
О первых признаках расплаты россиян за #Крым


По поводу грядущей пенсионной #реформы, которую нынешний национальный лидер обещал не допустить в бытность свою президентом, народ внезапно стал поминать властям и другие их невыполненные обещания. Упавший #рубль, выросшие #цены, так и не созданные высокотехнологичные рабочие места…
Причём некоторые, и даже многие, уже в открытую готовы признать: да, глупость сделали, что
И разумеется, нашлись – не могли не найтись! – те, кто именно это удорожание стали называть расплатой за #Крымнаш.
Более того, припомнили, что ещё в 2014 году Россию предупреждали: еда, съедающая четверть, треть, а скоро и половину семейных доходов – это Крым.

Впрочем, по прочтении таких обиженных пророчеств червячок сомнения начинает ворочаться с удвоенной энергией. Действительно ли всё стало теперь настолько плохо, что среднему россиянину приходится работать за еду и кров (наверняка ведь вторую половину бюджета съедает подорожавшая коммуналка)?
Чтобы не ходить к гадалке, вот простая и понятная #статистика потребительских расходов домохозяйств. Тут в динамике представлены все изменения в структуре частных ежемесячных трат среднего россиянина на питание, одежду-обувь, ЖКХ и прочие услуги.

Объективно говоря, наиболее заметное изменение структуры расходов произошло в самом начале «нулевых». Тогда доля еды в ежемесячных тратах россиян упала с 45% до чуть более 33%. Да так и застыла на этом уровне. Причём никакая крымская спецоперация на эту структуру сильно не повлияла. Все изменения – в границах тренда.
Означает ли это, что #Крымнаш обошёлся вообще без последствий?
Вопрос до крайности дискуссионный, поскольку даже самые маститые экономисты не в состоянии точно посчитать, где санкции, где продуктовое эмбарго, а где экономический кризис из-за падения цен на #нефть. Но нет сомнений, что первый и второй фактор в совокупности весьма заметно повлияли на качество продуктовой корзины среднего россиянина. В ней стало больше дешёвых жиров, нездоровой пищи и прочих ГМО. Поскольку #импортозамещение пошло по причудливой траектории производства суррогатов и субститутов.
Причём возврата к докризисному пока не просматривается.
А вы считаете ли такие перемены – расплатой? Или, быть может, это мы легко отделались?
|
</> |
