рейтинг блогов

Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...

топ 100 блогов amarok_man04.03.2025

Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...

Альберт Филозов (1937-2019) прошел  путь от токаря на заводе шарикоподшипников до профессора РАТИ, народного артиста России, незаменимого в ролях чудаковатых персонажей не от мира сего.Филозов часто играл разных «белых ворон», недотеп и чудиков, да и в обычной жизни был довольно экстравагантным. Например, долго не вступал в комсомол – считал себя недостойным. Одновременно и весельчак, и крайне закрытый человек.


Личный транспорт не признавал – на работу ездил на метро. Еще у Альберта Леонидовича было абсолютно неактерское качество – он начисто был лишен зависти и ревности к более успешным коллегам и умел искренне радоваться чужим успехам. Значительная часть почти всех его интервью – это восхищение мастерством партнеров и партнерш.
И рассказчик был превосходный. Никогда не забуду, как, давая в своей гримерке интервью, он вполуха прислушивался к голосам из репродуктора, транслировавшего начавшийся уже спектакль. И настолько увлекся рассказом о своем голодном детстве, что чуть не прозевал свой выход. Вдруг на полуслове вскочил и вприпрыжку понесся на сцену… Вообще, несмотря на почтенные годы и регалии, в нем было много озорного, мальчишеского

Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...

В фильме "Правдивая история об Алых парусах". 2009 год
Предлагаю самые яркие фрагменты интервью Альберта Филозова 2010 года.
ДЕТСТВО БЫЛО УРКАГАНСКОЕ
- Альберт Леонидович, у вас очень красивая и редкая фамилия. Откуда?
- К сожалению, для меня самого это загадка. Знаю, что папа приехал в СССР из Польши в 1927-ом. Он был активный комсомолец, мечтал строить социализм. А в 1937-ом «оказался польским шпионом». Его расстреляли через четыре месяца после моего рождения, и по понятным причинам мама с бабушкой эту тему обходили стороной.
Что касается маминой ветви, то вся ее родня - крестьяне из-под Мелитополя. Они переселились в Сибирь в годы столыпинской реформы, жили зажиточно, потому что семья была большая, работящая. Когда пошла волна раскулачивания, вынуждены были уехать в Екатеринбург – Свердловск.
- Вы как-то рассказывали, что по соседству с вашим домом стоял «дом Ипатьева», где расстреляли царскую семью.
- Я жил в квартале от этого таинственного места, в том доме размещался партархив, все окна были заколочены. Конечно, тогда у меня не было никакого отношения ни к императору, ни к его семье, но от того дома постоянно веяло ужасом. Кстати, очень любопытная история связана с нашим жильем. Брат моей бабки, Назар Иваныч, в годы НЭПа выиграл в игорном заведении два одноэтажных дома в самом центре Екатеринбурга. Потом советская власть один у него отняла. А когда мой дед с семьей переехал в Свердловск, им дали квартиру именно в этой одноэтажке.
- Бывают же совпадения!
- Ну что вы! Помните, старый советский фильм «Тени исчезают в полдень»? Кому-то он покажется мелодраматичным, но на самом деле на Урале, и особенно в Свердловске, таких невероятных совершенно историй – мильон. Просто - для кино! Что еще интересно, в том игорном доме потом долгое время находился Свердловский ТЮЗ, а теперь – театральный институт.
- Ген азарта вам случайно не передался по наследству?
- (С облегчением.) Нет! Я не игрок в этом смысле.
- Прочувствовали на себе, каково быть «сыном врага народа»?
- Практически нет. Единственное - я долго не вступал в комсомол, считал себя недостойным. Вступил лишь в 1953 году, когда умер Сталин. А так детство у меня было, как у всех: гонял во дворе мяч, дрался. К счастью, я рано – еще до школы - научился читать, а книжек дома не было, поэтому все свободное время просиживал в библиотеке. Возможно, это меня спасло, потому что двор мог «засосать»

Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...

