблоном. Эскизы были выполнены карандашом и кое-где покрыты цветной акварелью. Выспянский увековечил около 90 растений.
Сотрудничество с францисканцами привело к созданию еще одной важной работе в 1897 году. Задачей Выспянского стало - изготовить витражи для восьми окон храма. Помимо прочего, она создает незабываемый витраж Стань! (Бога Отеца) и , за что получает награду на выставке религиозного искусства. Стиль модерн прослеживается во всех произведениях, выполненных для францисканской церкви.
В 1896 году Выспянский создал экспрессионистские иллюстрации к «Илиаде» Гомера , а в 1897 году он стал одним из основателей Общества польских художников «Штука». Он также сотрудничал с журналом «Życie», важным журналом для молодой Польши, отвечая за графический дизайн журнала.
Помимо выполнения различных художественных заказов, Выспянский пишет много портретов. Он активно участвует в жизни краковской богемы, что дает ему множество возможностей для портретов.
Помимо выполнения различных художественных заказов, Выспянский пишет много портретов. Он активно участвует в жизни краковской богемы, что дает ему множество возможностей для портретов. Встречается с друзьями.
Он бывает в салонах, где обсуждаются искусство, литература и театр. Большую часть времени он проводит с семьей Паренских - Станиславом и его женой Элизой.
Образованные, с широким кругозором, множеством интересов и прекрасным вкусом, они приветствовали в своем доме величайших личностей Кракова.
У Выспянского были очень близкие отношения с Пареньскими, и хозяйка дома особенно любила его. Элиза была крестной матерью младшего сына художника Стася. Она материально поддерживала его семью, а он спроектировал их квартиру.
Он также передал им большое количество портретов, которые украсили дом Паренских. Элиза Паренская прекрасно понимала художника - и его искусство, и его чуткую психику. Паренская была настоящей хозяйкой краковских салонов, чрезвычайно интеллигентной женщиной, живо интересовавшейся искусством. Его называли «краковской аспазией».
В конце века и в начале нового Выспянский впал в настоящее безумие портретной живописи. Он хотел увековечить в своих работах весь светский свет Кракова. Его портреты, чаще всего выполненные в технике пастели, поражают интимностью и реалистичностью зрелища. Они честны, не обижаются пафосом или искусственностью. Картины Выспянского запечатлевают момент, они умеют запечатлеть момент, что особенно заметно в его милых детских рисунках - Еленки, Митеке и Стась.
В портретах Выспянского дети - всего лишь дети они не позируют в искусственном и искусственном кадре, они естественны. Это слово лучше всего описывает портретные работы Выспянского.
В портретном искусстве Выспянского больше всего интересовало познание психики модели, что хорошо видно в его работах. Его рисунок выполнен мастерски, как и цветовая разработка пастели.
Среди портретов краковской интеллигенции, сделанных Выспянским, много высококлассных работ. Известен его «Двойной портрет Элизы Паренской» , утерянный во время Второй мировой войны.
Есть ещё один портрет Портрет Элизы
Паренской
пастель, бумага, 65,5 × 48,5 см, хранящийся в Частном собрании
написанный в 1904 г., другой портрет «Портрет Элизы
Паренской» написанный в 1905г. представлен мной в начале
поста, они мало чем отличаются друг от друга.
Портрет младшей дочери Паренских, названный в честь ее матери. Девочку рисовал художник много раз (два варианта «Портрета с геранями» ), как и ее сестры и их мужа.
Выспянский также создавал портреты других выдающихся ученых и образованных краковцев. Он изобразил, среди прочего, Владислава Мицкевича (сына великого барда) или профессора Ягеллонского университета, известного филолога-классика Леона Штернбаха с женой и дочерью.
Продолжение следует.
Источник: arthur.io, niezlasztuka.net
Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.
В статье использована марка из коллекции volynko "Живопись на марках"
|
</> |