- Могли пойти по «кривой» дорожке?
- Конечно, мог! Да там все детство уркаганское было. Я хорошо помню, как длинными июньскими ночами вся ребятня собиралась на завалинке у ворот, и там байки, как правило, травили про то, как и кто "сидел" да про блатную романтику. И было ясно, что большинство ребят этого не минуют. Например, мой самый близкий друг детства Витька уже во втором классе был довольно профессиональным щипачом. Однажды он отрывался от милиции на «колбасе» - на подножке трамвая, попал под колеса и лишился ноги. Я потом приезжал, мы виделись…
Я же говорю: сначала любовь к чтению спасла. А потом я стал петь – оказалось, у меня неплохой голос. Чтобы с голоду не помереть, мать отправляла меня в пионерлагерь на все лето, и там, в самодеятельности, проявились мои вокальные данные. Причем случилось это в довольно раннем возрасте, лет с девяти.
- Александр Градский рассказывал, что в детстве у него был голос как у Робертино Лоретти и репертуар от «Ленин всегда живой» до «Битлз». А вы что пели?
Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...
- У моего двоюродного брата была редчайшая коллекция пластинок тридцатых годов - тогда вообще ни у кого в Свердловске ничего подобного быть не могло. Например, знаменитые итальянцы – Карузо… Я запоем их слушал и пел вместе с ними. Безумно любил оперу, классические неаполитанские песни. (Поет.) «О-соля-о-соля миа…»
В хоровом коллективе при Дворце пионеров, куда я ходил, была изумительный педагог с очень смешной еврейской фамилией Мебель. Мебель Марья Абрамовна... Она преподавала в консерватории, и нас научила всему. Там было все серьезно! Музграмота, репетиции, записи на радио. Помню, мы пели под симфонический оркестр оперу «Девушка семиделушка» - о девушке, которая семь дел начинала и ни одно не доводила до конца. Я там пел арию Медведя…
Словом, я всерьез мечтал о профессиональной музыкальной карьере. И вероятно, стал бы певцом, если бы в тринадцать лет мой голос не «сломался». Хотя петь я и сейчас люблю – с удовольствием пою и в церковном хоре, и на сцене.
- Кто тогда был вашим кумиром?
- Мне очень нравился замечательный драматический тенор Георгий Нэлепп, к сожалению, ныне полузабытый, несмотря на сумасшедшую прижизненную славу. Попозже, когда я уже учился в школе-студии МХАТ, меня потряс другой знаменитый тенор – Николай Печковский. Уверен, вы такой фамилии вообще не слышали, а тогда… Если в Москве «гремели» Лемешев и Козловский, то в Ленинграде все ломились на Печковского. В 1956 году он только освободился из лагерей (отсидев десять лет за то, что пел немцам во время оккупации), приехал в Свердловск с гастролями, и я попал на его концерт. Лучше я ничего в жизни не слышал!
Кстати, знаменитый актер Женя Урбанский, который учился двумя курсами старше, потом рассказывал мне, что, когда его отца репрессировали, вся их семья жила в заполярной Инте. И отбывавший там же свой срок Печковский обучал его пению в местном клубе. И такие совпадения бываю

Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...

"В МОСКВУ ВЛЮБИЛСЯ СРАЗУ"
- Не слишком ли преувеличен тот факт, что актером вы стали волею случая?
Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...
- Абсолютная правда! Время было тяжелое – 1953 год, жили мы очень трудно. Поэтому, получив паспорт, я пошел работать на шарикоподшипниковый завод. Выучился на токаря четвертого разряда, два года точил желоба у подшипников. И вполне возможно, что проработал бы еще долго.
Но тут в Свердловск приехал на гастроли МХАТ, объявили набор в его знаменитую Школу-студию. Друг чуть ли не силком затащил меня на экзамены - за компанию. И четверых - Юру Гребенщикова, Нину Скоморохову, Зою Галееву и меня - приняли. Для меня это было полной неожиданностью! К тому времени я занимался в драматическом кружке при ДК «Строителей» имени Горького, играл в каких-то пропагандистских пьесах, но считал, что путь на сцену мне заказан.
Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...
- Почему?
- Хотя бы потому, что у меня внешность, прямо скажем, неказистая. А все артисты в то время обладали просто роскошными данными - статные, высокие, красивые. И Стриженов, и Дружников, я уж не говорю о поколении постарше, где блистали Борис Николаевич Ливанов, Дикий, Абрикосов, Мордвинов… Красавцы! И артисты грандиозные.
- А как же Сергей Мартинсон, Алексей Грибов, Эраст Гарин? Красавцами не назовешь, зато актеры милостью божьей.
- Вы не видели Гарина в молодости – есть фотографии. А в «Горе от ума»?! Вот он был – герой! Это в наше время пришли другие герои – и лысые, и такие-сякие… (Смеется.) И Калягин, и Евстигнеев, и Мягков, и Гафт… Из классических типов они выпадают, хотя уже сами давно стали классиками. А раньше таких героев не было точно совершенно.
Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...
- Когда стали студентом, было ощущение, что вот оно счастье и «теперь весь мир у моих ног»?
- Конечно, было ощущение радости. И в Москву я влюбился с первого взгляда, сразу понял: никуда отсюда не уеду. Даже если будут выгонять...
У нас был очень сильный курс - там учились Слава Невинный, Женя и Саша Лазаревы, Толя Ромашин, Алла Покровская, Володя Кашпур, Гена Фролов, Таня Лаврова… Все как на подбор - талантливые и работоспособные.
- Не пошла кругом голова от студенческой вольницы?
Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...
- Такой уж разгульной жизни не было. Мы были заняты по 24 часа в сутки: с утра до ночи на лекциях, а потом еще в общежитии этюды разыгрывали. У нас не было времени ни на что! Выпивали? Да! От голода, от безденежья. Случалось, что и голодали. Помню, в обычные дни можно было перехватить взаймы у двух совершенно замечательных женщин из учебной части, что мы регулярно и делали. А в воскресные - мы с Юрой Гребенщиковым занимали 25 рублей у дворничихи. Покупали на эти деньги бутылку водки, буханку черного хлеба, самую дешевую банку консервов «Печень трески» и пачку пельменей. Наедались на всю неделю вперед, и так немножко расслаблялись.
А насчет веселых компаний, застолий, нет, не помню такого. Быт вообще был суровым, не располагающим к развлечениям. Студенты МХАТа жили на Трифоновке, за Рижским вокзалом в бывших казармах, в которых еще во время первой мировой держали пленных австрийцев. С решетками на окнах, с зияющими дырами в стенах. Зимой холод стоял жуткий! Помню, будущий знаменитый артист Владимир Заманский спал на кровати у окна, а прямо на него из огромной щели в стене падал снег.
- Вы так «вкусно» рассказываете об этих казармах и о «Печени трески» как будто ностальгируете по самым классным временам в своей жизни.
Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...
- Нет, я их считаю классными только потому, что мы были молодыми, учились в очень хорошем учебном заведении, где были благороднейшие, замечательные люди – наши педагоги.
Тогда же во МХАТе были собраны просто «сливки» культурной интеллигенции. Например, литературу начала ХХ века нам преподавал Андрей Донатович Синявский – ни больше ни меньше. Историю русского театра - знаменитый Филиппов, который лично знал Шаляпина, Ермолову и даже на сцене им подыгрывал. А Александр Сергеевич Поль, читавший нам Малларме по-французски… Конечно, им было что рассказать. Так что это воспитывало, и это было замечательно. А бытовые условия? Общага, холодная вода. Чтобы постирать рубашку, надо нагреть здоровенный чайник чугунный на газу. А поскольку рубашка была одна, надо было успеть ее высушить, погладить, потому что манеры нам преподавала княгиня Елизавета Григорьевна Волконская. И встретиться с ней в несвежей рубашке было просто невозможно

Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...

"АКТЕР – ТРАГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ"
- В свое время вас звали во многие знаменитые театры, но вы отказались. Есть причина?
- Я не мог бы работать, скажем, в «Современнике», где очень жесткие правила. Я ушел из Театра Станиславского, когда пришлось подменять активно снимающегося Евгения Леонова. Не пошел "На Таганку", где Любимов предложил ввестись на Свидригайлова - то, что играл Володя Высоцкий. Вводы - вообще неприятная штука. Представляете, каково выходить к зрителю, пришедшему «на Леонова»?! А в «Школе современной пьесы» мне уютно, комфортно, я знаю, что в меня верят. Потому что сам в себя, честно говоря, я не очень-то верю…
Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...
- А вы честолюбивы!
- Ну конечно! По-моему, честолюбие – обязательная черта нашей профессии и поэтому самая греховная. Не лицедейство само, а именно честолюбие. И все артисты страдают, когда аплодисменты раздаются не тебе, а твоему коллеге, когда цветы несут ему, а не тебе. И ничего с этим не поделаешь. К сожалению. Сколько бы ни хвалили за талант, ни писали восторженных рецензий, ты живешь каждый день и каждый день тебе нужно подтверждение. Сегодня ты сыграл хорошо, и все тебя любят, а завтра ты можешь провалиться, и через год могут о тебе вообще не вспомнить. Как многих не просто хороших, а великих актеров. Трагическая профессия.
.......................

- Я - абсолютно домашний. Всякому веселью предпочитаю одиночество. Не люблю, когда мне лезут в душу, даже когда выпиваем в компании, не люблю плакаться в жилетку. Мне кажется, человек должен жить независимо.

Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...

С женой Натальей. Фото из открытых источников
- Вы неохотно говорите о своей личной жизни, хотя ваш случай уникальный – не каждый решится стать отцом в столь взрослом возрасте.
- Дело в том, что я принципиально считаю: не надо говорить и писать об этом. Скажу лишь, что мой старший сын Андрей от второго брака уже вполне взрослый, мы с ним друзья. Он закончил историко-архивный институт, работает журналистом.
А с нынешней супругой Наташей мы познакомились в 1986 году в Киеве, как вы правильно заметили, на съемках фильма «Новые приключения янки при дворе короля Артура».
- Значит, это был «служебный роман»?
- Ну да, типичный - Наташа была замдиректора на этой картине. Более того, она тогда была помолвлена - собиралась выходить замуж за успешного итальянского юриста. Не скажу, что я как-то необычно за ней ухаживал – я человек не романтичный, но мы поженились, а потом и повенчались.
К слову, в день бракосочетания у нас не было ни белого платья, ни фаты, да и свадьбы как таковой не было. Не было даже собственного жилья. Я играл в «Школе современной пьесы», и наш режиссер позволил нам пожить в театре – маленькая гримерка заменила и спальню, и кухню, и гостиную. Небольшую квартирку мы получили только после того, как у нас родилась старшая дочь Настя

Любовь к съемкам мне привил Женя Урбанский...

Альберт Филозов с дочерьми. Фото из открытых источников

Полностью интервью здесь: https://dzen.ru/a/ZkA58bZhHXFsR9L9

...........................

Последние годы жизни Филозов боролся с онкологическим заболеванием. Умер 11 апреля 2016 года в Москве на 79-м году жизни.
Похоронен на Ваганьковском кладбище

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наверняка все заметили, как возбудились средства массовой информации в минувший вторник, когда стало известно о взрыве в столице Ливана. Вначале предположили, что это мог быть террористический акт… Однако тут же отмели эту версию, поскольку сразу же заговорили о ...
В среду в Париже состоялась премьера 3-го сезона сериала «Эмили в Париже». Мероприятие посетили актеры проекта и другие звездные гости.
Четырнадцатилетняя ирокезка (могавк) и будущая золотая медалистка Олимпийских игр Ванек Хорн-Миллер укачивает свою младшую сестру после того, как канадский солдат пронзил ее штыком в грудь. Квебек, Окский ...
Очередной приступ у меня жесткой чистки фотохлама, которого опять накопилось в лайтруме вагон и тележка. И опять нашлось то, что пока жалко выкинуть. Ну покажу, раз уж оставила. Ничего их не объединяет, ктоме того, что они спаслись от неминуемой ...
Комментарии Игоря Ивановича и его помощника 31.05.2014 г. Люди в интернете часто спрашивают о больших армейских складах в Артемовске, на которых хранилось огромное количество оружия и бронетехники, почему ополчение до сих пор не возьмет их под контроль? «Там все разворовано и разукомплек ...